воскресенье, 12 апреля 2015 г.

Григорий Бакланов. Повесть «Навеки – девятнадцатилетние»


«В тех, кто пишет о войне, живёт эта необходимость – рассказать всё, пока жив. И только правду».
Григорий Бакланов

Григорий Яковлевич Бакланов (настоящая фамилия Фридман; 1923 – 2009) – русский советский писатель, признанный мастер военной прозы, автор хрестоматийных повестей «Навеки – девятнадцатилетние», «Пядь земли», «Июль 41-го года».
Григорий Бакланов родился 11 сентября 1923 года в Воронеже. В 1941 году, в 17 лет, добровольцем ушёл на фронт. Воевал сначала рядовым на Северо-Западном фронте, затем командиром взвода управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Был тяжело ранен, контужен. Участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. Закончил войну начальником разведки артдивизиона. Награждён орденом «Красной Звезды».

В 1951 году Г. Бакланов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Главным направлением его творчества стала тема: война и человек. Для Г. Бакланова рассказ о войне – это рассказ о своём поколении. Из двадцати ребят-одноклассников, ушедших на фронт, он вернулся один.
Григорий Бакланов. Фото Виталия Арутюнова 

Первые повести о войне, которые принесли Г. Бакланову мировую известность, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), подверглись резкой официальной критике. Советская критика обвиняла Г. Бакланова в «окопной правде» – в правдивом изображении войны глазами её рядовых участников. Впоследствии военная проза Г. Бакланова выходила с трудом, преодолевая идеологические препоны.

Книги Г. Бакланова переведены на многие языки и изданы в 36 странах мира. По книгам и сценариям Г. Бакланова снято 8 художественных фильмов и поставлен ряд театральных спектаклей.

Повесть «Навеки – девятнадцатилетние» – эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. Это рассказ о молодых лейтенантах на войне. Им приходилось отвечать и за себя, и за других без каких-либо скидок на возраст.


Попавшие на фронт прямо со школьной скамьи, они, как хорошо сказал однажды Александр Твардовский, «выше лейтенантов не поднимались и дальше командиров полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастёрке». Ведь это они, девятнадцатилетние взводные, первыми поднимались в атаку, воодушевляя солдат, подменяли убитых пулемётчиков, организовывали круговую оборону.

А самое главное – несли груз ответственности: за исход боя, за составление взвода, за жизнь вверенных людей, многие из которых годились по возрасту в отцы. Лейтенанты решали, кого послать в опасную разведку, кого оставить прикрывать отход, как выполнять задачу, потеряв по возможности меньше бойцов.

Хорошо сказано об этом чувстве лейтенантской ответственности в повести Г. Бакланова: «Все они вместе и по отдельности каждый отвечали и за страну, и за войну, и за всё, что есть на свете и после них будет. Но за то, чтобы привести батарею к сроку, отвечал он один».

Вот такого храброго верного чувству гражданского долга и офицерской чести лейтенанта, совсем ещё юношу, и представил нам писатель в образе Владимира Третьякова. Герой Г. Бакланова становится обобщённым образом целого поколения. Вот почему в заголовке повести стоит множественное число – девятнадцатилетние.

За повесть «Навеки – девятнадцатилетние» Г. Бакланову в 1982 г. была присуждена Государственная премия СССР.

По сценарию Г. Бакланова был снят фильм «Навеки – 19», «Одесская киностудия» (1989) (1 серия, 2 серия).

