четверг, 12 марта 2015 г.

Сказки седого Терека

В Ставрополе впервые за 100 лет издали сборник сказочных историй и легенд терских казаков

Чеченец, спасающий казака-кунака от любви к русалке, мулла, не сумевший рассудить двух молодых казачков, влюбленный молодчик, ограбивший грузин и попавшийся в руки ногайцев, – вот такие персонажи жили в сказках терских казаков столетие назад. Впервые с царских времен волшебно-поучительные истории переизданы в Ставрополе – и дополнены материалами из архивов и легендами, собранными уже в наши дни.


Комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества издал книгу «Сказки седого Терека». Составила ее Ирина Щербакова, главный редактор газеты Терского казачьего войска «Казачий Терек».
Несколько лет назад для рубрики в своём издании она начала искать сказки терских казаков. Это было непросто. В постсоветское время переиздавались кубанские, донские, запорожские народные сказы. Терские же последний раз в виде сборника были изданы в далёком 1914 году Тифлисской типографией. В наши дни эта книжка фольклориста Евгения Баранова стала раритетом, который предлагали купить за очень большие деньги. Лишь в одной из московских библиотек её удалось найти в открытом доступе и перефотографировать каждую страничку. Истории оттуда и составили основу «Сказок седого Терека».
Все люди, приложившие труды к созданию этого сборника, делали это совершенно бескорыстно. Финансовую помощь в издании книги оказал Комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества.

Больше сказок

В сборнике Баранова было немногим более десятка сказок. В издании Щербаковой их уже 50. Некоторые сказки найдены ею в отчетах, составленных учителями царских времен в станицах, где им довелось учить казачат.
«В царское время, видимо, была такая госпрограмма: когда учителя направлялись в отдаленные районы, то они, помимо своей основной деятельности, занимались сбором информации о данной местности, – пояснила Ирина Щербакова. – Вот приезжает учитель в станицу, работает в училище и пишет, что там живет столько-то казаков, чеченцев, карачаевцев, евреев. Описывает их быт: кто-то занимается земледелием, что-то сажает, те пьянствуют. В этих сборниках полностью описывается жизнь станицы, какая там культура, какие песни поют и какие сказки сказывают. Эти сборники не издавались для широкого круга читателей.
Однажды атаман Терско-Сунженского округа Терского войска подарил мне подобное репринтное издание о станице Наурской. Из него я тоже взяла несколько сказок, которые также пришлось сначала перевести в электронный вид. И мне удалось найти несколько таких сборников – по станицам Архонской, Слепцовской, Бороздиновской. Ими мы дополнили первую часть книги».

Вторую часть составили легенды, собранные ныне покойным ставропольским поэтом и писателем терским казаком Витиславом Ходаревым. Он долгое время прожил в станице Лысогорской, где записывал рассказы стариков.
Легенды он мечтал издать отдельной книгой. Когда Ирина Щербакова предложила ему включить их в сборник «Сказок седого Терека», он сначала отказал, потом позвонил со словами: «Знаешь, я подумал, наверное, мои сказки не испортят твою книгу».

Третий раздел – это кубанские сказы, которые уже издавались в постсоветские годы. Включить их решили потому, что сейчас в Терском войске есть и кубанские казаки.

Не всегда «жили они долго и счастливо»

Сказки Терека отражают жизнь казаков в многонациональном окружении. Открывает книгу печальная история под названием «Русалка». Она повествует о кунаках – казаке Андрее и чеченце Арслане. Когда Андрей влюбляется в призрачную женщину в лесу, чеченский друг пытается его спасти.
Есть сказки бытового характера, которые высмеивают какие-то недостатки. Например, в истории «Все хороши» описывается комичная ситуация ссоры из-за воображаемого богатства между казаками Степаном и Епифаном. Пытавшиеся их рассудить казак Семен, мулла, судья и генерал оказались такими же недалекими людьми.
Или сказка про лукавого цыгана, которого кум-казак проучил за жадность, а потом попался на новую его хитрость.
«У терских сказок своеобразные концовки, – заметила Ирина Щербакова. – Обычно в русских сказках бывает так, что главный герой борется со злом, в конце концов, добывает прекрасную царевну, женится, и все заканчивается хорошо. Здесь я бы не сказала, что они с каким-то счастливым концом. Вот в «Русалке» чеченец как ни спасал кунака-казака, так и не смог ему помочь. Влюбился человек — и пропал.
В каждой сказке своя мораль. В одной, например, казак женился, а жена с ним спорила, всё делала наперекор и так ему надоела! Он ей говорит: «Не ходи на речку». Она: «Нет, нарочно пойду». Он: «Только смотри, не прыгай» – «Нет, нарочно прыгну». Вот так он, получается, избавился от противной жены».
Найдутся в сборнике и волшебные сказки, и философские. Есть над чем поразмыслить в них не только детям, но и взрослым.

Отозвались в душе

Проиллюстрировал книгу известный российский художник, терский казак Василий Поляков. Он сделал к ней порядка 60 рисунков. Это графические работы, выполненные в акварели и смешанной технике. Кроме того, в качестве иллюстраций в книге использованы копии картин, которые автор писал ранее на тему казачества и православия. Перед ним не стояла задача стилизовать «Сказки седого Терека» под издание столетней давности, поэтому рисунки выполнены в приближенной к картинам манере.
«Казаки – это тот же русский народ, его южная часть, может быть, лучшая часть – воины христовы, защитники Отечества. Много для России-матушки они сделали. Сейчас, видимо, время такое, когда требуется возрождение этого духа казачьего», – полагает он.
Книга терских сказок, по его словам, должна стать альтернативой Голливуду и прочим детским развлечениям, которые «никакой пользы нашим детям не приносят, даже наоборот». «Когда возникает такое созидательное доброе, несущее свет и ценности нашего народа, дай Бог, чтобы таких изданий было побольше», – пожелал художник.
Тираж книги – всего 1000 экземпляров. В свободную продажу она не поступит. Несколько экземпляров будут подарены в библиотеки Ставропольского края, и какая-то часть достанется терским казачатам.