суббота, 19 марта 2016 г.

Талантливый иконописец Феофан Грек



«Преславный мудрец, философ зело хитрый... книги изограф нарочитый и среди иконописцев, отменный живописец»,– так характеризует Феофана Грека (1330-е – ок. 1415) талантливый писатель, его современник, монах Епифаний Премудрый.

Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35–40 лет. К этому времени Феофаном было расписано 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), в ту пору богатую генуэзскую колонию, а оттуда – в Новгород.


На Руси, переживавшей период подъёма, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. Его глубоко оригинальное искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой.

Первая работа, выполненная Феофаном Греком на Руси, – фрески одного из замечательных храмов Новгорода Великого – церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году. Над фресками этой церкви он работал летом 1378 года по заказу боярина Василия Даниловича и горожан с Ильиной улицы.

Фрески сохранились частично. В куполе изображен Пантократор (Христос-судия), окружённый 4 серафимами. В простенках – фигуры праотцев: Адама, Авеля, Ноя, Сира, Мельхиседека, Еноха, пророка Ильи и Иоанна Предтечи, а в камере – личной молельне заказчика –5 столпников, «Троица», медальоны с изображениями Иоанна Лествичника, Агафона, Акакия и фигуры Макария.

Каждому из святых Феофан Грек даёт глубоко индивидуальную, сложную психологическую характеристику. И в то же время все они – гневный могучий Пантократор, мудрый величавый Нои, сумрачный Адам, грозный пророк Илья, самоуглубленные столпники – имеют нечто общее, объединяющее их: это люди могучего духа, стойкого характера, люди, терзаемые противоречиями, за их внешним спокойствием кроется жестокая борьба с обуревающими человека страстями.

Даже в композиции «Троицы» нет умиротворённости. В образах ангелов не ощущается юношеской мягкости. Их прекрасные лица полны суровой отрешенности. Особенно выразительна фигура центрального ангела. Внешняя неподвижность, статичность ещё более подчёркивают внутреннюю напряжённость. Распростёртые крылья как бы осеняют двух других ангелов, объединяя композицию в целом, придавая ей особую строгую завершённость и монументальность.
 

Феофан Грек. «Троица». Фреска церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1378
В образах Феофана – огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он, прежде всего, живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придаёт лицам трепетность, подчёркивает напряжённость выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет – насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения ещё более усиливают общую экспрессивность образов.

Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора. Не случайно современники поражались оригинальности мышления великого живописца, свободному полёту его творческой фантазии. «Когда он всё это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту».
 

Мастер круга Феофана Грека. «Преображение». Икона. Нач. 15 в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фрески Спаса Преображения явились ценным памятником монументального искусства Новгорода, они повлияли на творчество ряда живописцев. Наиболее близки к ним росписи церквей Фёдора Стратилата и Успения на Волотовом поле, вероятно, выполненные учениками Феофана.

В Новгороде, по-видимому, Феофан Грек прожил довольно долго. Затем, проработав некоторое время в Нижнем Новгороде, приезжает в Москву. Об этом периоде творчества мастера сохранилось больше сведений. Вероятно, Феофан имел собственную мастерскую и заказы выполнял с помощью учеников. Работы, упоминаемые и летописях, охватывают 10 лет. За период с 1395 по 1405 год мастер расписал 3кремлёвских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399), Благовещенский (1405) соборы, а кроме того, выполнил некоторые светские заказы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского).

Из всех этих работ сохранился лишь иконостас Благовещенского собора в Кремле, который создавался в содружестве с Андреем Рублёвым и «старцем Прохором с Городца».

Рублёв работал над иконами, изображающими праздники. Феофану Греку принадлежит большинство икон деисусного ряда: «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст», «Василий Великий».

Однако иконостас имеет общий замысел, строго гармоническую композицию, связанную единым ритмом. В центре изображён грозный судья – Спас, восседающий на троне; с обеих сторон к нему подходят святые, которые молят Христа за грешное человечество. Как и прежде, святые Феофана – могучие и каждый индивидуален в своём облике. Но все же в их образах появились новые качества: они более сдержанны, величавы. Больше тепла в образе Богоматери, мягкости – в архангеле Гаврииле, спокойствия – в мудром апостоле Павле.

Феофан Грек. Пророк Гедеон. 1405. Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля
 Иконы отличаются исключительной монументальностью. Фигуры чётким силуэтом выделяются на сияющем золотом фоне, напряжённо звучат лаконичные, обобщённо-декоративные краски: белоснежный хитон Христа, бархатисто-синий мафорий* Богоматери, зелёные одежды Иоанна. И хотя в иконах Феофан сохраняет живописную манеру своих росписей, линия становится чётче, проще, сдержанней.

В работе над убранством Благовещенского собора встретились 2 великих мастера древней Руси, по-своему выразивших в искусстве полную драматических столкновений эпоху.Феофан – в трагических, титанических образах, Рублёв – в гармонически-светлых, воплотивших мечту о мире и согласии между людьми. Именно эти два мастера были создателями классической формы русского иконостаса.

Работа в соборе была закончена за один сезон. Неизвестно, как сложилась в дальнейшем судьба Феофана Грека, какими были его последующие работы. Ученые предполагают, что Феофан работал как миниатюрист. Некоторые из них считают, что миниатюры двух знаменитых рукописных памятников древней Руси – «Евангелия Кошки» и «Евангелия Хитрово» – выполнены в мастерской Феофана, возможно, по его замыслу. Где мастер провел последние годы жизни, – неизвестно.

Умер он, вероятно, между 1405 и 1415 годами, так как из письма Епифания Премудрого становится известным, что в 1415 году великого живописца уже не было в живых.

Византийский мастер нашёл на Руси вторую родину. Его страстное вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Мафо́рий (др.-греч. μαφόριον) – верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят.

В фонде библиотеки имеются шикарно иллюстрированные книги о Феофане Греке и его творчестве:

Государственная Третьяковская галерея: история и коллекции [Текст]. – М. : Искусство, 1987. – 446 с.
50 кратких биографий мастеров русского искусства [Текст]. – Л.: Аврора. –1971. – с.5 – 9.

Комментариев нет:

Отправить комментарий