Цитата из повести Григория Бакланова «Навеки  девятнадцатилетние»:

«…Он  не слышал автоматной очереди: его  ударило, подбило  под  ним ногу, оторвавшись от повозки, он упал. Всё произошло  мгновенно. Лёжа на земле, он видел, как понесли лошади под уклон, как санинструктор, девчонка, вырывала у ездового вожжи,  взглядом измерил  расстояние, уже отделившее его от них.  И выстрелил наугад. И тут же раздалась автоматная очередь.  Он успел заметить, откуда стреляли, подумал ещё, что лежит  неудачно, на дороге, на самом виду, надо бы в кювет сползти. Но в этот момент впереди шевельнулось.
Мир  сузился. Он видел  его теперь сквозь боевую прорезь. Там, на мушке пистолета, на конце вытянутой его руки, шевельнулось вновь, стало подыматься на фоне неба дымчато-серое. Третьяков выстрелил.
Когда санинструктор, остановив  коней, оглянулась, на том месте, где их обстреляли и он упал, ничего не было.  Только подымалось отлетевшее от земли облако  взрыва. И строй за строем  плыли в небесной выси ослепительно  белые облака, окрылённые ветром».

В книжном фонде нашей библиотеки для читателей имеются следующие произведения Григория Бакланова:

Книги рельефно-точечного шрифта
Бакланов, Г. Я. Друзья [Шрифт Брайля] : роман / Г. Я. Бакланов. М. : Просвещение, 1978. 4 кн. С изд.: М.: Сов. писатель,1977.
Бакланов, Г. Я. Избранное [Шрифт Брайля] : повести / Г. Я. Бакланов. М. : Просвещение, 1976. 8 кн. С изд.: М.: Моск. рабочий,1974.
Бакланов, Г. Я. Мой генерал [Шрифт Брайля] : повести и рассказы / Г. Я. Бакланов. М.: «Репро», 2005. 8 кн. С изд.: М.: Вагриус,2000.

Аудиокниги на CD
Бакланов, Г. Я. Мёртвые сраму не имут; Пядь земли [Звукозапись] : повести / Г. Я. Бакланов ; читает В. Аксентюк. Мн. : Звукотэкс, 2014. 1 эл. опт. диск (CD-ROM), (9 час.27 мин.). – Запись произведена в формате MP3.

Аудиокниги на флеш-картах
Бакланов, Г. Я. Меньший среди братьев [Электронный ресурс] : повесть / Г. Я. Бакланов ; читает В. Мищенко. Любовь : повести и рассказы / Д. М. Балашов ; читает В. Герасимов. Огнепальная ревность : роман / А. Бородин ; читает И. Прудовский. Тринадцать способов ненавидеть ; Ангел – телохранитель : романы / Т. В. Гармаш-Роффе ; читает И. Воробьева. – Ставрополь : Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2012. – 1 фк., (51 час.22 мин.). – С изд.: БД СКБСС.
Громов, Б. Н. Терский фронт [Электронный ресурс] : фантастический роман / Б. Н. Громов. Навеки девятнадцатилетние : повесть / Г. Я. Бакланов ; читает И. Мурашко. Три шага на Данкартен : роман / В. Н. Васильев. Похождения бравого солдата Швейка : сатирический роман / Я. Гашек ; читает В. Микитенко ; Б.Н. Громов. – Ставрополь : Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2012. – 1 фк., (81 час.18 мин.).

Плоскопечатные издания
Бакланов, Г. Я. Друзья: роман; Карпухин: повесть [Текст] / Г. Я. Бакланов. М. : Московский рабочий, 1980. 264 с.
Бакланов, Г. Я.  Загадка простоты [Текст] : сборник / Г. Я. Бакланов. М. : Советский писатель, 1984. 280 с.
Бакланов, Г. Я. Июль 1941 года [Текст] / Г. Я. Бакланов. М. : Согласие, 2000. 276 с.
Бакланов, Г. Я.  Навеки девятнадцатилетние [Текст] : повесть / Г. Я. Бакланов. М. : Советский писатель, 1984. 189 с.
Бакланов, Г. Я. Собрание сочинений: в 3 т. [Текст] : повести, рассказы / Г. Я. Бакланов. М. : Русская книга, 1999. 432 с.
Бакланов, Г. Я. Собрание сочинений: в 4 т. [Текст] / Г. Я. Бакланов. М. : Художественная литература, 1983.




Комментариев нет:

Отправить комментарий