четверг, 5 мая 2022 г.

К юбилею исследователя Арктики Георгия Седова

 

5 мая 2022 года исполнилось 145 лет со дня рождения гидрографа, полярного исследователя капитана военно-морского флота, члена Русского географического общества, почётного члена Русского астрономического общества Георгия Яковлевича Седова. Русский исследователь отдал свою жизнь и все свои силы изучению и покорению Арктики. Участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы.

Георгий Седов родился 5 мая 1877 г. в рыбацком поселке Кривая Коса, расположенном на побережье Азовского моря между Мариуполем и Таганрогом. Его отец был простым рыбаком, и семья Седова жила бедно.

В маленькой хате, построенной из камыша и глины, кроме железной кровати, самодельного стола, четырёх стульев и маленького сундучка, ничего не было.

Бойкий, смелый мальчик выделялся среди ребят посёлка, которые считали его своим «атаманом». Тяжело было Георгию, когда его товарищи пошли в школу, а он остался дома. В семье было четверо маленьких детей. Отец нуждался в помощнике, возлагая все надежды на старшего сына, и не мог отпустить его учиться. Уже в 11 лет мальчик хорошо управлял лодкой, чинил снасти, ловко вязал морские узлы.

Г.Я. Седов

Когда отец стал на зиму уходить в город плотничать, положение в семье несколько улучшилось, и Георгий начал учиться в трехгодичной церковно-приходской школе. Потом он поступил в мореходные классы в Ростове-на-Дону.

В 1898 г. Георгий Яковлевич Седов получил диплом штурмана дальнего плавания с правом водить суда по всем морям и океанам. Но сперва ему пришлось плавать только на торговых судах Чёрного моря.

Ему очень хотелось попасть в военный флот, потому что в то время все научные географические экспедиции поручались военным морякам. Он сдал экзамены за курс Морского военного корпуса, и его приняли на службу в Главное гидрографическое управление, которое составляло и издавало карты, а также снаряжало экспедиции для исследования морей, омывающих Россию.

Седов плавал в Северном Ледовитом океане, исследовал часть Новой Земли, где нанёс на карту Крестовую губу; изучал район устья р. Колымы.

В 1912 году у Седова и зародилась мысль о походе к Северному полюсу. Он стал с увлечением разрабатывать проект экспедиции. К этому времени о покорении Северного Полюса уже заявили американцы Фредерик Кук (1908) и Роберт Пири (1909).

Главное гидрографическое управление и министерства царского правительства отнеслись к проекту Седова недоброжелательно и отклонили его. Но Седов твёрдо решил добиться осуществления своего проекта. Несмотря на все трудности, он развернул деятельную подготовку к экспедиции. Его поддерживали и воодушевляли передовые учёные. Средства на экспедицию были собраны благодаря частным пожертвованиям. Наконец Седов нанял в Архангельске парусно-паровое судно «Св. Фока» и снарядил его для дальнего похода.

В августе 1912 г. «Св. Фока» вышел из архангельского порта в Белое море и взял курс на север.

Началось трудное плавание в суровых северных водах. У берегов Новой Земли судно попало в сильный шторм. Седов писал о нём: «Шторм был жестокий, даже страшный, мы были от берега милях в 15, но приблизиться к нему не могли. Ветер был норд-остовый, встречный... Мало-помалу нас отбрасывало от берега всё дальше, волна становилась крупнее. Наступила тёмная ночь. Что делать? Команда наполовину укачалась. Судно даёт большую течь... «Фоку» буквально всего покрывало водой. Я весь мокрый на мостике. Холод, снег бьёт в лицо. Я твёрдо решил не сдаваться, пока не пробьюсь к берегу. «Фока» вёл себя геройски. Лежим на боку и бортом черпаем воду. Нос тоже зарывается. Паруса сильно натянуты, снасти и рангоут трещат. Визг, писк и собачий жалобный лай. Море вокруг кипит белой пеной...».


И всё же «Св. Фока» упорно пробирался на север вдоль берегов Новой Земли, борясь со штормами и льдами. Судну не удалось дойти до Земли Франца-Иосифа: слишком поздно началось плавание, да к тому же в 1912 г. была необычайно тяжёлая ледовая обстановка в Баренцевом море. Экспедиция расположилась зимовать у полуострова Панкратьева, на Новой Земле.

