среда, 6 января 2021 г.

«Дай, Джим, на счастье лапу мне…»

 Любимые животные русских писателей

 Дорогой читатель! Мы продолжаем публикации из цикла «Любимые животные русских писателей», надеюсь, будет интересно. И сегодня мне хотелось бы вам рассказать историю о любимой собаке великого русского поэта Сергея Есенина.

 

Сергей Есенин

В 1925 году поэт искал выход их жизненного тупика. Отчуждение общества, диктатура пролетариата – всё это влияло на поэта, и он готов был «выть от тоски и безысходности». Судьба вела его к заключительному «смертельному прыжку» и он отчаянно искал выход. Именно в это время Сергей Есенин встречает чудесного человека, с которым давно хотел познакомиться – актёра Московского Художественного театра Василия Качалова. Поэт давно мечтал об этой встрече, да всё не складывалось. И вот, совпадение – актёры очень просили Василия организовать у него дома вечер-встречу с поэтом. И в один из мартовских дней они познакомились.

Поднимаясь по лестнице после спектакля со своим новым другом, Качалов услышал радостный лай и весёлое повизгивание своей собаки. С первых минут появления в доме нового красивого гостя с волосами «цвета ржи» Джим – собака Качалова стал проявлять к нему особое расположение, пытаясь лизнуть поэта в лицо или ухо. Гости сидели за столом, спорили и беседовали о всяких разностях, а потом Сергей Есенин читал свои задушевные творения и рассказывал о том, как стал писать стихи, как познакомился с Александром Блоком и Николаем Гумилёвым. Расходились участники встречи поздно ночью, и поэт долго держал за лапу Джима, приговаривая: «… трудно с тобой расстаться». Прощаясь с Качаловым, поэт пообещал написать стихи о его собаке.

Василий Качалов - актёр Московского Художественного театра

Прошло несколько дней, и Есенин снова зашёл к актёру, празднично одетый, с шелковым цилиндром на голове, чтобы прочитать строки, посвящённые Джиму. Так появилось стихотворение «Дай, Джим, на счастье лапу мне…».

 

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придёт, даю тебе поруку.

И без меня, в её уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За всё, в чём был и не был виноват.

 


Поэт очень привязался к Джиму. Во время своей болезни он говорил докторам: «Вы не знаете, что это за собака! Если Качалов привезет её сюда, то я сразу же поправлюсь». Но актёр не привез Джима к Есенину, не получилось. Поэт, оправившись, от болезни часто навещал Василия.  Ивановича в театре и они были дружны. Есенин всегда просил через знакомых передать: «Качалову кланяться. И Джиму – обязательно». К сожалению, это был последний привет от поэта.

В декабре 1925 года в Ленинграде он чувствовал обречённость. Его не приглашали на литературные встречи и диспуты, установили наблюдение, обвиняли в пьяных драках. 28 декабря закончилась жизнь Сергея Есенина, а лапа Джима не принесла ему счастья. 

Гл. методист СКБСС Марина Авраменко

Комментариев нет:

Отправить комментарий