Александр Борисович Чаковский (1913–1994)
– русский советский писатель и журналист родился 26 августа 1913 года в
Петербурге, в семье врача.
Детские и отроческие годы Чаковского
прошли в Самаре; здесь он в 1930 году окончил школу, здесь сделал первые шаги
на общественном поприще: старшеклассником ездил в деревню ликвидировать
неграмотность, был «подручным» уполномоченного по коллективизации, редактором
стенгазеты. А в 17 лет отправился в Москву – начинать самостоятельную жизнь.
Чаковский поступает на заочное отделение
юридического института, затем переходит в только что открывшийся Литературный
институт, который заканчивает в 1939 году. В Литинститут ему посоветовал идти Фёдор
Панферов, редактор журнала «Октябрь» после того, как опубликовал очерк
Чаковского об Анри Барбюсе.
Александр Борисович работает в редакции
газеты Московского военного округа «Красный воин» и продолжает учёбу в
аспирантуре знаменитого ИФЛИ (Института Философии, Литературы, Искусства).
Пишет литературные портреты Мартина Андерсена-Нексе, Николая Островского, Адама
Мицкевича, Эмиля Золя, первую повесть о Парижской коммуне и её участнице,
поэтессе Луизе Мишель. В 1941 году выходит последняя работа этого цикла – «Кого фашисты сжигают», посвящённая
Генриху Гейне.
С началом войны Чаковский становится
военным корреспондентом газет Волховского, Ленинградского, а затем 3-го
Прибалтийского фронтов. Много ездит, много пишет. Пишет свои первые рассказы на
военную тему. Не раз побывав в блокадном Ленинграде, писатель создаёт трилогию
о людях героического города «Это было в
Ленинграде» (1944), «Лида» (1945), «Мирные дни» (1947), ознаменовавшую развитие жанра
документально-художественной прозы. Этому
жанру Чаковский отдавал предпочтение и в своём дальнейшем творчестве.
С 60-х годов Александр Борисович работал
над панорамным романом «Блокада» (в
пяти книгах), затем – над ещё более масштабным полотном «Победа», в 80-х годах писателем созданы «Неоконченный портрет» (о последних днях жизни президента США Рузвельта),
а также роман в трёх книгах «Нюрнбергские
призраки», носящий яркую антифашистскую окраску. По наиболее крупным и
значительным произведениям Александра Чаковского были сняты кинофильмы,
запомнившиеся не одному поколению россиян.
Повесть Александра Чаковского «Свет далёкой звезды» посвящена
большой, вдохновенной и чистой любви, которая вместила в себя и тревоги военных
лет, и наши общие боли и обиды, и радости народных деяний. Читателям запомнятся
и генерал Осокин, стремящийся всегда быть на переднем крае борьбы, и
бескорыстный ученый-гидролог Гладышев, и профессор Соколов, нетерпимые к рутине
в труде, к фальши в людских отношениях. Но, пожалуй, самая большая удача этой
повести – образ Ольги Мироновой, человека, одержимого страстью борьбы. Ольга
красит жизнь тех, кто работает и борется с ней рядом.
Юные герои повести познакомились ещё в
самом начале войны в Нижнем Новгороде. Пристань в Горьком кишела народом. Толпа
приступом брала пароходы, идущие в тыл. Здесь познакомились, но были вынуждены
снова расстаться Оля Миронова и курсант лётного училища Володя Завьялов. Потом
была ещё одна кратковременная встреча.
Цитата из повести Александра Чаковского «Свет
далёкой звезды»:
«…
Если бы он знал, что они в последний раз вместе! Если бы он знал, что больше не
увидит её!
Но
до этого ещё далеко. Пройдут ещё долгие месяцы, и он получит от Оли десятки
писем, и сам будет бесконечно писать ей, где бы он ни был, в каких бы условиях
ни находился, пока не наступит молчание. Долгое чёрное молчание…
Но
сейчас он шёл рядом с ней, она держала его за руку, крепко, как в тот день, в
толпе на волжской набережной. И он был уверен, что теперь уже всю жизнь будет
видеть её лицо. А он видел его во второй и последний раз. Если бы он знал это,
если бы мог предвидеть!..
Он
рассказал, как искал её тогда на пароходе в ту страшную ночь, а она рассказала,
как осталась на пристани, затёртая в толпе, и лишь через неделю добралась до
Астрахани. И о том, что ещё там, на набережной, она сказала себе, что найдет
своё место в этой суровой жизни и никогда больше не окажется щепкой, которую
несёт по течению и больно бьёт о берега. На второй же день по приезде в
Астрахань Оля пошла в военкомат просить, чтобы ей дали возможность получить
военную специальность. А когда там отказали, пошла в горком комсомола. Но и там
получила отказ: ведь ей ещё не было восемнадцати.
Она
хотела попасть в авиацию кем угодно, но непременно в авиацию, потому что знала:
только в авиации они когда-нибудь смогут встретиться. Она дневала и ночевала в
горкоме, подстерегала секретаря при входе в кабинет и у подъезда и добилась,
наконец, что в документах перечеркнули дату её рождения и поставили заветную
цифру «18».
И
когда главное препятствие оказалось преодолённым, ей уже совсем нетрудно было
поступить в трёхмесячную школу младших авиаспециалистов и получить звание
мастера вооружения. Так она попала на фронт, в полк штурмовой авиации…
Если
бы Завьялов и Ольга встретились впервые в мирные дни, под чистым, солнечным
небом или под яркими электрическими фонарями, кто знает, может быть, они и
прошли бы мимо друг друга. А если бы возникло чувство, то оно развивалось бы
медленно, понадобилось бы время, пока эти двое молодых людей поняли бы, что
любят друг друга.
Но
они встретились в страшные дни, когда война разметала семьи, лишила их крова,
когда погасли окна домов, когда смерть встала за спинами миллионов людей, когда
законы мирной жизни отступили и на их место встали непривычные для нового
поколения законы войны.
И
не проведя вместе двух дней, Завьялов и Ольга уже любили друг друга…».
Владимир Завьялов и Ольга Миронова
переписывались. Затем пришло сообщение о гибели Ольги при
взрыве боевого самолета.
Цитата из повести Александра Чаковского «Свет
далёкой звезды»:
«…
Последнее письмо от Оли Завьялов получил 12 марта 1944 года. Он помнит и будет
помнить эту дату всю жизнь...
… Когда
было написано это последнее письмо, Оля уже летала. Добилась-таки, стала
воздушным стрелком. Добилась! В письме были такие строки:
«…ты
помнишь, Володя, когда мы встретились, я сказала тебе, что никогда больше не
буду щепкой, которую бросают волны. До сих пор так горько и унизительно
вспоминать себя в той толпе у пристани. Я тогда сказала себе, что найду своё
место. Теперь я воздушный стрелок. Во время войны это хорошая специальность…».
Через десять лет после победы майор
запаса Владимир Андреевич Завьялов увидел фотографию Ольги на страницах одного
из журналов и начал поиски любимой. Поиски Ольги и становятся сюжетом повести.
Одноимённый фильм был снят в 1964 году
режиссером Иваном Пырьевым, в главных ролях: Лионелла Пырьева, Николай
Алексеев, Алексей Баталов.
Читая книги А. Чаковского, глубоко
веришь в то, что славные дела людей останутся в веках, – они не погаснут, как
не гаснет свет далёких звезд.
В
книжном фонде нашей библиотеки имеются следующие произведения Александра
Чаковского:
Книги
рельефно-точечного шрифта
Чаковский, А. Б. Блокада. Кн. 3 [Шрифт
Брайля] : роман / А. Б. Чаковский. – М. : Просвещение, 1974. – 4 кн. – С изд.: М.:
Сов. писатель, 1972.
Чаковский, А. Б. Блокада. Кн. 5 [Шрифт
Брайля] : роман / А. Б. Чаковский. – М. : Просвещение, 1978. – 14 кн. – С изд.:
М.: Сов. писатель, 1975.
Чаковский, А. Б. Неоконченный портрет
[Шрифт Брайля] / А. Б. Чаковский. – М. : Просвещение, 1988. – 7 кн. – С изд.: М.:
Сов. писатель, 1985.
Чаковский, А. Б. Победа. Кн. 1 [Шрифт
Брайля] : политический роман / А. Б. Чаковский. – М. : Просвещение, 1981. – 6
кн. – С изд.: М.: Сов. писатель, 1980.
Чаковский, А. Б. Победа. Кн. 2 [Шрифт
Брайля] : полит. роман / А. Б. Чаковский. – М. : Просвещение, 1981. – 5 кн. – С
изд.: М.: Сов. писатель, 1981.
Чаковский, А. Б. Победа. Кн. 3 [Шрифт
Брайля] : полит. роман / А. Б. Чаковский. – М. : Просвещение, 1985. – 8 кн. – С
изд.: М.: Сов. писатель, 1983.
Аудиокниги
на флеш-картах
Бек, А. А. Волоколамское шоссе [Электронный
ресурс] : повесть / А. А. Бек ; читает В. Герасимов. Победа : роман в 3-х кн. / А. Чаковский; читают: И. Прудовский, М.
Поздняков. – М. : Логосвос, 2014. – 1 фк., (78 час.14 мин.).
Плоскопечатные
издания
Чаковский, А. Б. Блокада. Т.1. Кн.1-3
[Текст] : роман / А. Б. Чаковский. – М. : Вече, 2003. – 640 с.
Чаковский, А. Б. Блокада. Т.2. Кн.4-5
[Текст] : роман / А. Б. Чаковский. – М. : Вече, 2003. – 752 с.
Чаковский, А. Б. Победа. Кн. 1 [Текст] :
политический роман / А. Б. Чаковский. – М. : Советский писатель, 1980. – 349 с.
Чаковский, А. Б. Победа. Кн. 2 [Текст] :
политический роман / А. Б. Чаковский. – М. : Советский писатель, 1981. – 250 с.
Чаковский, А. Б. Собрание сочинений : в
7 т. [Текст] / А. Б. Чаковский. – М. : Художественная литература, 1989.
Комментариев нет:
Отправить комментарий