среда, 25 мая 2022 г.

Ян Бернард. Сонеты

Ян Бернард

25 мая 2022 года исполнилось бы 85 лет со дня рождения поэта, прозаика, члена Союза писателей России Яна Игнатьевича Бернарда (1937-2018). Он автор сборников «Прощание с детством» (1979), «Дети войны» (1981), «Ранняя седина» (1984), «Душа человеческая» (1988), «Польские силуэты» (1991), «Русский Париж» (1994), «Дети батальона» (1995), «Межзвёздная арка» (1999), «Вершины Пятигорья» (2000), «Да святится имя твоё» (2003), «Детство Иисуса Христа» (2006), «Юность Иисуса Христа» (2007), «Варшавская лира» (2008), «Прощание с Булонским лесом» (2010), «Легенды о Лермонтове» (2011), «Александр I Благословенный» (2013), «Мария Магдалина», «Минное поле детства» (2014), «Дети батальона: избранное» (2015).

 


Ян Игнатьевич Бернард был частым гостем в Ставропольской краевой библиотеке для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского – встречался с читателями, озвучивал свои произведения. Сохранилась уникальная архивная запись 2010 года. На ней Ян Игнатьевич рассказывает о себе, о том, что такое сонет и конечно же читает свой сонет «Я вырастал на склонах Машука…».


Биографию Яна Бернарда мы уже публиковали здесь.

А сегодня хотим побаловать вас великолепными сонетами из сборника «Душа человеческая» (1988).

Василий Кочнов, член Союза писателей СССР, заслуженный деятель культуры ПНР так пишет в предисловии к изданию: «Мне доставляет удовольствие написать это вступление к новой книге Яна Игнатьевича Бернарда. На щедрой и трудной земле живут герои его стихов, также щедро украшающие её своим трудом и своей верностью. Бернард по-своему выражает это, неустанно ища свою тропу, свою интонацию. Юг дышит у него буйными красками, в неожиданном столкновении фактов и событий рождается образ Истории.

В судьбе поэта было трудное военное детство, и, видимо, поэтому мир его поэзии так добр и светел. Ян рос в тесной военной землянке, но несмотря на это, мы читаем в его строках, что «каждый миг подобен чуду», мир – большой и солнечный, он настежь распахнут перед людьми и хочется пройти его из конца в конец.

Хорошее название у книги – «Душа человеческая»: её заголовок – как стержневая ось, вокруг которой вращается мир поэтических образов Яна Бернарда».

Итак, любуйтесь великолепными сонетами автора!

 

Соловьиная тьма

 

Пощадите меня, соловьи!

Я над Вислой полночной во тьме

Слышу звучные мысли свои.

Невозможное видится мне...

 

Шепчет вечность губами листвы,

Подпевает певцам в тишине.

И цветного созвездья весы.

Покачнулись в речной глубине.

 

Убаюканная соловьями

Спит Варшава, как звёздный дворец.

Сонный город пахнет лугами,

 

Каждый камень пьянит, как чабрец.

И душа переполнилась снами

И биением близких сердец.

 

Ромашка и полынь

 

Мне показал угрюмый дед

У Вислы бугорок один,

Где неизменно сотни лет

Цветут ромашка и полынь.

 

Здесь отгремели годы бед –

Пожарищ, засух, бомб и мин.

И всё ж, стирая адский след,

Цвели ромашка и полынь.

 

Стоим на вспаханной меже.

Похож на бога дед седой.

И я почувствовал уже,

 

Разглядывая мир земной.

Полыни горечь на душе,

И свет ромашки полевой.

 

Дождь

 

Казалось, прячутся века

Во влажной глубине аллей.

А дождь хлестал меня слегка,

Хрустел ладошками ветвей.

 

Текли над Вислой облака,

А может, стаи голубей.

И хоть морщинилась река,

Но стала мне ещё милей.

 

И по Варшаве я бродил,

И слушал хрипловатый гром.

Все улицы дождь запрудил,

 

Темнели зданья под дождём.

И всеми окнами грустил

Мой старый задожденный дом.

 

Пророчество ручья

 

За солнцем рощица следит.

Последний снег. Земля набухла,

И тополь кажется седым,

Отряхиваясь снежным пухом.

 

И комья старой борозды

Лисёнок сладостно обнюхал,

Как будто он здесь посадил

Отростки от зари пожухлой.

 

Когда весну ручей пророчит

И первый пар томит луга,

И в душах оттепель хлопочет

 

И точит чёрствые снега,

Ты думаешь; какой же зодчий

Создал природу на века?

 

Вечный миг

 

Мне кажется: со дня творенья

Впервые пахнет так весна.

Зелёное столпотворенье,

Слепящая голубизна.

 

Я вижу глаз твоих свеченье.

А всюду – жизни новизна.

Полна цветущего прозренья

Лесная эта тишина:

 

И тихой грустью не томимый,

Смотрю на горный снежный пик.

Пусть день пройдёт неповторимый,

 

Но я узнал, но я постиг

Уже со мной не разделимый

Единственный и вечный миг.

 

Совиный крик

 

Вселенский запах майской хвои

И лунный потеплевший лик,

И ночь, как существо живое,

Пронзил лесной совиный крик.

 

И зазвучал орган созвездий,

И заискрился млечный пух.

Над пропастью утёс отвесный,

Как хищник, напрягает слух.

 

У речки деревце, как лира,

Осыпалось пыльцой кометной.

Душа художника открыла

 

Непостижимость жизни этой.

И вся печаль и радость мира

В глазах блеснула болью светлой.

 

Пробуждение

 

А пробужденье было чудом.

Ты словно пил весенний сок.

В душе, как в вышине безлюдной,

Затрелил свежий голосок.

 

Перерождался мир как будто,

И солнца фосфорный клубок

Распутывал такое утро,

Что ты от счастья занемог.

 

К нагорью потянулся с поля

Тумана солнечный обоз.

Его так тихо стебли молят

 

Не улетучить звёзды рос.

За ветром ласточек погоня

Затихла в тайниках берёз...

 

Приэльбрусье

 

Позеленелый небосклон

Созвездья прячет, словно корни.

Край горизонта обагрён.

Дубы, как вздыбленные кони.

 

Вот ледяной сверкает трон –

Эльбрус в расцвеченной короне.

И воздух маем напоён,

И мир лучами взят в ладони.

 

Утёсы, как соборы гор,

Прислушались к поющим рекам

И к чистой глубине озёр.

 

А вот и тоненькая ветка

Из каменных пробилась нор,

Припала к следу человека.

 

Глухая пещера

 

Светлеет ночь в Глухой Пещере,

Искрятся ледяные двери.

У входа камни, точно звери.

У валунов таких лобастых

 

На лицах пляшущие краски

Переплетаются в гримасы.

И дышат скалы, как русалки.

И синеглазые фиалки

 

Мерцают в предрассветном мраке

В пещере чудится извечно

В гранитном истукане встречном

 

Душа живая человечья...

И солнце в этом подземелье,

Как будто копит просветленье.

 

Сентябрь-живописец

 

Сентябрь-живописец бродит по лесу

В раздумье – с лучами, с чистой росой.

Снимает, как холст, тумана завесу,

Касается листьев кистью цветной.

 

Бубнит с родником знакомую песню,

И бабочку ловит леской седой.

И молодую лесную принцессу –

Берёзку украсил лёгкой фатой.

 

Сентябрь-живописец – мастер весёлый,

Спасибо за яркую музу твою,

За шелестящие пышные волны,

 

И за вдохновенья большую струю.

И я ученик этой Солнечной Школы,

И в каждом листочке себя узнаю.

 

Тополиха с тополёнком

 

Тополиха с тополёнком

Шепчутся, как мать с ребёнком.

На листве лучей веснушки,

И целуются верхушки.

 

У подножья росным соком

Осыпается осока.

Как забытые игрушки,

Серебрятся две ракушки.

 

Валунок, как медвежонок,

Словно нюхает спросонок

В жёлтых бабочках пригорок.

 

И полынью пахнет зорька.

Жизнь прошла. Минуло сколько

Тополихе с тополёнком?

 

Сорняк

 

Сорняк, лишённый аромата,

Вообразил себя цветком.

В палитре луговой заката

Он серым выглядит мазком.

 

Увы, бедняге непонятно,

Что ищут пчёлы хоботком

На солнечном лугу мохнатом

Под каждым нежным лепестком.

 

О, пустоцвет, ты – без нектара –

Себя над цветником вознёс.

Поёт, как тихая гитара,

 

Среди ромашек синий дрозд.

Он опьянён закатным жаром

И свежестью нектарных рос.

 

Неземные созданья

 

Грущу у рассветной реки.

Лучи на воде, словно раны.

И полные древней тоски

Молчат валуны-великаны.

 

И вечность сдавила виски,

И мир вдруг почудился странный.

Зелёные эти дубки

Так радостны и печальны.

 

И шмель надо мной загудел.

Встревожилась ласточек стая.

В таинственной этой воде

 

Такие скользят очертанья,

Что, кажется, я разглядел

Пространств неземные созданья.

 

Ночная фиалка

 

Ночная фиалка цветёт за окном.

Я каждую ночь дышу ароматом.

И боли, сверлящие душу тайком,

Стихают во мне с лучами заката.

 

Над садом звезда шевелит плавником,

И пахнет, как самая свежая мята.

Упала на клумбу и, став светляком,

Прислушалась вдруг к сверчковым кантатам.

 

И словно впервые мой край замерцал.

Из дома иду к Сиреневой Балке.

Мерцает в камнях густая пыльца.

 

И я размышляю на скалах Развалки:

Ну как мне наполнить людские сердца

Волнующей свежестью скромной фиалки.

 

Высота

 

Тебе со скал по острию

Тысячелетнюю струю

Швыряет водопад шальной,

Как мысль вершины ледяной.

 

Утёс, как бороду, траву

Здесь окунает в синеву.

Повис над снежной крутизной,

Как над бездонною душой.

 

Здесь высотою горец горд

И вечный снег белей тумана.

Здесь стиснутая между гор,

 

Цветёт зелёная поляна,

И маков пламенный костёр,

Как вызов каменным капканам.

 

Бледнеющие лепестки

 

Ты лёг в траву, а у виска

Ромашка выбилась к июлю.

Всё та ж глубокая тоска

Одолевает мысль любую.

 

Но грозовеют облака

И каплю первую, как пулю,

Вонзают в темечко цветка,

И где-то молнии ликуют.

 

Сшибаются громов миры,

Разламываясь на куски.

Сорвался птичий гвалт с горы,

 

И закипели ручейки.

И ты ладонью вдруг прикрыл

Бледнеющие лепестки...

 

Светляк

 

В прохладной чуткой тишине

Скала, как всадник на коне,

На плечи облако накинув,

Глядит на спящую вершину.

 

Среди светлеющих камней

Цветы качаются во сне.

Легко спускаешься в долину.

Ты гору сонную покинул.

 

Здесь в первобытнейшей тиши

Сидел так долго у обрыва,

Казалось, в мире – ни души

 

И лишь светляк мерцал наивно.

Семья седеющих вершин

С тобой мечтала молчаливо.

 

Мотив дождя

 

По скалам барабанит дождь,

Внизу долину захватив.

И зарослей скупая дрожь

Вплетается в его мотив.

 

У камня шелохнулся ёж.

На круче замирает гриф.

Ах, как искрится этот дождь,

Обугливая туч разрыв.

 

Так было вечно, как теперь:

Жуки и птицы, и растенья,

И каждый человек и зверь —

 

Мы ищем от грозы спасенья,

От непредвиденных потерь.

Но верим в ливня обновленье.

 

Горная ива

 

В ладонях серого утёса

Растёт молоденькая ива 

Горда, стройна, темноволоса

И даже с ветром молчалива.

 

Зелёный луч скользнул по косам.

И дерево глядит наивно.

Отбрось-ка запылённый посох.

Приляг под ивой у обрыва.

 

И наберёшься свежих сил,

Едва обласканный ветвями.

Тебе приснятся птичьи сны

 

Под голубыми облаками.

И, словно этой ивы сын,

Легко пройдёшь ты над горами.

 


ЧИТАТЬ ЕЩЁ:

Ян Бернард. Повесть «Дети батальона»

В фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского имеются произведения Яна Бернарда, в том числе и в адаптированных форматах:

Бернард, Я. И. Александр I Благословенный : сонеты / Я. И. Бернард. – Ставрополь : АГРУС, 2013. – 124 с. – Текст : непосредственный.

Бернард, Я. И. Варшавская лира : сонеты / Я. И. Бернард. – Ставрополь : Моцарт, 2008. – 254 с. – Текст : непосредственный.

Бернард, Я. И. Вершины Пятигорья : сонеты, легенды / Я. И. Бернард. – Ставрополь : ЛФР, 2000. – 48 с. – (Библиотека писателей Ставрополья). – Текст : непосредственный.

Бернард, Я. И. Да святится имя твоё: тысяча сонетов : библейские мотивы для юношества России / Я. И. Бернард. – Ставрополь : Юркит, 2003. – 536 с. – Текст : непосредственный.

Бернард, Я. И. Дети батальона : рассказы, стихи / Я. И. Бернард ; читает автор. – Ставрополь : Краевая библиотека для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского, 2010. – 1 электрон. опт. диск, (4 ч 16 мин). – С изд. : Ставрополь : Книжное. издательство, 1995. – Звукозапись.

Бернард, Я. И. Дети батальона : 50-летию Великой Победы / Я. И. Бернард. – Ставрополь : Краевая типография, 1995. – 320 с. – Текст : непосредственный.

Бернард, Я. И. Детство Иисуса Христа : сонеты / Я. И. Бернард. – Москва : Центр-ЛР, 2006. – 71 с. – Текст : непосредственный.

Бернард, Я. И. Межзвёздная арка : сто сонетов / Я. И. Бернард. – Ставрополь : ЛФР, 1999. – 47 с. – (Библиотека писателей Ставрополья). – Текст : непосредственный.

Бернард, Я. И. Минное поле детства : стихи, сонеты, баллады / Я. И. Бернард. – Ставрополь : АГРУС, 2010. – 140 с. – Текст : непосредственный.

Бернард, Я. И. Помоги нам, Господи : отрывок из повести, рассказ / Я. И. Бернард ; читает автор. – Ставрополь : Краевая библиотека для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского, 2001. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), (4 ч). – Формат WAV. (Антология произведений писателей Северного Кавказа) – Звукозапись.

Бернард, Я. И. Помоги нам, Господи : отрывок из повести, рассказ, сонеты / Я. И. Бернард ; читает автор. – Ставрополь : Краевая библиотека для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского, 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), (4 ч). – С изд. : Ставрополь: Краевая библиотека для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского, 2001. (Антология произведений писателей Северного Кавказа) – Звукозапись : электронный ресурс.

Бернард, Я. И. Прощание с Булонским лесом: сонеты : 200-летию со дня рождения Фридерика Шопена / Я. И. Бернард. – Ставрополь : Моцарт, 2010. – 128 с. – Текст : непосредственный.

Бернард, Я. И. Русский Париж : сонеты, легенды / Я. И. Бернард. – [Б. м.] : НПП «Фито-Эко», 1993. – 350 с. – Текст : непосредственный.

Бернард, Я. И. Сердце Фридерика Шопена : 150 сонетов для юношества России и Польши / Я. И. Бернард. – Ставрополь : Сервисшкола, 2008. – 120 с. – Текст : непосредственный.

Бернард, Я. И. Юность Иисуса Христа : сонеты : библейские мотивы для юношества России / Я. И. Бернард. – Москва : Центр-ЛР, 2007. – 71 с. – (Библиотека писателей Ставрополья). – Текст : непосредственный.

Золотой колос. Ч. 1, 2 : сборник произведений молодых литераторов Ставрополья. Журавлиные голоса : сборник произведений писателей Калмыкии  / читает Г. Стукачёва. Помоги нам, Господи : отрывок из повести, рассказ, сонеты / Я. И. Бернард ; читает автор. Доброе сердце : избранное / К. Г. Чёрный ; читает Т. Чёрная. – Ставрополь : Краевая библиотека для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского, 2017. – 1 фк., (20 ч 22 мин.. – С изд. : База ЦГК СКБСС. – Звукозапись.

Крыласов, В. Г. Истории и сказы Ставрополья / читает Т. Фабрика. Иванова Римма Михайловна – кавалер ордена святого Георгия Победоносца : жизнь и героические подвиги / Н. Д. Судавцов ; читает А. Ростов. Загадочен туман Кавказа : новеллы / Т. В. Пляскина; читает автор. Дети батальона : к 50-летию Великой Победы / Я. И. Бернард. Непосильное бремя : миниатюры, стихи, пародии / И. С. Романов ; читает автор. – Ставрополь : Краевая библиотека для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского, 2016. – 1 фк., (34 ч 5 мин). – С изд. : БД СКБСС. – Звукозапись.


Комментариев нет:

Отправить комментарий