Сегодня,
14 марта, в день рождения Иоганна Штрауса,* отмечается День вальса.
«Сколько
написано – в прошлом веке и в нашем – вальсов, быстрых и медленных,
увлекательных, мечтательно-томных, под которые кружатся пары, которые созданы
для того только, чтобы под них танцевать! Никто, однако, не станет играть их в
серьёзном концерте: это бальная музыка.
Есть
вальсы другие, – скажем, Иоганна Штрауса. Вот уже больше ста лет они звучат в
бальных залах, на танцевальных площадках и просто на площадях. Но звучат и в
концертных залах, – так щедра эта звукопись, так изобретательна, разнообразна и
мелодична музыка, вдохновлённая сценами народной жизни, картинами австрийской
природы.
Есть вальсы, под которые танцуют только на сцене. Таковы вальсы в балетах Чайковского – в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Щелкунчике», в глазуновской «Раймонде», в балетах Прокофьева, – сложные музыкальные пьесы, бесконечно раздвинувшие выразительные возможности самого танца.
И
есть, наконец, вальсы такие, под которые никто не танцует, – музыкальные пьесы
в форме вальса: «Вальс-фантазия» Глинки, вальс из Третьей сюиты или из Пятой
симфонии Чайковского, концертные вальсы Глазунова, вальсы из сюит Шостаковича,
вальс из «Фантастической симфонии» Берлиоза, фортепианные вальсы Шопена, Листа,
Брамса...
Форму
вальса композиторы используют в этих произведениях для того, чтобы передать
глубокие чувства, связанные с воспоминаниями о молодости души, о счастье, о
радостном и о грустном. Или с тем, чтобы показать эту музыку в драматическом
несоответствии с иными враждебными – силами, с иным – дисгармонирующим –
началом. В музыке симфонической (и фортепианной) становится важной уже не самая
танцевальность вальса, а возможность передать через него богатый душевный мир,
богатый душевный опыт, обратившись к известной и доступной форме, способной
вместить огромное лирическое содержание.
Слушаешь
эти музыкальные пьесы и слышишь в них и самый вальс и как бы поэму о вальсе,
воспоминание о нём; словно вальс является здесь сквозь дымку времени, словно он
уже когда-то звучал и продолжает звучать, не теряя ничего в своей неповторимой
свежести и новизне.
И
первый в этом ряду в русской музыке «Вальс-фантазия» Глинки – не танец, а
скорее опоэтизированный образ русского вальса, обобщение вальсовой музыки,
показ безграничного числа тончайших оттенков чувств, которые можно в нём
воплотить».
Так о
вальсах писал Ираклий Андроников в сборнике «К музыке».
А
послушать вальсы всех времён и народов вы можете в нашем арт-пространстве «Винил в темноте».
ПРИМЕЧАНИЕ
*
Иоганн Штраус – австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Родоначальник
музыкальной династии Штраусов. Трое его сыновей — Иоганн, Йозеф и Эдуард – тоже
стали известными композиторами. Наследие композитора насчитывает 251 творение
(из них 152 вальса). Это наследие было бережно сохранено его сыном Иоганном
Штраусом-младшим и издано в 1889 году в Лейпциге.
Художник Алексей Лямин «Первый вальс» (1957)
Комментариев нет:
Отправить комментарий