воскресенье, 22 января 2017 г.

Павел Гречишкин – золотая кисть Ставрополья



Павел Моисеевич Гречишкин (1922 – 2009) – ставропольский художник, известный как мастер пейзажа. Своеобразие живописи П.М. Гречишкина заключается не только в географии изображаемых мест, но и в местном колорите. Он открыл зрителям красоту Кавказских гор, степей Ставрополья. У художника имеются пейзажи Урала, Средней полосы России, Русского Севера, Байкала, и в них он остаётся самим собой, непохожим ни на кого другого. Жанр П.М. Гречишкина можно определить как интимный пейзаж. Его картины в своих лучших образцах тонко психологичны. И вторая особенность дарования художника – умение открывать новое в известном.

Павел Моисеевич Гречишкин родился 16 января 1922 г. в многодетной крестьянской семье в с. Татарка (близ г. Ставрополя). На этой земле он познал первые радости общения с природой, именно она подарила художнику бесчисленное количество сюжетов. С 6 лет увлёкся рисованием. А так как цветные карандаши, кисти и краски достать тогда было почти невозможно, то рисовал углём на любом клочке бумаги. После окончания семилетки переехал в Ставрополь, чтобы заняться живописью.

П.М. Гречишкин
В период с 1939 по 1941 год совместно с посещениями студии рисовал с натуры, писал пейзажи. В 1939 году он впервые участвует в краевой художественной выставке, организованной краеведческим музеем.
10 июня 1941 года П.М. Гречишкина призывают в армию. Великую Отечественную он встретил под Николаевом. Всю войну прошёл в звании рядового 31-го отдельного автомобильного полка. П.М. Гречишкин видел все ужасы и тяготы военных будней на фронте и в тылу. С этой памятью не мог он расстаться до конца жизни и лишь изредка скупо делился с окружающими: «Я рисовал портреты солдат и командиров, любимую природу, страдающую от пожаров и бомбёжки». Сохранились карандашные рисунки, на которых художник запечатлел своих боевых товарищей. П.М. Гречишкин был награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».
После демобилизации художник полностью посвящает себя живописи. Он много работает, участвует в городских, краевых, зональных и республиканских выставках. Своё мастерство совершенствует в Домах творчества Союза художников: «Сенеж», «Академическая дача», «Горячий ключ». Природное дарование художника, подкреплённое упорной работой, творческой учёбой у больших мастеров в конце 60-х годов, дало свои положительные результаты.

Пейзажи Ставрополья

Самая дорогая тема у мастера на протяжении всего творческого пути – Ставрополье. И это не случайно. Ставропольский край по разнообразию и богатству природы уникален. На востоке раскинулись живописные равнины, обширные озёра системы Маныча, на юго-западе тянется Главный Кавказский хребет, между ними – степи и холмы. И всё это предоставляет художнику-пейзажисту богатейший материал для его творчества. И степи, и воду мы видим на его картинах.
Небольшая по размерам работа «Приманычская степь», написанная крупными, пастозными мазками в жёлто-охристых, бурых и коричневых тонах, передаёт запылённость воздуха, усохшую от жары траву. В ней мало деталей, и, быть может, кому-либо она покажется скучной. Но такова природа, увиденная и прочувствованная художником, природа неприукрашенная, прекрасная и неповторимая.
Не всегда степи бывают столь однообразными. Весной на них горят тысячи красных, жёлтых, белых, сиреневых огоньков – полевыхтюльпанов. Такие мгновения отразились в ряде этюдов: «Тюльпаны на Маныче», «Тюльпаны в степи».
В Ставропольском крае нет моря, но зато есть огромное озеро Маныч, своеобразное по происхождению и географическому положению. В своё время оно привлекло внимание художника, и П.М. Гречишкин написал о нём много этюдов. Картина «Озеро Маныч» изображает водную поверхность, на которой кое-где разбросаны узкие косы островков. Полотно написано в светлых, серебристых тонах. В нём царит покой, простор и уравновешенность в природе. В картинах, посвящённых родному краю, пейзажи полны света и солнца. Так бы и прилёг на землю, вдохнул горьковатый запах душицы и во внезапно открывшейся тишине услышал песнь жаворонка.

П.М. Гречишкин «Гроза в степи», 1963 

Хочется привести очень точное описание одной из значительных картин художника «Гроза в степи» известного в крае учёного В. Скрипчинского: «Степь показана в один из драматических моментов её жизни, когда ливень из надвигающейся с запада грозовой тучи уже закрыл часть горизонта... Но в эти мгновения предшествующий ливню сильный порыв ветра ринулся на степь, и побежали от него вдаль волны колышущихся султанов ковыля, напоминающие своим движением волны беспокойного моря. Картина интересна и своим колоритом, построенным на контрасте голубого неба, огромного ярко-белого облака, переходящего в тёмную грозовую тучу, из которой уже льётся сплошная завеса дождя, и зеленоватого фона степи, перекрытого дымчато-белыми гривами ковыльных султанов...».

П.М. Гречишкин «Хутор Стрижамент», 1962  
Ставропольская возвышенность представляет собой интереснейший район края. Её платообразная гора Стрижамент с крутыми склонами, изрезанными балками и оврагами, – обильный материал для творчества художника. С неё открывается огромная панорама просторов: от вершин Главного Кавказского хребта до долины Кубани. Многое из того, чем богат и славен Стрижамент, нашло отражение в творчестве художника: и реликтовый буковый лес, и цветущая луговая степь, есть и ностальгическая тема. «Хутор Стрижамент» остался сегодня лишь на картине да в воспоминаниях художника.

П.М. Гречишкин «На Стрижаменте», 2001
Словно пролетевшие годы – малиновый закат уходящего дня в картине «Вечер на Стрижаменте». Дорога уходит в небо, а оно почти вещественно осязаемое.

П.М. Гречишкин «Ставропольский лес», 1957

Более широко представлено разнообразие природы, непосредственно окрестности Ставрополя. И характерна в этом отношении одна из его первых его больших картин – «Ставропольский лес». По южному тёплая осень, жёлто-коричневая гамма красок, маленький ручеёк, мокрые серые камни и кусочек голубого неба представляют композицию данного пейзажа. В этом и заключается сила искусства – среди множества конкретных мест художник сумел выделить главное, что сам видел в натуре, пережил и сумел создать образ леса, присущий Ставрополью.

П.М. Гречишкин «Сенгилеевское озеро», 2001

Сенгилеевское озеро также много раз попадало в поле внимания художника и его изображению посвящена целая серия этюдов и картин. Оно написано и как панорама – «Сенгилеевское озеро», и как камерный этюд – «Утро на озере», что служит доказательством разнообразных моментов его жизни.

П.М. Гречишкин «Утро на озере», 1967

Горный Кавказ

По картинам П.М. Гречишкина можно изучать природу горного Кавказа. По своему богатству и разнообразию горы, растительный мир Главного Кавказского хребта в пределах Карачаево-Черкесии уникальны. Ледники, мрачные пихтовые, еловые, светлые сосновые и любимые художником прозрачные берёзовые рощи, тихие озёра и стремительные водопады, глухие ущелья, ледяные пики гор – всё это художник передаёт на своих полотнах с удивительной фантазией.
А впервые встреча с горами произошла у него ещё в 1933 году, когда он жил в ауле Коста Хетагурова близ Карачаевска. В 1942 – 1948 годах бывал на Кавказе, по многу раз проезжал по Военно-Грузинской дороге, делал зарисовки гор.

П.М. Гречишкин «Река в Архызе», 1994 
В 1958 году по приглашению дирекции Тебердинского государственного заповедника написал серию пейзажей для музея природы. Работая в заповеднике в течение года, старался постигнуть не столько особенности мест, сколько суть влияния, которое оказывает природа на человека. Его картины Кавказа конкретны, и эта конкретность настроений. Каждое полотно как бы излучает свет, запахи, краски жизни.

П.М. Гречишкин «Домбайская поляна», 1997

Насколько велика гамма человеческих чувств, настроений, настолько неисчерпаема тема настроений в природе. Мухинское ущелье, Джемагат, Назалы-Кол, Муруджинские, Чёрное и Голубое озёра, Бадукские озёра, долина Северного Клухора с горой Четчей, Домбайская поляна, ущелье Аманауз, Алибекская поляна с горой Сулахат, Клухорское озеро и перевал. Вот далеко не полный перечень мест, которые были связаны у художника с тяжёлыми походами, ночёвками в любое время года, и они же послужили мотивами для его картин.

П.М. Гречишкин «Тебердинское ущелье. Утро», 1989

Картина «Утро в Теберде» – праздник наступающего дня. Пейзаж торжественный, ясный. Горы уже зарделись зарёй, ещё прохладно. Однако чем ниже спускается взгляд зрителя, тем теплее тона.

П.М. Гречишкин «У Софийского ледника», 1995

«Софийское озеро» – с потрясающим сине-изумрудным оттенком воды. Много сил стоило художнику только добраться туда, на высоту более чем в тысячу метров, но какой фантастический пейзаж он открыл.
Кажется, пронизана чистотой, светом «Солнечная долина», написанная в верховьях реки Архыз. Удивительны цветовые переливы гор – целая гамма переходов.

П.М. Гречишкин «Три сосны», 1989

Картину «Три сосны» отличает ясный день осени, в природе покой. На горизонте показываются облака, цвет их серовато-зелёный. Это вестник скорого ненастья. Кажется, всё в природе пронизано движением, ожиданием близких перемен.

П.М. Гречишкин «Домбай-Ульген», 1977 
Облака – предмет особого интереса художника. В картине «Домбай-Ульген» видишь и тучи, и обрывки тумана. Они преображают природу, знаменуя переход от тепла к стуже, ото дня к ночи.

П.М. Гречишкин «Домбайская фантазия», 1990

Завораживает величавый ледяной силуэт вершины Зуб Суфруджу в картине «Домбайская фантазия». Пик царственно вознёсся надо всем живым. Онемел в волшебной узорчатой красоте лес внизу, кустарник.


П.М. Гречишкин «Зуб Суфруджу», 1975 
Пейзажи России

П.М. Гречишкин не только певец природы Ставрополья и гор Северного Кавказа. Особое место в его творчестве занимают пейзажи России. Ещё в далёком 1934 году семья Гречишкиных оказалась в Подмосковье, в селе Осташово на реке Рузе. Река, среди полей и леса с часовенкой, сменяющиеся времена года, как сказочные явления, остались в детской памяти.

П.М. Гречишкин «Берёзка», 1973
В 1954 году художнику пришлось побывать в этих местах снова. В Доме творчества на озере Сенеж молодой художник работал над этюдами в разное время года. К теме России Павел Моисеевич обращается и в 70-е, 80-е и в 90-е годы. Для этого он совершает поездки по Волге, в Суздаль, на остров Валаам, в Кижи, Набережные Челны, по реке Каме, на Уральскую Вишеру, в деревню Заговорливую, село Верхне-Никульское Ярославской области, Соловецкие острова.

П.М. Гречишкин «Тихая пристань», 1987
Небольшие по размерам этюды «Берёзка», «Село Верхне-Никульское», «Русское поле» служат образцами живописной панорамы природы просторов России.

П.М. Гречишкин «Лунный вечер на Волге», 1986

Поэтичны и по-своему лиричны волжские пейзажи П.М. Гречишкина. В них сдержанный в цветовом решении колорит раскрывает состояние великой русской реки. Это можно почувствовать в картинах «Лунный вечер на Волге», «Над Волгой», «Тихая пристань».

П.М. Гречишкин «Северная ночь», 1976
Северный пейзаж привлёк внимание живописца своей уравновешенностью и конкретностью общего состояния природы. Непривычен для южного человека климат этих мест, а потому особо привлекателен и интересен для художника- южанина. И как пример, картины «Северная ночь», «Соловки», «Река Вишера».


П.М. Гречишкин «Соловки», 1990

Красоты Байкала

П.М. Гречишкин впервые увидел Байкал в 90-м году и с той поры, очарованный удивительным озером, совершил 10 поездок в эти края. Маршрут его путешествий начинался с южных берегов от мыса Шаманского до северных берегов бухты Аяя и Северобайкальска. Эти места послужили богатейшим материалом, с которого художник писал свои этюды. В пейзажах Байкала мастер передаёт покой и величие, загадочность и воздушные пространства воды и неба, окаймлённых живописными берегами. Автор подмечает различные состояния жизни великого озера.

П.М. Гречишкин «Байкал», 2003
П.М. Гречишкин в своих полотнах избегает бурь и штормов. За десятилетний творческий труд по байкальской теме художником написаны десятки пейзажей. 

П.М. Гречишкин «Байкал с мыса Калтыгей», 1995

Среди них – «Священный Байкал», «Мыс Хобой», «У мыса Калтыгей», «Голубой Байкал», «Байкал в тумане», «Чивыркуйский залив», пейзажи острова Ольхон.


П.М. Гречишкин «Голубой Байкал», 1992
Зарубежные работы

В коллекции картин П.М. Гречишкина значительное место занимают зарубежные работы. Поездки за границу достаточно обширны: Италия, Индия, Мексика, Япония, Египет, Непал, Франция. Эти поездки открыли новые грани дарования художника. Серия картин, созданных об Индии, самая объёмная среди зарубежного цикла. Она создавалась в результате непродолжительных путешествий по этой удивительной стране, совершённых художником в 1978, 1980 – 1984 гг.
 
Непреодолимое любопытство к жизни, культуре, традициям этой страны и желание художника передать в живописи её очарование заставило автора познакомиться с городами: Дели, Бомбей, Джайпур, Аурангабад, Амбер, Мадрас, Махабалипурами, Калькутта. Ему удалось побывать на острове Элефанта, осмотреть скальные храмы долины Эллоры и Аджапты. Впоследствии все эти впечатления и легли в основу будущих картин об Индии. Своими индийскими пейзажами П.М. Гречишкин принимал участие на выставке «Советские художники об Индии», которая проходила в августе-сентябре 1981 года в Центральном Доме художника в Москве.
В 1982 году в Москве в Доме Дружбы, была открыта персональная выставка пейзажей об Индии с расширенной экспозицией. Она позволила зрителям получить более полное представление о творчестве ставропольского художника. Две работы, экспонирующиеся на этой выставке, были преподнесены в дар. Одна – «В Агре» – посольству Индии в Москве, вторая – «Вечерний Джайпур» – премьер-министру Индии Индире Ганди.
Пять картин, написанных об Индии, экспонировались на выставке в рамках фестиваля «Советские художники об Индии». Их смогли увидеть жители городов Дели, Бхунешваре, Калькутты.

Открытие персональной выставки пейзажей П. М. Гречишкина

П.М. Гречишкин за свою жизнь, по его собственным словам, «...нарисовал семь километров картин».
«Если не себя, то хотя бы наших детей мы должны вернуть природе, – говорил Павел Моисеевич. – Говорят, жестокими стали дети. А кто в этом виноват? Живём в каменных мешках. Утром на работу – вечером назад. Ничего не видим, не слышим, и детей такими воспитываем. Бедные. Счастье – когда ты один в степи, и высокое солнце, и ковыль, и жаворонок поёт…». И степь, и ковыль, и жаркое солнце дети и взрослые могут увидеть в галерее П.М. Гречишкина.
5 ноября 1987 года в Ставрополе состоялось открытие персональной выставки пейзажей П.М. Гречишкина. На ней экспонировалось 167 произведений живописи, которые были переданы художником в дар городу Ставрополю. В 1980 году П.М. Гречишкину присвоено почётное звание «Заслуженный художник РСФСР», в 1998 году – звание «Почётный гражданин г. Ставрополя».
За 30 лет её работы фонды значительно увеличились, а статус расширился. Выставка стала отделом «Картинная галерея» Ставропольского государственного краеведческого музея. Экспозиция его работ развернута в здании бывшей мечети, являющимся отделом Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Экспозиционная площадь галереи – 255, 4 кв.м. На сегодняшний день собрание галереи насчитывает 491 живописное полотно, 70 графических рисунков и внушительный архивный фонд художника. В постоянной экспозиции посетители могут увидеть 345 авторских работ. Кроме того, картины П.М. Гречишкина хранятся в музеях и частных коллекциях 40 стран мира.

П.М. Гречишкин «Сельский дворик», 1986

Память о художнике жива. В Татарке, на малой родине художника, с 2013 года ежегодно проводятся открытые фестивали пленэрной живописи «Гречишкинская весна», собирающие десятки мастеров со всей страны и ближнего зарубежья.
В 2015 году было решено установить памятник П.М. Гречишкину у галереи художника в Ставрополе на улице М. Морозова.
Завершить обзор творчества П.М. Гречишкина хочется словами заслуженного художника В.В. Секлюцкого, обращёнными к Павлу Моисеевичу: «Ваша живопись поэтична и задушевна. Это песня, сложенная из запахов весны, снежных горных вершин, цветущих малиновым цветом альпийских лугов, манящих голубых далей, прощальных взглядов поздней осени и студёной зимы Ставрополья. Это Ваше счастливое открытие, и за это Вам русское спасибо».







С иллюстрациями работ П.М. Гречишкина можно ознакомиться в издании, имеющемся в фонде СКБСС:

Бендик, Б. А. Художники Ставрополья [Текст] / Б. А. Бендик. – Л. : Художник РСФСР, 1982. – 120 с.

Павел Гречишкин. Живопись [Текст] : альбом. – Пятигорск : Вестник Кавказа, 2005. – 296 с.