среда, 31 августа 2016 г.

Великий пейзажист Исаак Левитан

«Не существует страны лучше и красивей, чем Россия. Настоящий пейзажист может быть только здесь!»
Исаак Левитан

Исаак Левитан – великий русский пейзажист, открывший скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав своё имя в пантеон отечественной культуры.
Творчество Исаака Ильича Левитана (1860 – 1900) развивалось в период высокого расцвета русской художественной культуры. Его современниками были Репин и Суриков, Нестеров и Серов, Чехов и Горький, Шаляпин и Ермолова. За короткую творческую жизнь Левитан создал около тысячи полотен, пастелей, эскизов, рисунков.

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. Его отец служил кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем отец.

Левитан. Автопортрет (1885, ГТГ)


Тринадцати лет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно учится. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую А.К. Саврасова, а позже становится учеником В.Д. Поленова.
Несмотря на успехи, Совет училища отказывает ему в присуждении Большой серебряной медали и предлагает выдать диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования. Левитан покидает училище, куда вернётся уже известным художником в качестве руководителя пейзажной мастерской.
К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках, – «Вечер» (1877, ГТГ) и «Солнечный день. Весна» (1877, частное собрание). И хотя эти работы не лишены недостатков: заметны некоторая наивность, перегруженность композиции деталями, – они пронизаны светлым юношеским чувством любви к природе.
С ученической выставки 1880 года П.М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника «Осенний день. Сокольники» (ГТГ). Это было первым признанием его таланта. Левитан создаёт произведение, созвучное настроению человека в печальное ненастье осени. Однако попытка работать в новой манере, широко и обобщённо, была во многом ученической. Молодому художнику ещё предстоял долгий путь изучения природы, овладения новыми средствами живописи.

Левитан «Осенний день. Сокольники» (1879, ГТГ)

В летние месяцы 1880-1884 годов он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, Горьковский гос. художественный музей), «Дуб» (1880, ГТГ), «Сосны» (1880, частное собрание). Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, ГТГ), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, ГТГ).

Левитан «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, ГТГ)

В 1885 году в имении Киселёвых в Бабкине Левитан знакомится с А.П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.
Добавьте подпись

Только к середине 80-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье – у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовывает выставку шестидесяти пейзажей.

В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года.
Левитан – один из самых больших поэтов Волги. Волжская природа с её бесконечными просторами, чередованием лесов, равнин, полей, больших городов и маленьких деревень вдохновила художника на новые пейзажные сюжеты.
Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: «Вечер на Волге» (1888, ГТГ) и «Вечер. Золотой Плёс» (1889, ГТГ).

Левитан «После дождя. Плёс» (1889, ГТГ)

И совсем иной эмоциональный настрой заключён в картине «После дождя. Плёс» (1889, ГТГ). В ней нет покоя; ветер гонит облака, вода покрыта рябью... Голубовато-серебристая гамма с многочисленными оттенками создает ощущение движения света, зыбкого воздуха. 
Особого внимания заслуживают картины «Золотая осень. Слободка» (1889, ГРМ) и «Берёзовая роща» (1889, ГТГ). В них Левитан передаёт непосредственность восприятия разных состояний природы.
«Я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен ну словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней», – писал в эти годы художник А.П. Чехову.

В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С.Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую.
Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как «У омута» (1892, ГТГ), «Владимирка» (1892, ГТГ) и «Над вечным покоем» (1894, ГТГ).

Левитан «Владимирка» (1892, ГТГ)

«Владимирка» – одна из лучших картин Левитана. В ней художник показал, какое большое социальное содержание может передать в своих произведениях художник-пейзажист. Эту картину живописец преподнёс в дар Третьяковской галерее.

Многочисленные искания художника нашли выражение в картине «Над вечным покоем». Безграничность просторов русской природы и её далей привлекали Левитана и в раннем творчестве и в величавых панорамах волжского цикла.

Левитан «Над вечным покоем» (1894, ГТГ)

...В бескрайних просторах воды и неба на косогоре затерялась одинокая церквушка. Косогор, будто плот, несёт её вперед. Ветер, порывисто налетая, сгибает тонкие ветви деревьев на погосте. Сверху громады туч ведут небесный бой. Вода холодна и неподвижна. В безмолвии – сила и тревога. Жизнь человека, как маленький, трепетный огонёк в церквушке, противопоставляется холодному, вечному бытию природы...

1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям.

Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.
В солнечные мартовские дни пробуждается природа («Март», 1895, ГТГ), по-весеннему поёт и звенит ручей («Весна. Последний снег», 1895, ГРМ), нежно благоухают цветущие яблони («Цветущие яблони», 1896, частное собрание); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи («Золотая осень», 1895, ГТГ) и наступает «пышное природы увяданье» («Осень», 1895, частное собрание; «Большая дорога. Осенний солнечный день», 1897, частное собрание).
Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.
Картина «Весна – большая вода» (1896-1897, ГТГ) завершает цикл лирических пейзажей 1895 – 1896 годов.

Левитан «Весна – большая вода» (1896, ГТГ)

В последние годы жизни пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника «изощрить» своё искусство так, чтобы «слышать трав прозябанье». Он всё чаще обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному лаконизму изображения «Последние лучи солнца» (1899, ГТГ), «Луна. Сумерки» (1899, ГРМ), «Сумерки» (1900, ГТГ), «Сумерки. Стога» (1899, ГТГ). Два последних пейзажа признаны подлинными шедеврами Левитана.
Левитан «Сумерки. Стога» (1899, ГТГ)

Всё предельно просто в картине «Сумерки. Стога». Стоят на скошенном лугу стога сена. Их очертания тают в лёгкой дымке тумана, в светлых северных сумерках и, кажется, будто они плавно покачиваются в такт неведомой музыке, а вдали сливаются, прильнув друг к другу. Всплывает оранжевая луна. Сумерки делают всё подвижным, призрачным. Кисть художника прикасается к холсту мягкими неровными ударами. Никаких ярких, контрастных цветов. Живопись основана на едва уловимых переходах от лиловато-сиреневатых к нежному серо-зеленому тону.

К этому времени относятся замечательные акварели и пастели: «Туман. Осень» (1899, ГРМ), «Луг на опушке леса» (1898, ГРМ).

В 1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Он преподаёт в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание, известность. Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.
«Левитан, по-видимому, умрёт», – пишет Чехов... Тяжкая болезнь и «страшная жажда» жизни ведут борьбу.
Картина «Озеро» (1899-1900, ГРМ) стала лебединой песней художника. Левитан полагал назвать своё произведение «Русью»; ему хотелось дать в нём как бы некоторый синтез своих многочисленных исканий.

Левитан «Озеро» (1899-1900, ГРМ)

«Озеро» – обобщённый образ прекрасной и светлой русской природы. Русь, Родина – последние мысли и чувства художника. Он не сумел закончить картину, как хотел. 22 июля 1900 года Левитана не стало.

Это интересно

·                   Исаак Левитан был страстным охотником, но иногда его охватывали приступы жалости ко всему живому. Он часто охотился вместе с Антоном Павловичем Чеховым. Однажды во время птичьей «тяги» Левитан подстрелил вальдшнепа. Тот был ранен в крыло и упал на землю весь в крови. Левитан, увидев это, вдруг сморщился, закрыл глаза и сказал Чехову с дрожью в голосе:
– Голубчик, ударь  его головкой по ложу ружья.
– Не могу! – отвечал столь же жалостливый литератор.
Вальдшнеп смотрел грустно и удивлённо. Наконец Чехов нашёл в себе силы и прикончил его.
– Ну вот, – сказал он печально, – одним красивым влюблённым созданием стало меньше, а два дурака вернутся домой и сядут ужинать.

·                   Исаак Ильич Левитан ценил моменты печального настроения. Он иногда даже упрашивал своего друга Коровина:
– Костя, давай почитаем что-нибудь грустное.
– Это зачем? – с подозрением спрашивал тот.
– Мы найдём настроение... это так хорошо, будет так печально, а ведь душе так нужны слёзы, — проникновенно убеждал Левитан.
– Ага, опять реветь будешь?
– Не реветь, Костя, рыдать!



В фонде библиотеки имеются издания об Исааке Левитане и его творчестве:

Бауэр, А. Э. Рассказы о Левитане [Текст] / А. Э. Бауэр. – Калуга : Книжное изд-во, 1963. – 62 с.
Дмитренко А. Ф. 50 кратких биографий мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В. Кузнецова. –  Л.: Аврора, 1971. – 300 с.
Пейзаж в русской живописи: от классицизма до символизма [Текст]. – М. : Арт-Родник, 1999. – 190 с.
Пейзажная живопись [Текст]. – СПб. : Художник России, 1994. – 208 с.
Турков, А. М. И. И. Левитан [Текст] / А. М. Турков. – М. : Искусство, 1974. – 160 с.
Художники, композиторы, артисты [Звукозапись] : энциклопедия великих людей. – М. : МедиаЛаб, 2012. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM)