воскресенье, 5 декабря 2021 г.

Джонатан Дрори «Вокруг света за 80 деревьев»

  

#booklook_jinglebells

 

Друзья! На носу Новый год, а значит давайте создадим себе новогоднее настроение уже сейчас! Для этого можно принять участие в интереснейшем флешмобе #booklook_jinglebells от @booklook_club .

booklook_club предлагает книголюбам поделиться лучшим из прочитанного за этот год, тем самым подвести итоги книжного года. Для этого нужно выбрать 8 самых-самых книг 2021 года и в течение декабря раз в 3 дня сфотографировать их с предложенными в рамках флешмоба предметами:

1-3: Утренний кофе

4-6: Гном

7-9: Гирлянда с огоньками

10-12: Ёлочный шар

13-15: Имбирное печенье

16-18: Северный олень

19-21: Варежки или свитер

22-24: Глинтвейн

 

Я слегка запаздываю. А завтра вообще отправлюсь на поиски гнома и северного оленя. Но первое задание – фото книги с утренним кофе уже перед вами.

Итак, я долго думала, какие из 26 прочитанных за год книг выделить в самые-самые. О многих я уже писала в блоге «Доступное чтение», поэтому не хотелось бы повторяться. Помимо художественных книг я люблю читать научно-популярные, особенно о растениях. Их у меня в этом году появилось 5. И об одной из них я хочу сегодня рассказать.


 

Дрори, Д. Вокруг света за 80 деревьев / Джонатан Дрори ; пер. с англ. В. Горохова ; [науч. ред. А. Васильева]. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 240 с. : ил.

 

Как написано в аннотации к изданию, защитник окружающей среды Джонатан Дрори* создал путеводитель по 80 самым удивительным, величественным и значимым деревьям нашей планеты, а иллюстратор Люсиль Клер дополнила его уникальными рисунками. В этих рассказах сплелись наука, история и множество причудливых подробностей, которые не оставят равнодушным ни одного любителя природы.

 

И это точно! Изумительная подборка об удивительных растениях мира (о некоторых из них я читала впервые). Деревья на нашей планете удивительно разнообразны: сегодня известно минимум 60 тысяч видов. Они не могут убежать от животных, которые готовы ими поживиться, поэтому производят неприятные, отпугивающие вещества, а также выделяют камедь, смолу и латекс, чтобы утопить, отравить, обездвижить насекомых и других агрессоров и не впустить внутрь грибы и бактерии. Эти защитные механизмы подарили нам жевательную резинку, ластики и даже предмет роскоши, которым в мире торгуют дольше всего, – ладан.

Есть деревья, например, ольха, научившиеся жить во влажных местах, – их древесина устойчива к гниению. На них в буквальном смысле стоит Венеция. Однако деревья эволюционировали не для того, чтобы удовлетворять потребности человека. Они миллионы лет адаптировались к средовым нишам, чтобы выжить и дать начало следующему поколению. У самых приспособленных было более обильное потомство, и они шире распространялись.

 

В книге автор, как Филеас Фогг из романа Жюля Верна, отправляется из родного Лондона на восток: описания следуют в этом направлении и сгруппированы по географическому принципу. Уходя корнями в землю, деревья прочно связаны с местом произрастания, и между ландшафтом, людьми и деревьями всегда складываются особенные отношения.

Британцам липы и буки просто знакомы, а для немецкой души они имеют почти мифологическое значение. В жаркой, сухой Южной Африке баобабы прилагают необыкновенные усилия, чтобы добыть и сохранить воду, а под изнуряющим ближневосточным солнцем можно получить особое удовольствие, утолив жажду сочным плодом граната.

Даурская лиственница в своей богатой видами бореальной среде обитания выработала необычные приспособления к холоду, а во влажной жаре дождевых лесов возникли сложные отношения – например, между малайским дурианом и летучими мышами.

Многие австралийские деревья, в том числе из рода Eucalyptus, выделяют смолы и эфирные масла, чтобы защититься от травоядных животных, а на Гавайях, где не было местных пасущихся млекопитающих, у деревьев не возникало особой нужды развивать шипы и вырабатывать неприятные химикаты.

В Канаде из-за климата клёны осенью устраивают феерию красок, а в Европе они выглядят тусклыми и жёлто-коричневыми.



Читая книгу Джонатана Дрори вы прогуляетесь под липами берлинского бульвара Унтер-ден-Линден, которые дурманят влюблённых немцев и проголодавшихся пчёл, и по роскошным улицам Лондона XIX века, мощённым австралийским эвкалиптом, увидите леса секвойи в Калифорнии, где узнаете секрет её головокружительной высоты. В этих рассказах сплелись наука, история и множество причудливых подробностей, а благодаря уникальным иллюстрациям путешествие получится не только информативным, но и прекрасным.

 

В книге вы найдёте ответы на следующие вопросы:

 

Как платан справляется с загрязнением атмосферы?

У какого дерева самая тяжёлая в Европе древесина?

Что связывает слова: лавр, бакалавр и лауреат?

Какое дерево называют деревом путешественников и почему?

Как дерево сычуанский перец (это вообще не родственник знакомым нам перцам) может обмануть наши органы чувств?

Сок какого дерева когда-то соединил земной шар?

Какое дерево называют деревом небес?

 

В книге описаны и не ведомые нам деревья: ярра, коа, каури, бальса, бакаут, теуга, жакаранда и другие. Загляните в содержание издания.




Кстати, родителям на заметку.

Джонатан Дрори провёл детство неподалеку от Королевских ботанических садов Кью в Лондоне. Его родителей – инженера и логопеда – объединяла любовь к растениям, и они привили её своим детям. Дети часто слышали: «Из этого дерева готовили смертоносный яд, из того делали шоколад, а вон то использовали для изоляции кабелей связи, которые опутали нашу планету. Или вот вид, у которого цветки после опыления меняют цвет».

Почти все истории о растениях были частью какого-то более общего повествования о животных и людях. Об ужасах работорговли Джонатан Дрори узнал, когда отец дал ему в руки крохотный кусочек диффенбахии – в США её называют «тростником молчания» за действие, которое она оказывала на языки и глотки темнокожих, слишком громко возмущавшихся своей долей на плантациях. От этих рассказов у будущего автора остался неувядающий интерес к растениям и их связи с человеком. И как пишет в предисловии Джонатан Дрори: «Мы знали деревья просто потому, что их видели».

Помните об этом, прогуливаясь в тенистом парке. В каждом дереве – целый мир!

Гл. контент-менеджер СКБСС им. В. Маяковского

Злата Звонок

ПРИМЕЧАНИЕ

* Джонатан Дрори – член Лондонского Линнеевского общества и Лондонского зоологического общества, посол британского отделения WWF. Он известен своей просветительской деятельностью. В качестве исполнительного продюсера и режиссера на ВВС Дрори создал более 50 популярных фильмов и сериалов о науке и технологиях, а его выступления на TED собрали более 3 миллионов просмотров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий