среда, 18 ноября 2015 г.

Ответы на вопросы викторины «Раздвигая темноту»


Дорогие друзья!

В рамках II сетевой акции «Белая трость», организованной Ставропольской краевой библиотекой для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского проводилась викторина «Раздвигая темноту». Как и обещали, публикуем правильные ответы.


1. Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября.

Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена в календаре для привлечения глобального внимания к проблемам слепоты, нарушения зрения и реабилитации людей с нарушением зрения.

В проведении Всемирного дня зрения принимают участие разные организации, связанные с этой проблемой. Этот день является также основным событием глобальной инициативы по профилактике слепоты «Видение 2020: право на зрение», созданной ВОЗ и Международным агентством по профилактике слепоты.

В рамках Всемирного дня зрения проводятся просветительские и профилактические мероприятия, направленные на предупреждение болезней глаз. В это время офтальмологи дают возможность всем желающим пройти обследование. Ведь регулярная проверка зрения у специалиста помогает выявлять возможные проблемы на самых ранних стадиях, а, следовательно – принять своевременные меры профилактики и избежать больших проблем.


2. Специальную азбуку для слепых придумал Луи Брайль.

Луи Брайль родился 4 января 1809 г. в небольшом французском городке Кувре. В возрасте трёх лет он поранил глаз шорным ножом, что привело к полной слепоте. В 1819 г. Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых.



Здесь обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Методика преподавания была ориентирована в основном на восприятие информации на слух. Поэтому ещё во время учебы Луи Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобна для восприятия посредством осязания, позволяла бы точно отражать все особенности того или
иного языка, записывать цифры, химические и физические формулы, ноты. Он
работал над ней несколько лет. В 1837 г. новая система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь. Брайль создал и специальный прибор для письма, который с небольшими изменениями дошёл до нашего времени.




Луи Брайль умер 6 января 1852 г. Он похоронен в родном Кувре. В домике, где он родился и провёл детские годы, открыт музей, а улица названа его именем.

В России первая книга по системе Брайля была издана в 1885 году.




3. Что означают жёлтые круги на дверях магазинов, кафе, торговых точках?

Это предупредительные знаки для слабовидящих людей. Их развешивают на дверях остеклённых магазинов и кафе, где плохо видящий человек не сразу разберёт, где –дверь, а где – окна.



Появляются также жёлтые полосы на первой и последней лестнице пешеходных переходов.

Покрываются жёлтой краской и бордюры.

Жёлтый цвет один из самых ярких. Он всегда бросается в глаза, вне зависимости от освещения. Жёлтые круги видны и при солнце, и в дождь даже людям с очень плохим зрением. 


4. Комфортные условия слепым на улицах создаёт светофор с дублированием сигнала звуком.

Данный светофор относится к локальным предупредительно-оповестительным информационным системам для пешеходов при переходе проезжей части дороги.

Звуковые сигналы перехода и ориентации и осязательные сигналы перехода применяют с учётом положений ГОСТа «Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей» (2001).

В Европе подобные стандарты действуют уже много лет. В Швеции, к примеру, нет ни одного светофора без звукового информатора. На Западе такие устройства включаются кнопкой вызова, которая устанавливается на уровне примерно полутора метров от дорожного полотна. Когда к переходу подходят незрячие или дети, они нажимают эту кнопку, и для автотранспорта загорается красный свет, а для пешеходов – зелёный, сопровождаемый звуковым сигналом.

В мире применяются разные звуковые сигналы на светофорах. Например, в Шотландии, Гонконге, Сингапуре и некоторых частях Канады это краткое голосовое сообщение. В Европе, например, вместо пронзительного писка давно используют естественные звуки – цокот копыт или пение птиц, а в Японии играют различные электронные мелодии, часто спокойные народные песни.

5.  Слепые НЕ ориентируются в пространстве при помощи зрения.

Слепые ориентируются в пространстве при помощи слуха, поводырей, собак-поводырей, специальных приспособлений.

У незрячего человека отлично развиты другие органы чувств. Обостряются слух и осязание. Уши и руки фактически становятся глазами незрячего. Пространство, в котором приходится ориентироваться слепым, обычно различается по протяжённости, заполненности и т.п., что и определяет ведущую роль того или иного анализатора.

Слух в пространственной ориентировке слепых играет исключительно важную роль. В процессе ориентировки на улице они определяют направление и скорость движения транспорта, судят о величине и заполненности пространства, определяют качество дорожного покрытия, наличие уступов и иных неровностей и т.д.