Седов на собаках обогнул северную оконечность Новой Земли и нанёс её на карту до мыса Флиссинского. Его спутники, выйдя из бухты Фоки, прошли на карскую сторону острова и исследовали внутреннюю часть Новой Земли.

В том месте, где зазимовал «Св. Фока», полярная ночь продолжается 96 дней – с 4 ноября до 10 февраля. В феврале появилось солнце, но стояли сильные морозы – до 50° ниже нуля. Всё лето «Св. Фока» был скован льдами, и только в начале сентября 1913 г. Седов смог продолжить путь к Земле Франца-Иосифа.


13 сентября судно достигло Земли Франца-Иосифа. Седов выбрал на острове Гукера спокойную бухту для зимовки, назвав её Тихой. Предстояла вторая зимовка без топлива. Котлы потухли. Помпы, откачивавшие воду из трюма, не могли работать без пара. Судно пришлось поставить на мель, чтобы оно не затонуло.

Наступили морозы. Печки топили обломками ящиков, на которые бросали куски моржового сала. Иллюминаторы не открывали, чтобы сберечь тепло. От сырости капало с потолков. Матрацы примерзали к койкам. От скудного питания у многих началась цинга: распухали дёсны, шатались зубы. В декабре признаки цинги появились и у Седова. К новому году на судне остались здоровыми только 7 человек.


Седов, несмотря на недомогание, с нового года начал усиленно готовиться к путешествию на Северный полюс на собаках. На сани поставили каяки (лодки). В них уложили всю провизии. Предметы, боящиеся сырости, упаковали в непромокаемые мешки из тонкой резины, на случай если сани провалятся в воду. Приготовили большой спальный мешок на троих: в поход к полюсу отправлялись Седов и 2 матроса – А.М. Пустошный и Г.В. Линник. Предстояло пройти 2000 км с провиантом, рассчитанным на 4 месяца.

15 февраля 1914 г. погода улучшилась. В этот день Седов, прощаясь с товарищами, сказал: «Я выступаю в путь не таким крепким, как нужно и каким хотелось бы быть в этот важнейший момент. Пришло время, и мы начнём первую попытку русских достичь Северного полюса. Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы, Россия может гордиться ими. Теперь на нас лежит ответственность оказаться достойными преемниками наших исследователей Севера. Но я прошу: не беспокойтесь о нашей участи. Если я слаб – спутники мои крепки. Даром полярной природе мы не дадимся».

Трое отважных полярников двинулись на север к полюсу. В первый день прошли немного. Дорога оказалась трудной: бурей намело сугробы, и сани вязли в мягком снегу. Первые 4 дня Седов шёл бодро. За сутки проходили около 15 км. Но вскоре Георгий Яковлевич почувствовал себя плохо: от сильной простуды стало тяжело дышать, по вечерам знобило.

Карта маршрута плавания «Св. Фоки» и санных подов Г.Я. Седова

На седьмой день путешественники достигли о-ва Джексона. Плохая погода затрудняла путь. Здоровье Седова становилось всё хуже и хуже. Он стал часто присаживаться на снег. Матросы с трудом уговорили его сесть на нарты.

Погода не улучшалась. У Пустошного и Линника стала часто идти кровь из носа. Линник к тому же отморозил пальцы на ногах. Шла отчаянная борьба людей с суровой полярной природой.

Переходы день ото дня становились труднее. Георгий Яковлевич лежал в спальном мешке, привязанный к нартам. Он часто терял сознание. Приходя в себя, Седов с беспокойством брался за компас: сверял курс движения нарт с показанием компасной стрелки. Его мучила мысль, что спутники могут сбиться с пути или повернуть назад.

Г.Я. Седов перед выходом в последний поход. Фото Н. Пинегина 13 февраля 1914 г.

5 марта 1914 года, на восемнадцатый день похода, во втором часу дня Седов стал задыхаться. «Линник, поддержи!» – были его последние слова.

Георгий Яковлевич скончался среди льдов возле острова Рудольфа. Его спутники похоронили тело на мысе Аук острова Рудольфа – обернули в 2 парусиновых мешка, сделали крест из лыж и положили в могилу флаг, который Седов намеревался установить на Северном полюсе. Затем они направились в обратный путь. Линник и Пустошный с трудом добрались до «Св. Фоки».

