Недаром
говорят, что истинная поэзия есть сестра философии; есть даже философия в
образах, и это в полной мере приложимо именно к картинам В.М. Васнецова…
Иоанн Соловьев,
богослов
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) один из самых знаменитых
русских художников XIX века. Его называли «истинным
богатырём русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к
былинно-сказочным сюжетам. С детства мы знакомы с его картинами «Алёнушка», «Богатыри»,
«Иван-царевич на Сером волке» и др. Для
современников «главная заслуга Васнецова
была в том, что, – по словам Александра Бенуа, – он уничтожил ужасные предрассудки, сковывавшие мнение нашего общества
и в частности наших художников».
Васнецов был одним из первых мастеров
русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто «обратился к украшению жизни», взялся за
самые разнообразные области искусства – театральную декорацию, архитектуру,
прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо
и воспринималось как «разменивание
таланта». Между тем, обратившись к новым сюжетам в станковой живописи и к внестанковому*
творчеству, Васнецов пришёл к решению принципиально новых задач, центральной из
которых была задача создания единого, охватывающего разные виды искусства,
стиля, основанного на национальных традициях.
Виктор Михайлович Васнецов родился 15
мая 1848 года в вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского
священника. Вскоре семья переехала в село Рябово, где и прошло детство
художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были
наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а
вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.
Виктор Васнецов.
Автопортрет (1873)
|
Вятская губерния славилась тогда
местными художниками. Чего только не делали мастера и мастерицы: вышивка,
резьба по дереву, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки,
знаменитые вятские пряники – всё это мог видеть любознательный и пытливый
мальчик.
Природа края с холмистыми перелесками и
таёжными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе
особое очарование и прелесть. Её нельзя было не полюбить, не привязаться к ней
сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях,
протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины.
Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего
художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность
к искусству, к народному эпосу.
Используя в семинарии каждую свободную
минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него
не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни. Васнецов не стал
священником, как мечтал отец. На последнем курсе семинарии юноша решил, что
уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств.
Исполнив две жанровые картинки – «Молочница» и «Жница» (1867) – и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные
деньги едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения
художеств, а в 1868 году становится учеником Академии. Вынужденный зарабатывать
деньги на жизнь, Васнецов даёт частные уроки, иллюстрирует различные издания.
В Академии началась дружба художника с
Репиным, Антокольским, Крамским, Стасовым. Из академических педагогов Васнецов
навсегда запомнил П.П. Чистякова, который сразу почувствовал недюжинный талант
юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь его победам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь разговоры
с Павлом Петровичем Чистяковым», – вспоминал художник.
В 1870 г. умер отец братьев Васнецовых. Двадцатидвухлетний
Виктор и его брат Николай стали старшими в семье и должны были теперь
заботиться о младших братьях. Приехав в родное село Рябово на похороны, Виктор
увидел рисунки одного из младших братьев, Аполлинария. Решили, что Аполлинарию
тоже нужно учиться художествам, и Виктор спустя некоторое время забрал его с
собой в Петербург. Благодаря влиянию и помощи Виктора Михайловича, Аполлинарий Васнецов стал замечательным художником.
Виктор Михайлович провёл в стенах академии
семь лет, с 1868 по 1875 г. За это время он приобрёл мастерство художника, овладел
техникой живописи и отточил свой талант.
Виктор Васнецов «Книжная
лавочка» (1876, ГТГ)
Его первые картины – «Нищие», «Чаепитие», «Рабочий с тачкой»,
«Старуха кормит кур», «Дети разоряют гнёзда»
– были показаны в 1872–1874 годах на выставках Общества поощрения художеств. В
этих произведениях проявились свойственные Васнецову качества: наблюдательность
и огромный интерес к жизни народа. Следующие две работы – «Книжная лавочка» (1876, ГТГ), «С
квартиры на квартиру» (1876, ГТГ) – закрепили за ним положение
художника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко её
воспроизвести.
Виктор Васнецов «С
квартиры на квартиру» (1876, ГТГ)
|
Особый успех выпал на долю картины «С квартиры на квартиру», над которой
художник работал с 1875 года. Судьба бедных, одиноких стариков, выброшенных на
улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника.
Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о
трагедии никому не нужных людей. «Я
думаю, – писал Стасов, – каждый из
нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа
человеческая!.. Прекрасная картина!».
В 1876 году Васнецов по настоятельному
совету друзей едет за границу. Поселившись в окрестностях Парижа, он много
работает на натуре, его привлекает жизнь людей «простых сословий» – рабочих, крестьян; их он постоянно
зарисовывает в свой альбом. Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877,
ГРМ).
В 1878 году, после возвращения на
родину, Васнецов с семьёй переезжает в Москву. «Когда я приехал в Москву, – писал он, – то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, – Кремль,
Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени всё это
веяло на душу родным, незабвенным». Здесь он обращается к новым темам:
русскому народному эпосу, сказке, родной истории. Этот переход от жанровой
живописи к исторической не был неожиданным в творчестве художника. Ещё в
Академии художеств Васнецов исполнил ряд набросков на темы русских былин,
сделал эскиз «Княжеская иконописная
мастерская».
«Противоположения
жанра и истории,
– писал он, – в душе моей никогда не
было, а стало быть и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не
происходило... Я всегда был убеждён, что в жанровых и исторических картинах...
в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний
и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ,
который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
Первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с
половцами» (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке.
Поэтическое сказание «Слово о полку Игореве» привлекло Васнецова могучей
эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник
изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных
этюдов, ищет наиболее удачное решение темы.
Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»
(1880, ГТГ)
|
Постепенно от эскизов, в которых
показана ярость битвы, напряжённость схватки, Васнецов переходит к созданию
величаво-торжественной трагедии битвы. Стремясь передать глубокий смысл поэмы,
её героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди
бескрайней южной степи, озарённых отблесками восходящей луны.
Заметно изменилась творческая манера
художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим
монументальным полотнам, к широкой свободной живописи. Вместо тёмной
серо-коричневой гаммы ранних картин появляются звучные, но вместе с тем
сдержанные, жёлтые, голубые, красные и серо-зелёные цвета. Картина не встретила
всеобщего одобрения. Одни, как П.П. Чистяков, восторгались, считая её «необыкновенно замечательной, новой и
глубокой поэтической вещью», другие отнеслись к ней более чем равнодушно,
не поняв новаторства Васнецова.
В Москве художник сближается с семьёй
известного мецената, богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова,
сгруппировавшего вокруг себя цвет русской интеллигенции. Летом многие художники
переезжали в Абрамцево – имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли,
писались декорации, возводились церкви. Здесь же художники много и плодотворно
работали. В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал одно из лучших своих
произведений – «Алёнушка» (ГТГ) – на
сюжет русской сказки.
Виктор Васнецов «Алёнушка»
(1881, ГТГ)
Трогательная нежность и глубокая
поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не
буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его
эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склонённая
голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд – всё
говорит о тоске и горе Алёнушки. Природа созвучна её настроению, она словно
скорбит вместе с девочкой. Стройные берёзки, молоденькие елочки, окружающие Алёнушку,
словно оберегают её от злого мира. Картина «Алёнушка» – одна из первых в
отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с
поэтичностью и задушевностью родной русской природы.
В Абрамцеве Васнецов принял участие в
создании декораций к пьесе-сказке «Снегурочка»,
которую решено было поставить в 1881 году на любительской сцене Мамонтова.
Исполнять спектакль должны были члены мамонтовского кружка. Васнецову досталась
роль Деда-Мороза. О своём выступлении Виктор Михайлович
сочинил шуточные стихи:
Нарядные декорации Васнецова донесли до зрителя очарование поэтической сказки. «Никогда ещё фантазия, – писал Стасов о декорациях «Палаты Берендея», – не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной». Стасов добился, чтобы декорации были перенесены на большую, профессиональную, сцену частной оперы Мамонтова. В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, «избушка на курьих ножках». В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.
Да,
я писал стихи,
То
стихи были, не проза!
Ах,
грехи мои, грехи –
Деда
я играл Мороза!Нарядные декорации Васнецова донесли до зрителя очарование поэтической сказки. «Никогда ещё фантазия, – писал Стасов о декорациях «Палаты Берендея», – не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной». Стасов добился, чтобы декорации были перенесены на большую, профессиональную, сцену частной оперы Мамонтова. В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, «избушка на курьих ножках». В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.
Виктор Васнецов «Палаты
царя Берендея». Эскиз декорации к сказке А.Н. Островского «Снегурочка» (1885)
Чрезвычайно интересна одна из
значительных его работ – фриз «Каменный
век», созданный Васнецовым для Московского Исторического музея. Предложение
историка А.С. Уварова выполнить роспись, посвящённую людям каменного века,
Васнецов вначале категорически отверг. Но вскоре он согласился выполнить заказ
и сразу же взялся за работу: изучал исторические материалы, беседовал с
археологами, стараясь представить себе жизнь далёких предков. Сын художника вспоминал, что работа над
картиной не прекращалась и дома: «В доме
появилось много интересных вещей – кусок клыка мамонта, лосиный рог, топор
каменного века и другие вещи, нужные для картины каменного века».
Фриз разделён на три сцены: труд людей, охота
на мамонта и пир после победы над мамонтом. В сцене труда Васнецов показывает
первобытных людей за их насущными занятиями: они высекают каменные орудия, лепят
глиняную посуду, долбят из ствола дерева лодку. Над всей сценой возвышается мощная
фигура вождя с суровым и волевым лицом.
Но вот перед нами другая сцена: люди поймали
в выкопанную в земле яму огромного мамонта и пытаются убить его, кидая камни,
пуская копья и стрелы. Громадный зверь ревёт, пытаясь обороняться, острые тяжелые
бивни взметнулись в воздух, люди с искажёнными от напряжения лицами нападают на
чудовище. Охота закончилась победой – и вот уже на костре жарится мясо, люди
поют какие-то дикие песни, пляшут вокруг костра под крики и ритмичный стук,
издаваемый ударами кости о кость.Около двух лет –
и в Москве, и в Абрамцеве – продолжалась работа над двадцатипятиметровым
фризом, и только 10 апреля 1885 года художник его закончил.
Виктор Васнецов. Фрамент фриза «Каменный век» (1885)
«Впечатление,
произведённое на современников «Каменным веком», – писал И. Грабарь,
– пожалуй, можно сравнить только с
впечатлением, произведённым когда-то «Помпеей» К. Брюллова».
Дар Васнецова-монументалиста,
проявившийся в этих фризах, настолько очевиден, что в том же году (1885) его
пригласили в Киев для участия в декоративных
работах для только что построенного Владимирского
собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником древней
Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей – Владимира,
Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др. Стены собора
Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и
диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры. Выполнять работу
было трудно: отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а
художник не мог отказаться от своего восприятия мира, от живого,
реалистического видения. Со стен Владимирского собора смотрели не условные лики
святых, а изображённые правдиво и естественно храбрые, могучие русские люди,
поборники свободы и справедливости.
Напряжённая работа в соборе не помешала
Васнецову осуществить и другие творческие замыслы. В 1889 году он написал
картину «Иван Царевич на Сером Волке»
(ГТГ) и представил её на передвижной художественной выставке, выполнил
иллюстрации к «Песне про купца
Калашникова» (1891).
Виктор Васнецов «Иван-царевич на Сером волке» (1889, ГТГ)
|
В 1891 году Васнецов с семьёй
возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи П.М.
Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и С.И. Мамонтова Васнецов
осуществляет давнюю мечту – строит по своему проекту мастерскую. Здесь он
принимается за работу над картиной «Богатыри»,
эскиз к которой был сделан много лет назад. На Десятой передвижной выставке
1897 года появляется его картина «Царь
Иван Васильевич Грозный» (ГТГ).
Виктор Васнецов «Богатыри»
(1891, ГТГ)
На своей первой персональной выставке в
1898 году Васнецов показал «Богатырей», работа над которыми длилась около
двадцати лет. Решённая в монументально-декоративном плане картина воссоздаёт
образы трёх любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни
Никитича и Алёши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.
Стремясь к монументальному решению,
Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на
всадников, чёткие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и
благородно сочетаются яркие и звучные краски – зелёная, коричневая, красная,
белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой
ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединён плавными и
спокойными ритмами с фигурами богатырей.
Здесь проявилось умение Васнецова
создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим представлениям. В
1898 году «Богатыри» заняли почётное место в Третьяковской галерее.
«Я
считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из
первейших мест»,
– выразил общее мнение В.В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями»,
Стасов писал: «И тут и там – вся сила и
могучая мощь русского народа. Только эта сила там – угнетённая и ещё
затоптанная... а здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не
боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей
представляется потребным для всех, для народа».