Часто в процессе ориентировки слепые используют отражённый звук. Воспринимая издаваемые ими при передвижении звуки, слепые довольно точно определяют направление и степень удалённости предмета, экранирующего звук. Например, для того чтобы определить, нет ли на пути препятствия, слепые хлопают в ладоши, щёлкают пальцами, постукивают тростью. Подобные звуки, отражаясь от стен домов, крупных предметов, возвращаются к своему источнику в несколько изменённом виде и позволяют судить о величине помещения, наличии мягкой мебели, определять местонахождение дверного проёма или арки в стене дома и т. п.

Обоняние в ориентировочной практике слепых используется часто. При осложнении слепоты глухотой его роль значительно увеличивается, так как обоняние становится единственным видом дистантной чувствительности. При помощи обоняния слепые определяют местонахождение объектов, обладающих специфическими запахами. Запахи, постоянно присущие тому или иному неподвижному объекту, служат слепым ориентирами при передвижении в пространстве.

Слепым могут помогать ориентироваться в пространстве поводыри. Поводырь – человек, животное или специальное устройство (например, «Электросонар»), функцией которого является оказание помощи незрячему во время передвижения.

Собака-поводырь – специально обученное животное, которое может помогать слепым и слабовидящим людям передвигаться вне помещений и избегать препятствий.

Об использовании специальных приспособлений слепыми в пространстве читайте здесь.



6. Памятник собаке-поводырю находится в городе Берлин.

Памятники собакам-поводырям установлены в разных странах мира. Из предложенного списка правильный ответ – памятник собаке-поводырю находится в городе Берлин. «Немецким собакам-поводырям от незрячих берлинцев» – такую надпись можно прочесть на памятнике, установленном на территории Берлинского зоопарка (Германия).


7. Где предпочтительнее обучать слепых детей?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Образование – это неотъемлемая часть развития личности. Задача родителей детей с дефектами зрения состоит в том, чтобы помочь им адаптироваться к жизни, несмотря на проблемы со зрительной системой. Выбор места обучения будет зависеть от состояния здоровья ребёнка и возможности родителей помогать ему в освоении школьной программы.

В специализированных школах и интернатах работают высококвалифицированные специалисты и используют специальные педагогические методики для обучения незрячих.

В тоже время сегодня активно внедряется инклюзия. Да, несомненно, к этому надо стремиться, но готова ли сегодня школа дать качественное образование детям с проблемами зрения?

Этот вопрос активно обсуждался в рамках Всероссийской сетевой акции «Белая трость-2015». Материалы доступны в блоге Акции по тегу: «инклюзивное образование».

8. Незрячие люди могут быть художниками.

И этому есть немало подтверждений:
 
9. Картины, где изображены слепые люди:

Полюбоваться живописными работами и прочитать  о них можно здесь: Семён Талейсник. «Cлепые в живописи»

10. Самый знаменитый незрячий древности – Гомер.

Гомер (VIII век до н.э.) – легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады» и «Одиссеи».


11.  О художественных фильмах, где главным героем является
слепой человек, читайте здесь:


12. Книги, где главным героем является слепой человек:

Э. Асадов «Интервью у собственного сердца»
А. Беляев «Невидимый свет»
О. Берггольц «Слепой»
И. Бунин «Слепой»
Л. Герш «Эти свободные бабочки»
Л. Гиллард «Увидеть звёзды»
В. Гюго «Человек, который смеётся»
Н. Думбадзе «Я вижу солнце»
Р. Киплинг «Свет погас»
В. Короленко «Слепой музыкант»
Нетто Коэльо «Слепая»
Г. Маркес «Искусственные розы»
М. Метерлинк пьеса «Слепые»
А. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
М. Самарский «Радуга для друга»
Г. Уэллс «Страна Слепых»
В. Шукшин «Старик, солнце и девушка»

13. Автором произведения «Слепой музыкант» является Владимир Короленко. 


14.  Крупнейшая в России библиотека для слепых находится в Москве.

Российская государственная библиотека для слепых – крупнейшая в стране специализированная библиотека универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, уникальное книгохранилище всех видов и жанров литературы как на обычных, так и на специальных носителях, центр взаимодействия специальных библиотек для слепых России.
 
Большое спасибо за Ваши ответы на вопросы викторины. Дипломы участника разосланы на указанные Вами электронные адреса.