вторник, 21 июня 2022 г.

Сказки терских казаков

 

Друзья! Предлагаем вашему вниманию книгу «Сказки терских казаков», любезно предоставленную к размещению благотворительным фондом «Хопёрцы»:

http://www.skbs.ru/images/stories2/for_news_2022/2%20kvartal/2022_kazaji_skazki.pdf

 

В книге собраны сказки терских казаков, которые были записаны в конце XIX – начале XX века в станицах бывшей Терской области, в состав которой входили территории нынешней Чечни, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии – Алании, Ингушетии и частично Дагестана и Ставрополья.

Сборник сказок издан при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В течение семи последних лет команда проекта занималась поисками терских казачьих сказок, распространённых в Терской области. Собран обширный материал. Печатное издание сборника сказок станет первым этапом проекта. Затем появится и озвученная версия сборника.

Проект «Сказки терских казаков» уникален тем, что посредством современных технологий культура терских казаков будет представлена через ранее неизвестные или малораспространённые сказки народа, которого в настоящее время официально как бы не существует. Однако по факту сохранилась его культура, вызывающая интерес у россиян, и бесспорным феноменом является то, что она продолжает развиваться.

В сборнике сказок вас ждут не только мудрые поучительные притчи, легенды, смешные истории, рассказы о заморских странах и необыкновенных чудесах, но и сказки без конца, а также рассказ о художниках из разных веков – двух Василиях. Рисовали героев для книги «Сказки терских казаков» Василий Комаров – известный художник XIX века и Василий Поляков – известный художник XXI века – о них и пойдёт рассказ в послесловии сборника. Добро пожаловать в сказочный мир терских казаков!

 Вашему вниманию мы предлагаем надоедливую сказку и легенду из этого сборника.

Надоедливые истории терские казаки рассказывали детям на ночь по 5-10 раз подряд, чтобы они поскорее засыпали, или же днём, чтобы их развеселить и заставить много смеяться.

 

О коне атамаском

(записал Витислав Ходарев,

станица Лысогорская

Пятигорского округа Терской области)

 

У поля пшеницы, на краю станицы жил казак. Борода у него белее белого лебедя и большая – грудь прикрывала. Он много лет в казачьем полку служил и мастером на две руки был. Отвагой отличался, коль в атаку мчался. А потому атаманом стал. У атамана-бородача был конь и тоже белый, как борода атаманская. Конь прыгучим был, конь летучим был...

– Рассказать тебе сказку о коне атаманском?

– Да, рассказать.

– Если да, то слушай:

– У поля пшеницы, на краю станицы жил казак. Борода у него была белее белого лебедя...

 


В разделе «Легенды» собраны легенды терских казаков, которые жили в низовьях реки Терек. Записал их в XIX веке известный собиратель фольклора Евгений Баранов. Эти легенды появились в народе на основе выдающихся событий священной истории Ветхого и Нового заветов, передавались из уст в уста, поэтому каждый рассказчик мог внести свои дополнения. Иначе такие легенды можно назвать апокрифическими сказаниями, то есть они недостоверны, переданы слухами и содержат отступления от евангельских текстов, принятых в христианстве.

В них представлено своеобразное народное видение событий, происходящих на Земле после сотворения мира, грехопадения первых людей и всемирного потопа. Также легенды объясняют появление некоторых обычаев и традиций терских казаков. В изложении произведений сохранён характер народной речи.

 

От чего произошли горы

(записано в Терской области

со слов казаков станицы Троицкой

Сунженского отдела)

 

Вся земля сотворена Богом, только горы сотворены дьяволом. Вот как это произошло.

Когда Господь сотворил небо и море, то начал насаждать землю. Дьявол Вельзевул был тут же – вылез из преисподней посмотреть, что это Господь будет делать.

Послал Господь дьявола в море песку принести. Полез дьявол в море, набрал песку в обе горсти, а одну горсть себе в скулу спрятал: думал то же делать, что и Господь. Вылез он из моря, подал Господу две горсти песку, а про тот, что за скулой был спрятан, ни гу-гу, – словом одним не обмолвился.

Вот Господь начал разбрасывать песок во все стороны, и, куда только упадет хоть одна песчинка, там из нея земля начинает расти всё больше и больше. Начал расти песок и у дьявола во рту, распирает ему пасть-то, а он и давай благим матом вопить:

– Ой, больно мне, больно!

– А отчего же тебе, дьявол, больно? – спрашивает Господь.

– Да вот, – говорит дьявол, – хотел я у Тебя песочку немного утаить, спрятал его за скулу, а он, когда Ты стал рассевать его, начал распирать мне рот. Что мне делать? Выручи, пожалуйста, из беды!

– Ну хорошо, – говорит Господь, – выручу тебя из беды. Беги ты, дьявол, и всё плюй. Пока не выплюнешь всего песку.

Пустился тут дьявол бежать, куда глаза глядят, всё плюет и плюет. Где только он ни плюнет, там и вырастет гора. Долго бегал дьявол и много наплевал на земле гор.

Вот потому-то человеку и трудно взбираться на горы, и он клянёт их, что насажены они дьяволом.

 

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ ЕЩЁ:

Сказки седого Терека

Новый озвученный сборник «Сказки седого Терека»

Презентация озвученного сборника «Сказки седого Терека»

«Казачий кладезь Витислава Ходарева»

Жизнеописание Виктора Васильевича Карпушкина

Комментариев нет:

Отправить комментарий