В Ставрополе впервые за 100 лет издали сборник сказочных историй и легенд терских казаков
Чеченец, спасающий казака-кунака от
любви к русалке, мулла, не сумевший рассудить двух молодых казачков, влюбленный
молодчик, ограбивший грузин и попавшийся в руки ногайцев, – вот такие персонажи
жили в сказках терских казаков столетие назад. Впервые с царских времен
волшебно-поучительные истории переизданы в Ставрополе – и дополнены материалами
из архивов и легендами, собранными уже в наши дни.
Комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества издал книгу «Сказки седого Терека». Составила ее Ирина Щербакова, главный редактор газеты Терского казачьего войска «Казачий Терек».
Несколько лет назад для рубрики в своём
издании она начала искать сказки терских казаков. Это было непросто. В
постсоветское время переиздавались кубанские, донские, запорожские народные
сказы. Терские же последний раз в виде сборника были изданы в далёком 1914 году
Тифлисской типографией. В наши дни эта книжка фольклориста Евгения Баранова
стала раритетом, который предлагали купить за очень большие деньги. Лишь в
одной из московских библиотек её удалось найти в открытом доступе и
перефотографировать каждую страничку. Истории оттуда и составили основу «Сказок
седого Терека».
Все люди, приложившие труды к созданию
этого сборника, делали это совершенно бескорыстно. Финансовую помощь в издании
книги оказал Комитет Ставропольского края по делам национальностей и
казачества.
Больше
сказок
В сборнике Баранова было немногим более
десятка сказок. В издании Щербаковой их уже 50. Некоторые сказки найдены ею в
отчетах, составленных учителями царских времен в станицах, где им довелось
учить казачат.
«В
царское время, видимо, была такая госпрограмма: когда учителя направлялись в
отдаленные районы, то они, помимо своей основной деятельности, занимались
сбором информации о данной местности, – пояснила Ирина Щербакова. – Вот приезжает учитель в станицу, работает в
училище и пишет, что там живет столько-то казаков, чеченцев, карачаевцев,
евреев. Описывает их быт: кто-то занимается земледелием, что-то сажает, те пьянствуют. В этих сборниках полностью
описывается жизнь станицы, какая там культура, какие песни поют и какие сказки
сказывают. Эти сборники не издавались для широкого круга читателей.
Однажды
атаман Терско-Сунженского округа Терского войска подарил мне подобное
репринтное издание о станице Наурской. Из него я тоже взяла несколько сказок,
которые также пришлось сначала перевести в электронный вид. И мне удалось найти
несколько таких сборников – по станицам Архонской, Слепцовской, Бороздиновской.
Ими мы дополнили первую часть
книги».
Вторую
часть составили легенды, собранные ныне покойным ставропольским поэтом и
писателем терским казаком Витиславом Ходаревым. Он долгое время прожил в
станице Лысогорской, где записывал рассказы стариков.
Легенды он мечтал издать отдельной
книгой. Когда Ирина Щербакова предложила ему включить их в сборник «Сказок
седого Терека», он сначала отказал, потом позвонил со словами: «Знаешь, я подумал, наверное, мои сказки не
испортят твою книгу».
Третий
раздел
– это кубанские сказы, которые уже издавались в постсоветские годы. Включить их
решили потому, что сейчас в Терском войске есть и кубанские казаки.
Не
всегда «жили они долго и счастливо»
Сказки Терека отражают жизнь казаков в
многонациональном окружении. Открывает книгу печальная история под названием «Русалка».
Она повествует о кунаках – казаке Андрее и чеченце Арслане. Когда Андрей
влюбляется в призрачную женщину в лесу, чеченский друг пытается его спасти.
Есть сказки бытового характера, которые
высмеивают какие-то недостатки. Например, в истории «Все хороши» описывается
комичная ситуация ссоры из-за воображаемого богатства между казаками Степаном и
Епифаном. Пытавшиеся их рассудить казак Семен, мулла, судья и генерал оказались
такими же недалекими людьми.
Или сказка про лукавого цыгана, которого
кум-казак проучил за жадность, а потом попался на новую его хитрость.
«У терских сказок своеобразные концовки,
– заметила Ирина Щербакова. – Обычно в русских сказках бывает так, что главный
герой борется со злом, в конце концов, добывает прекрасную царевну, женится, и
все заканчивается хорошо. Здесь я бы не сказала, что они с каким-то счастливым
концом. Вот в «Русалке» чеченец как ни спасал кунака-казака, так и не смог ему
помочь. Влюбился человек — и пропал.
В каждой сказке своя мораль. В одной,
например, казак женился, а жена с ним спорила, всё делала наперекор и так ему
надоела! Он ей говорит: «Не ходи на
речку». Она: «Нет, нарочно пойду».
Он: «Только смотри, не прыгай» – «Нет,
нарочно прыгну». Вот так он, получается, избавился от противной жены».
Найдутся в сборнике и волшебные сказки,
и философские. Есть над чем поразмыслить в них не только детям, но и взрослым.
Отозвались
в душе
Проиллюстрировал книгу известный
российский художник, терский казак Василий Поляков. Он сделал к ней порядка 60
рисунков. Это графические работы, выполненные в акварели и смешанной технике.
Кроме того, в качестве иллюстраций в книге использованы копии картин, которые
автор писал ранее на тему казачества и православия. Перед ним не стояла задача
стилизовать «Сказки седого Терека» под издание столетней давности, поэтому
рисунки выполнены в приближенной к картинам манере.
«Казаки
– это тот же русский народ, его южная часть, может быть, лучшая часть – воины
христовы, защитники Отечества. Много для России-матушки они сделали. Сейчас,
видимо, время такое, когда требуется возрождение этого духа казачьего», – полагает он.
Книга терских сказок, по его словам,
должна стать альтернативой Голливуду и прочим детским развлечениям, которые «никакой пользы нашим детям не приносят,
даже наоборот». «Когда возникает такое созидательное доброе, несущее свет и
ценности нашего народа, дай Бог, чтобы таких изданий было побольше», – пожелал
художник.
Тираж книги – всего 1000 экземпляров. В
свободную продажу она не поступит. Несколько экземпляров будут подарены в
библиотеки Ставропольского края, и какая-то часть достанется терским казачатам.
Светлана Болотникова
Полезная книга.
ОтветитьУдалить