Одним из самых известных архитектурных
проектов В.М. Васнецова стал новый фасад
Третьяковской галереи, созданный в 1901 г. Павел Михайлович Третьяков всю
жизнь собирал свою коллекцию русского искусства для того, чтобы передать её в
дар городу Москве. При жизни коллекционера она находилась в его доме в
Лаврушинском переулке. После смерти Павла Михайловича и его жены Попечительский
совет галереи решил частично перестроить дом, чтобы помещение лучше служило
музейным целям. Также было решено пристроить новый фасад.
Кому было взяться за эту работу, как не
Виктору Васнецову, долгие годы дружившему с семьей Третьяковых? Кто мог лучше
его выразить русскую национальную идею, вдохновлявшую Павла Михайловича в его
деятельности коллекционера и мецената? Васнецов решил выполнить эту работу бесплатно,
из уважения к памяти Третьякова и делая тем самым свой вклад в благородное дело
создания публичного музея русского искусства.
Так возник всем хорошо знакомый фасад, похожий
на сказочный терем с тремя порталами-входами. Над главным входом в центре
фасада – барельеф с изображением герба Москвы – Георгия Победоносца, поражающего
копьём дракона. В верхней части фасада расположена надпись, рассказывающая о даре
братьев С.М. и П.М. Третьяковых. Над ней находится узорчатый майоликовый фриз,
сделанный по рисункам Васнецова в керамической мастерской Абрамцева.
Виктор Васнецов.
Эскиз фасада Третьяковской галереи (1901)
|
В начале 1900-х годов Васнецов выполняет
многочисленные композиции на религиозные темы, работает одновременно над
несколькими картинами – «Баян»
(1910, ГРМ), «Спящая царевна», «Царевна-лягушка»
(1918), «Кащей Бессмертный» (1917–1926),
«Царевна Несмеяна» (1914– 1926) – и
рядом других больших композиций (всё в Доме-музее В.М. Васнецова в Москве).
Виктор Васнецов.
«Царевна-лягушка» (1918)
Творческая фантазия художника казалась
неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено
было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над
портретом художника М.В. Нестерова, Васнецов скончался.
Виктор Михайлович Васнецов прожил долгую
жизнь – семьдесят восемь лет. Он проделал огромный путь: от бедного сына
священника из глухой вятской деревушки до великого русского художника. Добился
он этого верой в своё высокое призвание, неустанным ежедневным трудом и
развитием своего таланта. За свою жизнь он украсил русскую землю чудесными
творениями, и созданные им образы впечатаны в сердце каждого русского человека.
ПРИМЕЧАНИЕ
* Существует два основных типа живописи:
монументальная и станковая. Монументальная
живопись всегда связана с архитектурой – это роспись стен и потолков
зданий, украшение их изображениями из мозаики и других материалов, витражи –
картины и орнаменты из цветных стёкол – т.д. Станковая картина не связана с
определённым зданием и может быть перенесена из одного помещения в другое.
Станковая
живопись
– один из родов живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение
и воспринимаются независимо от окружения. Буквально – живопись, созданная на
станке мольберте.
В фонде библиотеки имеется ещё больше информации о
Викторе Васнецове и его творчестве, в том числе и в адаптированных
форматах:
Бахревский, В. А. Виктор Васнецов
[Звукозапись] : жизнь и творчество / В. А. Бахревский. – М. : Логосвос, 1991. –
5 мфк., (16 час.26 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Молодая гвардия, 1989.
Бахревский, В. А. Виктор Васнецов:
биография [Текст] / В. А. Бахревский. – М. : Молодая гвардия, 1989. – 364 с.
Дмитренко А.Ф. 50 кратких биографий
мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В. Кузнецова, О. Ф. Петрова,
Н.А. Фёдорова. – Ленинград, 1971 г. – С. 163-169.
Пастон, Э. В. Виктор Васнецов [Текст] / Э.
В. Пастон. – М. : Слово, 1996. – 96 с. – (Картинная галерея).
Русская живопись: великие мастера. Ч.1
П. Федотов, В. Васнецов [Видеозапись]. – М. : Rise media, 1997. – 1 вк. (90
мин.).
Человек с Луны: дневники, письма, статьи
Николая Николаевича Миклухо-Маклая [Звукозапись] / читает В. Сушков. Косыгин /
В. И. Андриянов ; читает Ю. Заборовский. Виктор
Васнецов / В. А. Бахревский ; читает С. Репина. Юрий Гагарин / Л. Данилкин
; читает С. Кирсанов. – М. : Логосвос, 2012. – 1 фк., (73 час.40 мин.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий