Недаром
говорят, что истинная поэзия есть сестра философии; есть даже философия в
образах, и это в полной мере приложимо именно к картинам В.М. Васнецова…
Иоанн Соловьев,
богослов
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) один из самых знаменитых
русских художников XIX века. Его называли «истинным
богатырём русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к
былинно-сказочным сюжетам. С детства мы знакомы с его картинами «Алёнушка», «Богатыри»,
«Иван-царевич на Сером волке» и др. Для
современников «главная заслуга Васнецова
была в том, что, – по словам Александра Бенуа, – он уничтожил ужасные предрассудки, сковывавшие мнение нашего общества
и в частности наших художников».
Васнецов был одним из первых мастеров
русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто «обратился к украшению жизни», взялся за
самые разнообразные области искусства – театральную декорацию, архитектуру,
прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо
и воспринималось как «разменивание
таланта». Между тем, обратившись к новым сюжетам в станковой живописи и к внестанковому*
творчеству, Васнецов пришёл к решению принципиально новых задач, центральной из
которых была задача создания единого, охватывающего разные виды искусства,
стиля, основанного на национальных традициях.