Друзья! Предлагаем вашему вниманию книгу
«Сказки терских казаков», любезно предоставленную к размещению
благотворительным фондом «Хопёрцы»:
http://www.skbs.ru/images/stories2/for_news_2022/2%20kvartal/2022_kazaji_skazki.pdf
В книге собраны сказки терских казаков,
которые были записаны в конце XIX – начале XX века в станицах бывшей Терской
области, в состав которой входили территории нынешней Чечни,
Кабардино-Балкарии, Северной Осетии – Алании, Ингушетии и частично Дагестана и
Ставрополья.
Сборник сказок издан при поддержке
Президентского фонда культурных инициатив. В течение семи последних лет команда
проекта занималась поисками терских казачьих сказок, распространённых в Терской
области. Собран обширный материал. Печатное издание сборника сказок станет
первым этапом проекта. Затем появится и озвученная версия сборника.
Проект «Сказки терских казаков» уникален
тем, что посредством современных технологий культура терских казаков будет
представлена через ранее неизвестные или малораспространённые сказки народа,
которого в настоящее время официально как бы не существует. Однако по факту
сохранилась его культура, вызывающая интерес у россиян, и бесспорным феноменом
является то, что она продолжает развиваться.
В сборнике сказок вас ждут не только
мудрые поучительные притчи, легенды, смешные истории, рассказы о заморских
странах и необыкновенных чудесах, но и сказки без конца, а также рассказ о
художниках из разных веков – двух Василиях. Рисовали героев для книги «Сказки
терских казаков» Василий Комаров – известный художник XIX века и Василий
Поляков – известный художник XXI века – о них и пойдёт рассказ в послесловии
сборника. Добро пожаловать в сказочный мир терских казаков!
Надоедливые
истории
терские казаки рассказывали детям на ночь по 5-10 раз подряд, чтобы они
поскорее засыпали, или же днём, чтобы их развеселить и заставить много
смеяться.
О
коне атамаском
(записал
Витислав Ходарев,
станица
Лысогорская
Пятигорского
округа Терской области)
У поля
пшеницы, на краю станицы жил казак. Борода у него белее белого лебедя и большая
– грудь прикрывала. Он много лет в казачьем полку служил и мастером на две руки
был. Отвагой отличался, коль в атаку мчался. А потому атаманом стал. У
атамана-бородача был конь и тоже белый, как борода атаманская. Конь прыгучим
был, конь летучим был...
–
Рассказать тебе сказку о коне атаманском?
–
Да, рассказать.
–
Если да, то слушай:
–
У поля пшеницы, на краю станицы жил казак. Борода у него была белее белого
лебедя...
В разделе «Легенды» собраны легенды терских казаков, которые жили в низовьях
реки Терек. Записал их в XIX веке известный собиратель фольклора Евгений
Баранов. Эти легенды появились в народе на основе выдающихся событий священной
истории Ветхого и Нового заветов, передавались из уст в уста, поэтому каждый
рассказчик мог внести свои дополнения. Иначе такие легенды можно назвать
апокрифическими сказаниями, то есть они недостоверны, переданы слухами и
содержат отступления от евангельских текстов, принятых в христианстве.
В них представлено своеобразное народное
видение событий, происходящих на Земле после сотворения мира, грехопадения первых
людей и всемирного потопа. Также легенды объясняют появление некоторых обычаев
и традиций терских казаков. В изложении произведений сохранён характер народной
речи.
От
чего произошли горы
(записано в
Терской области
со слов казаков станицы
Троицкой
Сунженского
отдела)
Вся
земля сотворена Богом, только горы сотворены дьяволом. Вот как это произошло.
Когда
Господь сотворил небо и море, то начал насаждать землю. Дьявол Вельзевул был
тут же – вылез из преисподней посмотреть, что это Господь будет делать.
Послал
Господь дьявола в море песку принести. Полез дьявол в море, набрал песку в обе
горсти, а одну горсть себе в скулу спрятал: думал то же делать, что и Господь.
Вылез он из моря, подал Господу две горсти песку, а про тот, что за скулой был
спрятан, ни гу-гу, – словом одним не обмолвился.
Вот
Господь начал разбрасывать песок во все стороны, и, куда только упадет хоть
одна песчинка, там из нея земля начинает расти всё больше и больше. Начал расти
песок и у дьявола во рту, распирает ему пасть-то, а он и давай благим матом
вопить:
–
Ой, больно мне, больно!
–
А отчего же тебе, дьявол, больно? – спрашивает Господь.
–
Да вот, – говорит дьявол, – хотел я у Тебя песочку немного утаить, спрятал его
за скулу, а он, когда Ты стал рассевать его, начал распирать мне рот. Что мне делать?
Выручи, пожалуйста, из беды!
–
Ну хорошо, – говорит Господь, – выручу тебя из беды. Беги ты, дьявол, и всё
плюй. Пока не выплюнешь всего песку.
Пустился
тут дьявол бежать, куда глаза глядят, всё плюет и плюет. Где только он ни
плюнет, там и вырастет гора. Долго бегал дьявол и много наплевал на земле гор.
Вот
потому-то человеку и трудно взбираться на горы, и он клянёт их, что насажены
они дьяволом.
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ ЕЩЁ:
Новый озвученный сборник «Сказки седого Терека»
Презентация озвученного сборника «Сказки седого Терека»
Комментариев нет:
Отправить комментарий