вторник, 2 февраля 2016 г.

Героиня печатного дела – Анна Александровна Адлер

2 февраля 2016 г. исполнилось 160 лет со дня рождения Анны Александровны Адлер (1856 – 1924), первопечатницы книг по системе Брайля в России.


Анна Адлер родилась 2 февраля 1856 г. в Москве в семье полковника русской армии. Её детство и юность проходили в Казани.

Анна Александровна Адлер, 1870

          В 1874 году Анна Александровна окончила с серебряной медалью Казанскую Мариинскую женскую гимназию. В стенах гимназии зародилась её тяга к педагогической и просветительной работе. Впоследствии педагогика и просветительство стали смыслом всей её жизни.

В 1875 году она окончила Казанские педагогические курсы и получила звание домашней учительницы. Сразу по окончании курсов Анна Адлер с головой ушла в общественную деятельность. Она участвовала в благотворительных организациях в годы русско-турецкой войны (1877-1878), помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.

1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще просвещения слепых. Умы передовых людей того времени занимали мысли об изменении отношения государства и общества к инвалидам. Содержание людей с физическими недостатками, например слепых, за счёт пожертвований благотворителей в богоугодных заведениях способствовало лишь их биологическому выживанию.

Инвалиды фактически были лишены возможности самореализации в общественно-полезном труде. Чтобы решить проблему востребованности обществом незрячих людей, необходимы были учреждения, создающие возможность трудовой деятельности незрячих, которая способствовала бы раскрытию их потенциала. Необходимыми условиями полноценного физического и интеллектуального развития слепых и вовлечения их в общественную жизнь являлись грамотность, профессиональная подготовка и возможность последующего трудоустройства.

Человек широко образованный, владеющий многими иностранными языками, А.А. Адлер посвятила жизнь делу просвещения и образования незрячих. Сферу применения своих педагогических знаний Анна Александровна нашла в открытом в 1882 г. Московском учебно-воспитательном заведении (школе) для слепых детей, она была членом Распорядительного комитета и попечительницей школы.

Под руководством основоположника русской тифлопедагогики А.И. Скребицкого* овладела системой Брайля и ввела изучение рельефно – точечной письменности в программу обучения Московской школы для слепых детей.

В учебном заведении было два отделения. В младшем – школьном отделении детей обучали грамоте. В старшем – ремесленном отделении незрячие осваивали ремёсла: мальчики учились искусству плетения корзин и соломенных ковриков, девочки – шить и вязать.

А.А. Адлер была убеждена, что слепые дети после окончания учебного заведения смогут зарабатывать на жизнь своим трудом. Но в первые годы в учебном заведении не было учебников и учебных пособий для обучения незрячих. Анна Александровна всю свою энергию сосредоточила на разработке методики преподавания, которая должна была учитывать своеобразие слепых детей, и создании учебных пособий, облегчающих изучение предметов.

В 1884 г. А.А. Адлер отправилась в Европу с целью перенять опыт преподавания в учебных заведениях для слепых, она посетила Австрию, Германию, Францию, Италию, Англию и Швейцарию. Её поразило большое количество рельефных книг и методических пособий, которыми располагали зарубежные учебно-воспитательные заведения для слепых детей. По возвращении в Москву она взялась за изготовление рельефных географических карт и других наглядных пособий, занималась разработкой методик преподавания незрячим различных дисциплин.

При непосредственном участии Анны Александровны в школе разрабатывались методики преподавания русского языка, литературы, арифметики, геометрии, истории, естествознания, природоведения. Её рекомендации для учителей носили практический характер. Так при изучении Закона Божьего она отмечала, что механическое заучивание текстов не может дать нужных результатов, а следует уделять внимание на духовное религиозно-нравственное воспитание слепых детей. При изучении русского языка А.А. Адлер советовала особое внимание обратить на развитие умения кратко и чётко излагать свои мысли. На занятиях арифметикой следует давать такие знания, которые пригодятся слепым в их будущей самостоятельной жизни.

Анну Александровну интересовали методики изготовления рельефных карт, глобусов, рельефных рисунков, а также способы печатания книг рельефного шеститочия по системе Брайля. Было положено начало созданию фонда учебных и рельефно-наглядных пособий, выписанных из-за границы.

