пятница, 18 февраля 2022 г.

Джоанн Харрис «Ежевичное вино»

 

Друзья! Сегодня в рубрике #чточитаютбиблиотекари публикуем отзыв гл. контент-менеджера библиотеки Златы Звонок о романе Джоанн Харрис «Ежевичное вино». А знаете ли вы, что 18 февраля отмечается Международный день вина?

 

«О Джоанн Харрис и её знаменитом цикле «О еде» я конечно слышала и раньше, но всё никак не находила время ознакомиться с ним. А когда в ноябре 2021 года муж привёз из Армении ежевичное вино, я подумала, что время пришло. Взяв в библиотеке книгу, я погрузилась в чтение. С первых же страниц меня захватил необычный рассказчик – одна из бутылок старого вина.

 


«Вино говорит».

 

Оно здесь и вправду говорит. Бутылка «Флёри» 1962 года (лёгкое и нежное «дамское» вино из региона Божоле) рассказывает читателям о жизни её владельца, у которого никак не доходят руки её раскупорить.

Джей Макинтош, писатель, который не пишет, находит шесть бутылок домашнего вина, чудом сохранившихся со времён его детства, о котором он вспоминает с острой ностальгией, наслаждением и горечью. Чудаковатый старик-садовод Джо создал уникальное вино, которое может перевернуть целую жизнь, а также повлиял на судьбу Джея, а потом вдруг исчез не прощаясь.

 

«…Джею Макинтошу стукнуло тридцать семь. Обычное дело, но его глаза, глаза цвета индиго, цвета пино нуар (сорт чёрного винограда), были глазами неловкого, слегка озадаченного человека, который заблудился. Пять лет назад Керри находила это привлекательным. Теперь она потеряла вкус к потерянности. Что-то невероятно раздражало в его пассивности и в упрямстве, крывшемся за ней. Ровно четырнадцать лет назад Джей написал роман «Три лета с Пьяблочным Джо». Разумеется, вы о нём слышали. Роман получил Гонкуровскую премию и был переведён на двадцать языков. Сообщение о премии отметили тремя ящиками «Вдовы Клико» 1976 года, выпитой слишком рано, чтобы оценить её по достоинству, но Джей всегда был такой: набрасывался на жизнь так, словно она никогда не иссякнет, словно то, что закупорено внутри его, будет жить вечно, успех будет следовать за успехом в вихре праздника без конца…».

 

Читатели много лет ждали новых фееричных историй от Джея Макинтоша, но после единственного успешного творения он зашёл в творческий тупик.

 

«…Я пью, говорил себе Джей, потому же, почему пишу второсортную фантастику. Не для того, чтоб забыть, а для того, чтобы вспомнить, чтобы откупорить прошлое и вновь найти в нём себя, подобно косточке в горьком плоде. Каждую бутылку он открывал, каждый рассказ начинал в тайном убеждении, что вот здесь таится волшебный эликсир, который его возродит. Но магия, как и вино, хороша лишь в определённых условиях…».

 

В романе вино не только говорит, но и «вытаскивает на свет» давно минувшие и забытые воспоминания, «развязывает язык», говорит «о гениальных планах», «ужасных трагедиях и страстях».

 

Сюжет довольно прост. Все наши проблемы родом из детства. Джей Макинтош вспоминает свою юность, когда в его жизни появился Джо (1975 по 1977 годы). Джей сегодняшний (1999 год) пытается вернуть себе себя и утраченное счастье.

 

«Но внутри тайны жужжали пчелиным ульем».

 

Поиск себя, своего места в мире, своего потерянного таланта гонит Джея прочь из Лондона во Францию, где он находит то, что, казалось, было навеки утрачено. Чья же это была мечта?

 

«– Почему ты вернулся, Джо? – спросил он как-то раз. – Ты столько ездил по миру. Зачем ты вернулся сюда?

Джо серьёзно выглянул из-под козырька своей шахтёрской кепки.

– Это часть моего плана, сынок, – сказал он. – Я ж не навсегда вернулся. Когда-нибудь снова уеду. Когда-нибудь. Очень скоро.

– Куда?

– Сейчас покажу.

Он полез в спецовку и достал потёртый кожаный бумажник. Открыв его, развернул фотоснимок, вырезку из цветного журнала, очень осторожно, чтобы тот не разъехался по побелевшим сгибам. На снимке был дом.

– Что это?

Джей сощурился на картинку. Ничего особенного, большой дом из выцветшего розоватого камня, перед ним длинная полоса земли, где стройными рядами что-то растёт. Джо разгладил листок.

– Моё шатто, сынок, – сказал он. – В Бордо, вот где, во Франции. Моё шатто с виноградником и столетним фруктовым садом, а там персики растут, миндаль, яблоки и груши. – Его глаза лучились. – Вот только деньжат поднакоплю, куплю его – пяти тыщ хватит – и сделаю лучшее вино на всём юге, во как. «Шатто Кокс, 1975». Ну как, звучит?

Джей глядел на него с сомнением.

– Солнце светит в Бордо круглый год, – весело продолжал Джо. – Апельсины в январе. Персики с крикетный мяч. Оливы. Киви. Миндаль. Дыни. И простор. Целые мили фруктовых садов и виноградников, земля дешевле грязи. Земля как фруктовый пирог. Хорошенькие девочки давят виноград босыми ногами. Рай.

– Пять тысяч фунтов – это очень много, – с сомнением сказал Джей.

Джо постучал пальцем по носу.

– Разберусь, – загадочно произнес он. – Если чего хочешь по-настоящему, рано или поздно получишь…».

 

И вот тут начинается самое интересное. На новом месте в жизнь Джея Макинтоша входит волшебство (или это уже белая горячка?). Читая роман, мы постепенно разгадываем  тайну настоящего и прошлого. Джей вспоминает о мечтах детства, о вере в волшебство, которое человек утрачивает по мере взросления.

 

«Вернувшись в кухню, он с некоторым любопытством изучил бутылку – он едва ли хоть раз взглянул на нее с тех пор, как привез полтора месяца назад: восковая печать на горлышке, коричневый шнурок, написанная от руки этикетка – «Особые, 1975», стекло вымазано грязью погреба Джо. Джей гадал, зачем забрал её из развалин. Из ностальгии, вероятно, хотя его чувства к Джо до сих пор слишком двойственны, чтобы позволить себе подобную роскошь. Злость, тоска, замешательство окатывали его контрастным душем. «Старик, ну почему ты не здесь?»

За стеклом что-то скакало и резвилось. Бутылки в погребе дребезжали и плясали в ответ.

Иногда это происходит случайно. После долгих лет ожидания – правильного порядка планет, судьбоносной встречи, внезапного порыва вдохновения – нужные обстоятельства возникают сами собой, украдкой, без фанфар, без предупреждения. Джей полагает это судьбой. Джо называл это волшебством. Но иногда это лишь томление, нечто в воздухе, одно движение – и то, что годами лежало мёртвым грузом, меняется внезапно и необратимо.

Любительская алхимия, называл это Джо. Будничное волшебство. Джей Макинтош потянулся за ножом – срезать печать».

 

Главные герои романа – это  «Особые»: тернослив, ежевичное, шиповник и ещё три бутылки отменного домашнего вина.

 

«…Они вытянут из вас больше, чем вы готовы будете дать…».

 

Через запыленное стекло старой бутылки «Флёри»  мы видим жизнь человека, который способен бросить налаженный быт для того, чтобы найти себя и стать по-настоящему счастливым. Теперь Джей снова готов писать, только нужна ли ему эта книга?

 

Магический роман Джоанн Харрис «Ежевичное вино» оставил приятное послевкусие. Читала его в декабре, но ясно представляла Францию, наполненную летними ароматами трав, журчанием реки и пением птиц. Помимо мистики в романе есть слабая детективная линия, которая приукрасила сюжет. Если вы вдруг ещё не читали «Ежевичное вино», то время пришло.

А если вы любите заниматься садоводством и огородничеством, то прислушайтесь к советам чудаковатого старика-садовода Джо и тогда вы точно будете щекотать помидоры, чтобы они лучше росли.

 

«…Бутылки вокруг нас радостно бурлили. Мы слышали, как они шепчут, поют, окликают друг друга, резвятся…».

 

Осторожно! Не попадите в сети бутылки «Флёри» 1962 года талантливо рассказывающей о нюансах винного букета и о своём рождении, которое начинается в момент, когда солнце прогревает плоды. Не вчитывайтесь в подробные описания вкусных до умопомрачения вин. А не то начнёте слышать, как вино говорит.

 

P.S. Мне так понравился стиль Джоанн Харрис, что я прочла тетралогию «Шоколад». Но отзыв о ней опубликую 11 июля во Всемирный день шоколада. Следите за нашими обновлениями».

Гл. контент-менеджер СКБСС им. В. Маяковского

Злата Звонок

 

Роман Джоанн Харрис «Ежевичное вино» имеется в фонде нашей библиотеки:

Берн, Р. Тайна / Р. Берн ; читает Н. Винокурова. Линия разрыва / С. Бродбент; читает И. Ерисанова. Безутешные / К. Исигуро; читает В. Герасимов. Трагедия Игрек / Э. Квин; читает Л. Броцкая. Тонкая работа / С. Уотерс; читает Н. Савицкий. Ежевичное вино / Д. Харрис; читает И. Прудовский. – Москва : Логосвос, 2010. – 1 фк., (83 ч 50 мин). – Звукозапись.

Харрис, Д. Ежевичное вино : роман / Д. Харрис. – Москва : Эксмо, 2008. – 416 с. – (Мона-Лиза). – Текст: непосредственный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий