суббота, 5 декабря 2020 г.

«Тебе в молчании я простираю руку...» (Афанасий Фет)

 

5 декабря 1820 года родился Афанасий Фет – русский поэт, лирик, переводчик, автор мемуаров. Афанасий Фет внёс значительный вклад в нашу литературу, он входил в когорту поэтов «чистого искусства», для которой характерно первостепенное выражение чувств и эмоций. Поэтому среди его стихов так много пейзажной, любовной и философской лирики.

В его произведениях не найти обсуждения социальных и политических проблем. Особенностью его стихов была способность проникать в самые недра человеческой души и излагать это в стихотворной форме. Несмотря на то, что сам Фет считал высшей целью своего творчества описание красоты природы, некоторые его стихи всё же содержат черты реализма. В целом, творчество поэта вызывало противоречивые отклики. Несмотря на это, его лирике принадлежит немалая роль в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) был незаконным сыном помещика Шеншина и Каролины Фёт. Отец Афанасия, Афанасий Неофитович Шеншин, орловский помещик, офицер, ушедший в отставку в чине ротмистра, был представителем многочисленного и богатого рода, владевшего доброй половиной Мценского уезда. Мать поэта, Шарлотта-Елизавета Беккер, дочь немецкого бюргера, до брака с Шеншиным уже была замужем.

Детство мальчик провёл в имении Новосёлки, расположенном в Орловской губернии. Отцу принадлежала прекрасная усадьба, дом с мезонином, двумя флигелями. Новосёлки были расположены в живописной местности, Афанасий любил смотреть на зелёные луга, могучие деревья, кроны которых были пронизаны солнцем. Крестьянские домики с дымящимися трубами, и белоснежная церковь со звонкими колоколами на фоне яркой зелени тоже вызывали умиление. Детство юного Фета было счастливым и безоблачным, воспоминания о нём всегда находили место в творчестве поэта.

И. Репин «Портрет поэта А.А. Фета», 1882

При рождении Афанасий был записан сыном Шеншина, однако в 14 лет выяснилась незаконность этой записи, что лишило Фета всех дворянских привилегий. Это стало ударом для юноши, который горячо любил своего русского отца и считал себя истинно русским человеком. Почти вся его последующая жизнь ушла на восстановление справедливости. Фамилию Шеншин поэт носил в течение 33 лет (первые 14 и последние 19 лет жизни).

Изменив фамилию с Шеншина на Фёт, Афанасий вместе с матерью переезжает в лифляндский город Верро (ныне Эстония). В течение 2 лет, с 1835 по 1837 годы, подросток обучался в немецком частном пансионе Крюммера. Он был очень старательным и прилежным учеником. Любимым предметом Фета была литература, в это время он и сам пробует писать стихи.

После окончания обучения молодой человек отправился в столицу. Он нуждался в репетиторе, которым стал Михаил Петрович Погодин, знаменитый издатель, писатель и журналист. Через 6 месяцев Фет становится студентом Московского университета. Он учился на юридическом факультете, но очень скоро понял, что выбрал неправильное направление. Поэт перевёлся на факультет русской словесности. Уже на первом курсе он стал писать стихи. Несколько лучших стихотворений Фет отдаёт на суд Погодина.

Скоро вышел первый сборник стихов «Лирический пантеон» (1840) начинающего поэта. При выпуске одного из стихотворений из-за ошибки наборщика фамилия Фёт была заменена на Фет, что неожиданно было одобрено автором, позже он также стал подписываться «Фет».

Окончив университет, Фет собирался и дальше работать на литературном поприще, но в 1844 году скончалась его мать, а затем и дядя поэта, с которым у него были тёплые отношения. Это стало большой трагедией для Афанасия. Фет поступает на военную службу, в кавалерию, отдав этому в итоге почти 10 лет.

Поэтический дар поэта не давал ему покоя даже во время военной службы. В 1850 году Фет выпускает второй сборник стихов. Эта книга получила много восторженных отзывов от любителей поэзии и критиков. Он продолжаем писать стихи, сотрудничает в журнале «Современник», знакомится с И. Тургеневым и Н. Некрасовым.

Третий сборник стихов талантливого литератора читателям пришлось ждать долго, книга вышла под редакцией Ивана Тургенева (1856). Воодушевлённый успехом, Фет начал писать целые поэмы, повести в стихах, художественную прозу, а также путевые очерки и критические статьи.

Титульный лист первого издания стихотворений А. Фета под редакцией И. Тургенева

Фет отлично знал несколько языков, делал прекрасные переводы стихов латинских авторов. Кроме того, Фет переводил произведения Генриха Гейне, Иоганна Гёте, Андре Шенье, Адама Мицкевича и других поэтов. Именно он перевёл на русский язык обе части «Фауста» Гёте, все стихотворения древнеримского поэта Горация. Фет решил первым перевести на русский язык главный труд Шопенгауэра «Мир как воля и представление», и ему прекрасно удалась эта работа. Философия Шопенгауэра довольно мрачна, но именно она заставила Фета перейти от довольно простых по форме и содержанию стихотворений к созданию глубокой философской лирики. Его переводы и по сей день считаются классическими.

В 1857 году Афанасий Фет женился на младшей сестре Василия Боткина – Марии, наследнице богатого купеческого рода. В следующем году в чине гвардейского штабс-ротмистра он вышел в отставку, так и не добившись дворянства. Супруги поселились сначала в Москве, а в 1860 году в имении Степановка, которое купили в Мценском уезде Орловской губернии – на родине писателя.

Фет не хотел проедать приданое жены и понимал, что на гонорары от стихов прожить невозможно. Ему нужны были свои деньги. И то, что он сделал с купленными десятинами, оказалось его маленьким шедевром. Поэт посвятил себя сельским заботам и домашнему хозяйству: выращивал зерновые культуры, проектировал конный завод, держал коров, овец, птицу, разводил пчёл, рыбу. Через 17 лет голая земля в Степановке оказалась покрыта ценными культурами ржи и клевера, приносившими большой доход.

Из Степановки Фет сделал образцовую усадьбу: показатели урожаев с его полей поднимали статистику губернии, а яблочную пастилу Фета доставляли прямо к императорскому двору.

Как говорил Иван Тургенев, «он [Фет] теперь сделался агрономом-хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл, о литературе слышать не хочет и Музу прогнал взашею...».

А. Фет в 1860-е годы

Но в 1863 году увидело свет двухтомное собрание сочинений Афанасия Фета. Одни критики встретили книгу радостно, отмечая «прекрасный лирический талант» писателя, другие обрушились на него с резкими статьями и пародиями. Фета обвиняли в том, что он был «помещиком-крепостником» и скрывался под маской поэта-лирика.

Степановка была продана в 1877 году – и выручка позволила Фету приобрести настоящее старинное имение с особняком и прекрасным парком – Воробьёвку в Курской губернии – барский дом на берегу реки Тускарь. У дома – вековой парк в 18 десятин, за рекой – село с пашнями, 270 десятин леса в трёх верстах от дома. Фет начал поднимать запустевшее после смерти бывшего хозяина, отставного генерала Петра Ртищева имение из руин.

Дом Шеншина, усадьба Воробьёвка. Фото

Поэт влюбился в Воробьёвку с первого взгляда и приобрёл за немалые в те времена деньги (105 тысяч рублей), несмотря на все отговоры знакомых от покупки, утверждавших, что усадьба находится в запущенном виде. Но Фет уже видел её такой, какой она станет в ближайшем времени. Он задумал перестройку дома и не стал ждать, когда она завершится, а поселился в кухонном домике, принимая активное участие в преобразованиях своей усадьбы.

На покупку имения повлияла близость не только железной дороги, но и Коренной пустыни. Его жена Мария Петровна была очень набожна, и в Воробьёвку несколько раз заносили Коренную икону во время крестных ходов. У Фета бывали и восторгались неброской красотой этих мест Л. Толстой, В. Соловьёв, Я. Полонский. Пётр Чайковский любил приходить сюда пешком из усадьбы своего брата, расположенной неподалёку, в Уколово.

Я.П. Полонский, Н.Н. Страхов и А.А. Фет в имении Фета Воробьёвка, 1890 г.

В усадьбе Афанасия Фета было большое хозяйство, приносящее доход. Большое поголовье свиней позволяло каждую осень отправлять на продажу в Москву окорока. Также здесь держали до ста голов овец, которые давали мясо и шерсть. В конюшне находилось более 40 лошадей, распахивались и возделывались тысячи гектаров земли. Именно при нём на полную мощность запустили мельницу, построили кирпичный завод, начали выращивать крупный рогатый скот.

Фет занимался хозяйственными вопросами, систематически объезжал свои владения на запряжённом в небольшую повозку осле по кличке Некрасов, ехидно заметив, что зверь «такой же страдалец земли русской, как и поэт». Более того, литератор завещал называть каждого потомка своего любимца в честь оппонента. Удивительный факт: в усадьбе Фета (а теперь – его музее) до сих пор живёт ослик по имени Некрасов. Является ли он прямым продолжателем рода того самого осла, неизвестно.

Фет в Воробьёвке, 1890

После смерти Фета и Марии Петровны (детей своих у них не было), имение перешло к её племяннику Сергею Боткину, будущему видному деятелю русской эмиграции. Но потом случилась революция. Дом был разграблен, сад с вековыми деревьями и экзотическими растениями заброшен. Но сам дом, построенный ещё в XVIII веке, сохранился до наших дней, хотя в нём были то курятник, то машинно-тракторная станция, а затем школа.

Сад особенно пострадал во время оккупации: нацисты порубили все деревья на дрова (были лютые морозы). В 1990-х на месте сада ещё виднелись заросли барбариса и одичавшей японской вишни. В начале 2000-х школу закрыли, и дом простоял несколько лет пустым. Усадьба сейчас в целом восстановлена, насколько это вообще возможно после всего, что в ней происходило, дом отреставрирован и превращён в музей, и всё это трудами фактически одного человека – Антонины Семёновны Яковлевой, хранительницы усадьбы.

Писатель настолько любил Воробьёвку, что проводил здесь большую часть года, лишь на зиму возвращаясь в свою московскую квартиру. С этим периодом связан и новый расцвет творчества Фета – поэта и переводчика. «Муза пробудилась от долголетнего сна и стала посещать меня так же часто, как на заре моей жизни», – говорил он. Здесь были написаны знаменитые сборники стихотворений «Вечерние огни» (1883). К этому времени Фет смирился с тем, что его произведения «для немногих». «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки», – говорил он. В свою очередь, читатели отвечали поэту тем же.

В последние годы жизни Фет получил общественное признание. В 1884 году за перевод сочинений Горация он стал первым лауреатом полной Пушкинской премии Императорской Академии наук. Через два года поэта избрали её членом-корреспондентом. В 1888 году Афанасия Фета лично представили императору Александру III и присвоили придворное звание камергера.

В 1889 году поэт пышно отпраздновал пятидесятилетие творческой деятельности.

Ещё в Степановке Фет начал писать книгу «Мои воспоминания», где он рассказывал о своём помещичьем быте. Мемуары охватывают период с 1848 до 1889 год. Книгу в двух томах опубликовали в 1890 году.

Последние годы жизни были весьма тяжёлыми – его мучили приступы удушья, он почти ослеп. 3 декабря 1892 года Фет попросил жену позвать доктора, а тем временем продиктовал секретарю: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному» и подписал «Фет (Шеншин)». Поэт настолько устал от болезней, что даже предпринял попытку самоубийства, которая спровоцировала смерть.

Афанасий Фет умер в Москве, а похоронен вместе с женой, пережившей поэта на два года, в родовой усыпальнице Шеншиных под Покровской церковью в селе Клеймёнове, в 15 км от Орла. Эта церковь, благодаря тому, что в ней покоится Фет, пережила советское время.

Памятник А. Фету возле церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Клеймёново Орловского района Орловской области

Уже после смерти писателя, в 1893 году, вышел последний том мемуаров «Ранние годы моей жизни». Также Фет не успел выпустить и том, завершающий цикл стихотворений «Вечерние огни». Произведения для этой поэтической книги вошли в двухтомник «Лирические стихотворения», который в 1894 году издали Николай Страхов и великий князь Константин Романов.

При подготовке материала использовались материалы порталов Культура.РФ, РГ, FB

 

Ещё по теме:

Афанасий Фет. Поэзия и судьба



Сайт о творчестве Афанасия Фета

Музей «Усадьба А.А. Фета» (филиал Курского областного краеведческого музея)

Комментариев нет:

Отправить комментарий