Между тем члены экспедиции продолжали научные работы, а с наступлением лета собирались возвращаться на родину. Наконец 30 июля лёд в бухте разошёлся. «Св. Фока» поднял якорь и двинулся в обратный путь, покинув бухту Тихую.

К 1914 году сразу 3 русские арктические экспедиции: Г.Я. Седова, Г.Л. Брусилова и В.А. Русанова считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски. Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций.


Результатом экспедиции Седова стали ценнейшие исследования и наблюдения – метеорологические и гляциологические, магнитные и астрономические карты, карты Новой Земли и Земли Франца Иосифа, 6000 метров кинолент, сотни негативов и фотографий, вахтенные журналы, дневники, рисунки, геологические, ботанические, и биологический коллекции.

Имя Георгия Яковлевича Седова вошло в историю освоения Арктики. Вблизи мыса Седова, где зимовал «Св. Фока» и откуда Седов начал свой героический поход на полюс, в 1929 г. была построена полярная обсерватория.

Именем Седова названы:

- Архипелаг Седова, группа островов в западной части архипелага Северная Земля в Карском море.

- Пик Седова высотой в 1114 метров находится у пролива Маточкин Шар, разделяющего Южный и Северный острова архипелага.

- Ледник и мыс на острове Гукера (архипелаг Земля Франца-Иосифа).

- Остров в Баренцевом море.

- Мыс в Антарктиде, 2 залива и пик на Новой Земле.

- Мореходное училище в Ростове-на-Дону.

- Морские и океанские суда, самолёт.

- Набережная в Архангельске, улицы в различных городах, посёлок.

Георгий Седов – один из прототипов Ивана Львовича Татаринова в романе «Два капитана» Вениамина Каверина. Образ Татаринова собирательный, и другими прототипами были также Роберт Скотт, Георгий Брусилов и Владимир Русанов. С Георгием Седовым у персонажа похожи внешность, характер и взгляды. Совпадает также часть биографии: детство в Приазовье, начало морской карьеры и факты плавания «Святого Фоки», выпуск брошюры «Женщина на море». Во время работы над романом Вениамин Каверин консультировался у Николая Пинегина по вопросам географии и узнал от него много сведений из биографии Седова, которые и вошли в роман.

Члены Русского географического общества Василий Гаазов и Марина Лец написали стихотворение «Капитан Седов» (читает Василий Гаазов).


В состав экспедиции Седова входил Николай Васильевич Пинегин – художник и фотограф, кинодокументалист. Во время экспедиции Н.В. Пинегин снял первый документальный фильм об Арктике. Документальные очерки и книги Н. Пинегина отличаются ярким самобытным стилем. Уже первые его записки 1909-1910 годов живописны, детальны и занимательны. Главными книгами Н. Пинегина обыкновенно называют «Записки полярника» и обработанные дневники экспедиции Седова «В ледяных просторах» (Берлин, 1922).

Творческой студией «СтавМаяк» Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского по сценарию Марины Лец был создан буктрейлер по книге «В ледяных просторах». Текст читает Сергей Лагутин.


В состав экспедиции Седова входил и Павел Георгиевич Кушаков – ветеринарный врач, выполнявший также обязанности судового врача. 14 июня 1912 года газета «Ставропольские губернские ведомости» сообщила читателям, что в числе 20 членов готовящейся экспедиции лейтенанта Седова находится наш земляк Павел Кушаков, «представивший в безвозмездное пользование экспедиции принадлежащую ему химико-бактериологическую лабораторию». Помимо бактериологических исследований ему предписывалось изучать животный и растительный мир по всему маршруту экспедиции.

Павел Георгиевич Кушаков – хозяин дома с якорями, расположенного в Ставрополе, на проспекте Октябрьской Революции, 23. Именно он в 1911 году на месте снесённого отцовского дома построил новый, в 2 этажа, в модном тогда стиле модерн, с большими и нарядными окнами и балконом, с разнообразными фасадными лепными украшениями, резными дверьми и проездом во двор, высокими, полными света комнатами. Но это уже совсем другая история, которой мы поделимся с вами в следующий раз.


Комментариев нет:

Отправить комментарий