суббота, 27 июля 2019 г.

«По солнечной стороне жизни» (к 235-летию со дня рождения Дениса Давыдова)






Свое повествование о Денисе Васильевиче Давыдове я начну, как говорится, «от печки», то есть от того момента в моей жизни, когда возник интерес к его жизни и творчеству. В 1980 году на экраны страны вышел художественный фильм режиссера Станислава Ростоцкого «Эскадрон гусар летучих». В советское время кинематограф пользовался огромной популярностью, в кино ходили часто и с большим удовольствием. У нас с мамой была традиция по субботам смотреть фильмы в кинотеатре «Дружба», который располагался недалеко от дома. Разумеется, премьера нового фильма привела нас в очередную субботу в кинотеатр. Фильм понравился мне необыкновенно. Всё в нем было прекрасно: историко-приключенческая интрига о событиях Отечественной войны 1812 года, обаятельный Андрей Ростоцкий в роли Дениса Давыдова, мелодичные песни на стихи Дениса Васильевича, любовная сюжетная линия, невероятные костюмы героев.

Фильм получился динамичным, заводным, веселым и увлекательным. Неслучайно, после выхода картины на экран её посмотрели 23 миллиона зрителей. Вот с этого фильма и возник у меня интерес к личности и творчеству Дениса Давыдова. Я была совершенно им очарована. В голове сложился целостный образ героя – «гусара, поэта, партизана», спасающего Родину от врага, помогающего друзьям, сочиняющего стихи, влюбляющегося в женщин. При этом делал он все это озорно, легко, непринужденно, задорно!


Боль – показатель, что у человека что-то складывается не так, радость – показатель, что всё у человека идет правильно! Радость притягательна, люди тянутся к ней как к свету. Радостные люди всегда симпатичны, заразительны и привлекательны для окружающих, поскольку сохраняют в себе изумительную молодость сердца и нрава! Денис Давыдов был именно таким человеком, таким же было его творчество. В этом, на мой взгляд, заключается секрет внимания соотечественников к его жизни и творчеству на протяжении долгих-долгих лет. Этим он покорил и меня.
А в 1984 году папа из Болгарии привез мне книгу стихотворений Дениса Давыдова. Книгу предваряла вступительная статья о биографии автора. Из неё я узнала, что Денис Давыдов родился 27 июля 1784 года. Я была совершенно счастлива, ведь я тоже родилась 27 июля. Это был важный знак, символизирующий для меня определенное родство наших душ!

А какие замечательные стихи были в этой книге! В неё вошли все произведения, которые прозвучали в фильме, но было еще очень много не известных мне стихотворений. Одно из стихотворений я также посчитала добрым родственным знаком. Приведу его здесь полностью:

Бурцову*. Призывание на пунш

Бурцов, ёра, забияка,
Собутыльник дорогой!
Ради Бога и… арака
Посети домишко мой!

В нём нет нищих у порогу,
В нём нет зеркал, ваз, картин,
И хозяин, слава Богу,
Не великий господин.

Он – гусар и не пускает
Мишурою пыль в глаза;
У него, брат, заменяет
Все диваны куль овса.

Нет курильниц, может статься,
Зато трубка с табаком;
Нет картин, да заменятся
Ташкой с царским вензелём!

Вместо зеркала сияет
Ясной сабли полоса:
Он по ней лишь поправляет
Два любезные уса.

А наместо ваз прекрасных,
Беломраморных, больших,
На столе стоят ужасных
Пять стаканов пуншевых!

Они полны, уверяю,
В них сокрыт небесный жар.
Приезжай, я ожидаю,
Докажи, что ты гусар.
(1804 г.)

Поскольку я ношу ту же фамилию, что и друг Дениса Давыдова, у меня сложился «внутренний миф», что это мой далёкий предок, родственник, так сказать, по папиной линии.
В 2019 году исполняется 235 лет со дня рождения Дениса Давыдова, человека, прошагавшего «по солнечной стороне жизни», и мотивирующего нас поступать также. Быть загадочно трагичным, обиженным и непонятым – легко. Труднее быть счастливым, жизнерадостным и открытым. Учитесь радости! Это делает трудное лёгким, а тёмное светлым. Я уверена, стихи Дениса Давыдова, и книги о его жизни вам помогут в этом всенепременно!

Гл. методист СКБСС Ирина Бурцева

ПРИМЕЧАНИЕ
* Алексей Петрович Бурцов (Бурцев, 1783, Липецк – 1813, Германия) – русский офицер, ротмистр Белорусского гусарского полка, которому посвящёны несколько стихотворений его однополчанина Дениса Давыдова, служившего в Белорусском гусарском полку вместе с Бурцовым начиная с 1804 года. А.П. Бурцов упоминается и в повести А.С. Пушкина «Выстрел».

Рекомендую к прочтению издания о Денисе Давыдове, имеющиеся в фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского:

Книги рельефно-точечного шрифта
Задонский Н.А. Денис Давыдов. Кн.1 [Шрифт Брайля] : историческая хроника / Н. А. Задонский. – М. : Просвещение, 1979. – 6 кн. – С изд.: М.: Мол. гвардия, 1962.
Задонский Н.А. Денис Давыдов. Кн.2 [Шрифт Брайля] : историческая хроника / Н. А. Задонский. – М. : Просвещение, 1979. – 7 кн. – С изд.: М.: Мол. гвардия, 1962.

Аудиокниги на CD
Задонский Н.А. Денис Давыдов [Звукозапись] : историческая хроника / Н. А. Задонский. – М. : Логосвос, 1992. – 10 мфк., (35 час.51 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Художественная литература, 1980.

Аудиокниги на флеш-картах
Борушко, О. М. Мальтийский крест [Звукозапись] : исторический роман / О. М. Борушко ; читает Ю. Заборовский. Убитая пирамида / К. Жак ; читает В. Герасимов. Последний фаворит: в 2кн. : роман / Л. Жданов ; читает Ю. Заборовский. Денис Давыдов : историческая хроника / Н. А. Задонский ; читает Е. Терновский. – М. : Логосвос, 2012. – 1 фк., (74 час.32 мин.).

Плоскопечатные издания
Пухов В.В. Денис Давыдов [Текст] : герой отечественной войны 1812 года / В. Пухов. – М. : Современник, 1984. – 184 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий