Вершина Михайловского отрога Машука – один из излюбленных панорамных пунктов Пятигорска. На ней в 1831 году по проекту архитекторов Бернардацци – братьев Джузеппе (1788-1840) и Джованни (1782-1842) была построена беседка. Восемь каменных колонн на невысоком основании подпирают куполовидную крышу. Внутри была вмонтирована деревянная колонна с двумя арфами. Под действием ветра флюгер на крыше поворачивался, специальное устройство касалось струн, и в воздухе звучали мелодичные звуки.
Эолова арфа, 2024
год |
Идея создания Эоловой беседки принадлежала главному врачу Кавказских Минеральных Вод (с апреля 1822 года) доктору Ф.И. Конради. Уроженец Германии, он после окончания Гёттингентского университета переехал в Россию. Впоследствии он стал выпускником и Московского университета и всю жизнь отдал служению нашим курортам.
Доктор Ф.И.
Конради |
Ф.П. Конради является первооткрывателем целебных свойств Кумагорского курорта. В 1831 году в Петербурге он издал книгу «Рассуждения об искусственных минеральных водах». Одна из его дочерей вышла замуж за Иосифа Бернардацци.
Идея Конради о лечении больных музыкой, как бы льющейся с небес, и была воплощена в реальность его зятем. Как доктора его хорошо знал поручик Лермонтов, который и описал это место в повести «Княжна Мери». Помните: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус...». Действительно, рано утром в ясную погоду отсюда прекрасно видна цепь снежных гор от Эльбруса на западе до Казбека на востоке.
Эолова арфа (дореволюционная открытка)
Эолова арфа словно парит над городом – светлая, изящная, полувоздушная.
Вид на Машук и
Михайловский отрог Машука с Эоловой арфой |
Лёгкий флюгер, венчающий её полукруглый купол, почти никогда не остаётся в покое – место для беседки специально выбрано там, где постоянно дует ветер. Когда-то его порывы колебали струны, натянутые внутри, и от этого по округе разносились гармонические, хотя и немного печальные, звуки. Казалось, сам бог ветров Эол играет на арфе. Оттого беседку и прозвали Эолова арфа.
Лёгкий флюгер,
венчающий полукруглый купол Эоловой арфы |
Заглянув в минувшее, узнаем, что поначалу беседку, посвящённую Эолу, хотели украсить фигурой этого бога. Но Ф.П. Конради предложил другое. «Страстно любивший музыку, – вспоминала французская путешественница Омер де Гелль, побывавшая на Кавказе, – он понял, какое счастливое влияние на моральное состояние больных могли иметь эти воздушные звуки, падающие как будто с неба».
Эолова арфа, 1832 год (худ. Дж. Бернардацци)
Проект архитекторов-итальянцев, братьев Бернардацци, воплотили в камне русские солдаты из военно-рабочей команды, а арфу, задумку уроженца Германии доктора Конради, изготовил мастер-англичанин, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным. Не удивительно, что беседка служит ныне архитектурным символом многонационального Пятигорска. Возведённая в 1831 году, она почти два века является одной из главных его достопримечательностей.
Вид на Эолову арфу от Академической галереи
Все, писавшие о городе, непременно отдавали ей дань восхищения, все, рисовавшие этот уголок, старались обязательно запечатлеть её. А с изобретением фотографии Эолова арфа сделалась излюбленным местом съёмки всех желающих увезти с курорта своё изображение на фоне снеговых гор. И, конечно, любители природы, как и два века назад, сегодня обязательно поднимаются к знаменитой беседке, чтобы полюбоваться оттуда городом, лежащим внизу, панорамой гор на горизонте и вспомнить М.Ю. Лермонтова, описавшего эту романтическую беседку.
При
подготовки материала использовались следующие издания:
Хачиков В. А. Лермонтовские места на Кавказских
Минеральных Водах / Хачиков В. А. – Минеральные Воды: Издательство «Кавказская
здравница», 2008. – С. 20-22. – [Текст: непосредственный].
Хачиков В. А. Пятигорск во времени и
пространстве: 230-летию основания города Пятигорска / Хачиков В. А. –
Ставрополь: Издательство Кузьминых, 2009. – С. 179-180. – (Библиотека
краеведа). – [Текст: непосредственный].
Комментариев нет:
Отправить комментарий