Взгляды Анны Александровны Адлер на педагогику оказались актуальны и по сей день:

«Ничем так верно не определяется степень образования общества и государства, как степенью их внимания к воспитанию подрастающего поколения. Воспитание молодого поколения есть долг гражданский и предмет общей заботы всех членов общества.
Самые древние нравоучителя считали мудрость и доброту лучшими качествами человеческой личности. Поэтому существенная задача воспитания состоит в том, чтобы сообщить воспитаннику верный взгляд на жизнь, сделать его сердце чистым, приимчивым ко всему хорошему и благородному, приготовить его на жизненную борьбу за веру и правду.
Судьба воспитанника в будущем зависит от того: 1) что он знает, 2) что он любит, 3) что он может. Поэтому цель воспитания можно определить следующими словами: воспитывать так, чтобы в зрелом возрасте он нашёл себя, 1) могущим делать доброе, 2) любящим делать добро и 3) имеющим силу совершать доброе. С такими задатками воспитанник найдёт себя способным к выполнению главного назначения человека на земле…».

В 1883 г. А.А. Адлер осуществила перевод нотной системы на рельефно-точечный шрифт. Воспитанники школы смогли учиться игре на музыкальных инструментах не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им точно воспроизводить мелодию музыкальных произведений. Это дало возможность поставить музыкальное обучение на научно-педагогическую основу, открывало учащимся путь к профессионализму.

Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и свою подругу Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного историка Д.И. Иловайского и супругу Ивана Владимировича Цветаева, впоследствии основателя Музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Невозможность издать пособие по нотной записи заставило А.А. Адлер собственноручно написать его по системе Брайля, а тиражированием оригинала занимались уже сами учащиеся.

В России обучение слепых осуществлялось по книгам, напечатанным рельефно-линейным шрифтом. Но этот шрифт был затруднителен для восприятия осязающего пальца, рука незрячего при чтении рельефно-линейных книг должна была совершать много дополнительных движений. В западной Европе в это время уже получил распространение рельефно-точечный шрифт, разработанный Луи Брайлем (1809-1852).

При приюте для слепых детей стала собираться библиотека, но в ней ощущался недостаток литературы. Понимая, что без книг, доступных осязанию незрячих, школьное образование развиваться не может, Анна Александровна решила самостоятельно заняться книгопечатанием для слепых. В 1884 г. она на свои средства выписала из Германии типографский станок-пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие принадлежности, чтобы приступить к печатанию книг по системе Брайля. А.А. Адлер получила в 1885 г. от властей разрешение на право перепечатки книг по системе Брайля в точном соответствии с оригиналом без прохождения в цензурном комитете, а также получила право печатать книги в своей типографии.

Анна Александровна привезла всё необходимое для печатания книг оборудование в имение в селе Троицком Подольского уезда Московской губернии и приступила к набору и изданию первой в России книги, напечатанной шрифтом по системе Брайля на русском языке. Она собственноручно набирала текст, корректировала его и работала на печатном прессе. В наборе книги ей помогали её подруга Эмма Ивановна Герман, родственницы Елена Васильевна и Лидия Васильевна Мышецкие и мама – Надежда Михайловна Адлер.

Печать книг трудно давалась Анне Александровне. Стали нарастать проблемы со здоровьем. Однако это не останавливало её. Вот что мы видим из её писем.

16 октября 1885 года:

«…Я работаю каждый день с одной помощницей, которая уже очень хорошо освоилась с делом, через день приходят ещё две, которые помогают набирать или разбирать, смотря по надобности. Работаю с 10 до 4-х, а потом ещё я одна весь вечер. Мама тоже помогает корректировать. При такой усиленной помощи удаётся отпечатать в день одну страницу в 120 экземплярах и набрать часть другой страницы, не более».

30 октября 1885 года:

«Относительно цены книг я положительно становлюсь в тупик, до сих пор мною истрачено еще только 325 руб., на переплёт положила приблизительно 50 р., а бумагу ещё Вы не оценили. Относительно же оценки труда при первом издании не может быть и речи, т.к. я хочу, чтобы книги были не особенно дорогие, да и, кроме того, издание может выйти небезукоризненным; да и можно и в истории упомянуть, что эти книги дешевле потому, что даровой труд, а это в будущем ни к чему ни в каком случае не обязывает. Наконец, для своей школы я могу дешевле отдать, потому что денег у нас очень мало, а Мариинское попечительство может заплатить несколько дороже…».

В конце 1885 г. работа над книгой «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвящённый слепым детям Анною Адлер» была завершена. В сборник вошли 5 стихотворений Н.А. Некрасова, 15 небольших рассказов для чтения, рассказ «Царь – работник» Корниловича, «Механик-самоучка» о Кулибине, «Александр II – царь освободитель», биография Луи Брайля из книги Г. Куля, переведённая Анной Адлер с немецкого языка. В этом издании она удачно соединила элементы букваря, хрестоматии и книги для чтения. Чтобы напечатать книгу объёмом 67 страниц, тиражом в 100 экземпляров потребовалось пять месяцев.


Так Анна Александровна Адлер стала первой в России, кто напечатал книгу для слепых детей шрифтом рельефного шеститочия – шрифтом Луи Брайля. По своему качеству издание не уступало лучшим иностранным образцам. С тех пор 1885 год принято считать годом рождения брайлевской печати в России.

В 1887 г. Анна Александровна напечатала вторую книгу «Сборник статей для слепых детей среднего возраста». А.А. Адлер позаботилась о том, чтобы дать незрячим школьникам материал для их профессиональной ориентации. С этой целью она поместила во второй своей книге очерк о замечательном слепом настройщике клавишных инструментов и фортепьянном мастере Клоде Монтале. Он явился зачинателем профессии слепых настройщиков музыкальных инструментов, и его заслуги были отмечены высшей наградой Франции – орденом Почётного легиона.

В 1888 г. в московском Музее прикладных знаний (ныне Политехнический музей) при Учебном отделе была организована постоянная комиссия, состоявшая из специалистов-педагогов. Для работы в секции по обучению слепых была приглашена А.А. Адлер. Ей было предложено стать докладчиком по вопросам образования и воспитания слепых.

Затем при Музее была организована специальная комиссия по образованию слепых, её председателем стала Анна Александровна. Она сумела объединить при московском Музее прикладных знаний людей, заинтересованных в организации при Учебном отделе коллекций по обучению слепых. Для пополнения этих коллекций Анна Александровна использовала личные контакты с ведущими тифлологами Парижа, Дрездена, Штутгарта, Лондона, Стокгольма и Копенгагена. В Музей поступали рельефные книги и карты, приборы для письма, модели геометрических тел и животных, а также другие учебные пособия и изделия, выполненные незрячими учащимися: плетёные корзины и кресла, вязание и др. В коллекции вошли экспонаты, полученные из школ для слепых России. А.А. Адлер передала в Музей научную и методическую литературу из своей личной библиотеки.

Таким образом, в Учебном отделе Музея была собрана большая коллекция книг, учебных пособий и материалов, предназначенных для обучения слепых. Часть пособий, имевшихся в большом количестве экземпляров, была передана в школы для слепых детей.

В 1891 году состоялся первый выпуск учащихся Петербургской школы слепых детей. В следующем году первая группа слепых окончила Московскую школу. Незрячие юноши и девушки вступали в самостоятельную жизнь. У брайлевской книги появились взрослые читатели. Для удовлетворения их потребностей в чтении требовалась не только соответствующая литература, но и организация библиотечного обслуживания. Анна Адлер взяла на себя инициативу по созданию специальной библиотеки для слепых в Москве. Помогали ей в этом видные деятели культуры того времени.

Известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета И.В. Цветаев (1847-1913), работавший хранителем отделения изящных искусств Московского Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека), узнав от А.А. Адлер о проблеме библиотечного обслуживания слепых и, согласовав вопрос с директором Румянцевского музея В.А. Дашковым (1819-1896), предложил ей открыть при музее небольшое отделение для первоначального решения проблемы.

В 1895 году в читальном зале Музея был организован стол для слепых и отведён шкаф для жертвуемых рельефных книг. Для формирования книжного фонда А.А. Адлер обратилась в Совет Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых с просьбой выслать по одному экземпляру тех изданий Попечительства, которые имеются в запасе. Небольшое отделение библиотеки Румянцевского музея, созданное для слепых по инициативе А.А. Адлер, послужило основой для постепенного увеличения коллекции брайлевских книг.

В 1896 г. в Москве на Втором съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию состоялось заседание XII секции, получившей название «Секция призрения и обучения слепых, глухонемых и ненормальных детей». Эта секция возникла по инициативе деятелей, хорошо знакомых с проблемами организации обучения слепых в Москве, её председателем была избрана А.А. Адлер. Она выступила на съезде с докладом «Краткий очерк способов распространения образования между слепыми». Анализируя условия для успешного обучения слепых, Анна Александровна особое внимание уделяла книге, она говорила о необходимости создания типографий для издания рельефно-точечных изданий и организации библиотек для слепых.

В 1898 году, благодаря её стараниям в Политехническом музее (зал № 56) была открыта «Коллекция по воспитанию и обучению слепых». В помещении музея А.А. Адлер создала и библиотеку, которая стала собранием книг по вопросам обучения, воспитания и общественного положения незрячих в России и за рубежом. Услугами библиотеки пользовались преимущественно учителя школ для слепых, испытывавшие острую потребность в тифлологической литературе, которая издавалась крайне малыми тиражами. В библиотеке существовал открытый доступ к книгам, книги выдавались на руки.

С началом Первой мировой войны в 1914 г. Анна Александровна прекратила работу в Политехническом музее и добровольно вступила в Никольскую общину сестёр милосердия Российского Красного Креста. 

Революционные потрясения, Первая мировая, а затем гражданская война нанесли удар по ещё не окрепшему книгоиздательскому, библиотечному и музейному делу слепых. Разлаженная система школьного обучения, ликвидация зачаточных форм льготного, социального обслуживания инвалидов по зрению, наконец, упразднение всех попечительских обществ лишили незрячих всего ценного и полезного, что было достигнуто в этих областях.

Всё предстояло налаживать заново. В 1923 г. А.А. Адлер активно участвовала в работе по созданию Всероссийского общества слепых. В её состав вошли видные общественные деятели, ослепшие воины и рабочие. Председателем группы был избран Борис Петрович Мавромати – слепой с детства, юрист по образованию, работающий политруком в московской школе для слепых детей. А.А. Адлер помогала активистам в разработке первого Устава ВОС. Из-за отсутствия помещения для работы она предоставила им свою квартиру на Остоженке, читала юридическую литературу, вносила свои замечания в проект Устава.  

В январе-марте 1924 г. А.А. Адлер принимала участие в подготовке к изданию журнала «Жизнь слепых».

22 июля 1924 года Анны Александровны Адлер не стало. Она умерла на 68-м году жизни после тяжёлой болезни. Похоронена Анна Адлер в Москве на Немецком (Введенском) кладбище.

Анна Александровна Адлер не дожила всего несколько месяцев до открытия I съезда Всероссийского общества слепых. 44 года своей жизни она отдала служению незрячим людям. Остановилось сердце человека, который своей неиссякаемой энергией вдохновлял людей на добро, честный и бескорыстный труд во имя милосердия и любви.


Использованы материалы с сайта

ПРИМЕЧАНИЕ

* Александр Ильич Скребицкий (1827-1915), доктор-офтальмолог, видный общественный деятель, член Попечительства о слепых Санкт-Петербурга, много лет изучавший проблемы образования слепых и их социальное положение.

Публикации А.А. Адлер

Сборник биографических статей для слепых детей среднего возраста, изданный Анной Адлер [Шрифт Брайля]. – М. 1887. – 1 кн.
Сборник статей для детского чтения, изданный и посвящённый слепым детям Анною Адлер [Шрифт Брайля]. – М., 1885, – 1 кн.

Публикации об А.А. Адлер

Анна Александровна Адлер [Текст] : (к 140-летию со дня рождения) : биобиблиогр. указ. / Рос. гос. б-ка для слепых ; сост. М. В. Бирючков. – М., 1996. – 23 с.
Глушнева, Н. Е. Создатели первой брайлевской книги и России: Денис Оболенский, Анна Адлер [Текст] / Н. Е. Глушнева // У истоков российской тифлологии : докл. представителей С.–Петерб. гос. б-ки для слепых на семинаре в г. Новгороде (29-30 мая 1997 г.). – СПб., 1997. – С. 15-19.
Сизова, А. И. Анна Александровна Адлер [Текст] / А. И. Сизова ; Всерос. о-во слепых. – М. : Логос, 1996. – 104 с. : портр. на 2-й стр. обл.
У истоков ВОС : биобиблиогр. указ. / Рос. гос. б-ка для слепых ; сост. А. В. Масленникова. – М., 1995. – 50 с. – В содерж.: с. 7–10.
Шапошников, А. Е. Жизнь и деятельность А. А. Адлер – первопечатницы книг по системе Брайля в России [Текст] / Л. Е. Шапошников // Книга = The Book: Исслед. и материалы. – М. 1999. – Сборник 77. – С. 273-290.

В фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского можно заказать следующие документы:


Ирха, В. Героиня печатного дела [Звукозапись] : об А. Адлер / В. Ирха // Соц. реабилитация незрячих : зв. сб. – М. : Логос, 2006. – № 4. – 1 мфк.
Календарь знаменательных и памятных дат [Текст] : из жизни и деятельности незрячих. 2016 год : [12+] /Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост. Н. Д. Шапошникова]. – М., 2015. – 299 с.
Календарь знаменательных и памятных дат из жизни и деятельности незрячих и специалистов в области тифлологии на 2016 год / М-во культуры Ставроп. края, Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, отдел тифлобиблиогр. и информ.; [сост. Л. М. Святуха]. – Ставрополь, 2015. – 21 с.

3 комментария:

  1. Дата у Вас по старому стилю. Надо переводить на григорианский календарь, введенный в России в 1918 году.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Такую дату даёт в тифлокалендаре Российская государственная библиотека для слепых: http://www.rgbs.ru/tiflology/dates/2016-god/?sphrase_id=11580

      Удалить
  2. Мне кажется что это очень много надо чуть чуть было бы зделать чтобы не много было и всë а так всë клас👍

    ОтветитьУдалить