среда, 31 августа 2016 г.

Великий пейзажист Исаак Левитан

«Не существует страны лучше и красивей, чем Россия. Настоящий пейзажист может быть только здесь!»
Исаак Левитан

Исаак Левитан – великий русский пейзажист, открывший скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав своё имя в пантеон отечественной культуры.
Творчество Исаака Ильича Левитана (1860 – 1900) развивалось в период высокого расцвета русской художественной культуры. Его современниками были Репин и Суриков, Нестеров и Серов, Чехов и Горький, Шаляпин и Ермолова. За короткую творческую жизнь Левитан создал около тысячи полотен, пастелей, эскизов, рисунков.

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. Его отец служил кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем отец.
И. Левитан. Автопортрет,1880
Тринадцати лет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно учится. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую А.К. Саврасова, а позже становится учеником В.Д. Поленова.
Несмотря на успехи, Совет училища отказывает ему в присуждении Большой серебряной медали и предлагает выдать диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования. Левитан покидает училище, куда вернётся уже известным художником в качестве руководителя пейзажной мастерской.
К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках, – «Вечер» (1877, ГТГ) и «Солнечный день. Весна» (1877, частное собрание). И хотя эти работы не лишены недостатков: заметны некоторая наивность, перегруженность композиции деталями, – они пронизаны светлым юношеским чувством любви к природе.
С ученической выставки 1880 года П.М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника «Осенний день. Сокольники» (ГТГ). Это было первым признанием его таланта. Левитан создаёт произведение, созвучное настроению человека в печальное ненастье осени. Однако попытка работать в новой манере, широко и обобщённо, была во многом ученической. Молодому художнику ещё предстоял долгий путь изучения природы, овладения новыми средствами живописи.
В летние месяцы 1880-1884 годов он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, Горь-ковский гос. художественный музей), «Дуб» (1880, ГТГ), «Сосны» (1880, частное собрание). Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, ГТГ), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, ГТГ).
В 1885 году в имении Киселёвых в Бабкине Левитан знакомится с А.П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.
Только к середине 80-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье – у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовывает выставку шестидесяти пейзажей.
В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года.
Левитан – один из самых больших поэтов Волги. Волжская природа с её бесконечными просторами, чередованием лесов, равнин, полей, больших городов и маленьких деревень вдохновила художника на новые пейзажные сюжеты.
Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: «Вечер на Волге» (1888, ГТГ) и «Вечер. Золотой Плёс» (1889, ГТГ).
И совсем иной эмоциональный настрой заключён в картине «После дождя. Плёс» (1889, ГТГ). В ней нет покоя; ветер гонит облака, вода покрыта рябью... Голубовато-серебристая гамма с многочисленными оттенками создает ощущение движения света, зыбкого воздуха. Особого внимания заслуживают картины «Золотая осень. Слободка» (1889, ГРМ) и «Берёзовая роща» (1889, ГТГ). В них Левитан передает непосредственность восприятия разных состояний природы.
«Я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен ну словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней», – писал в эти годы художник А.П. Чехову.
В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С.Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую.
Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как «У омута» (1892, ГТГ), «Владимирка» (1892, ГТГ) и «Над вечным покоем» (1894, ГТГ).
«Владимирка» – одна из лучших картин Левитана. В ней художник показал, какое большое социальное содержание может передать в своих произведениях художник-пейзажист. Эту картину живописец преподнёс в дар Третьяковской галерее.

Многочисленные искания художника нашли выражение в картине «Над вечным покоем». Безграничность просторов русской природы и её далей привлекали Левитана и в раннем творчестве и в величавых панорамах волжского цикла.
...В бескрайних просторах воды и неба на косогоре затерялась одинокая церквушка. Косогор, будто плот, несет её вперед. Ветер, порывисто налетая, сгибает тонкие ветви деревьев на погосте. Сверху громады туч ведут небесный бой. Вода холодна и неподвижна. В безмолвии – сила и тревога. Жизнь человека, как маленький, трепетный огонёк в церквушке, противопоставляется холодному, вечному бытию природы...

1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям.
Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.
В солнечные мартовские дни пробуждается природа («Март», 1895, ГТГ), по-весеннему поёт и звенит ручей («Весна. Последний снег», 1895, ГРМ), нежно благоухают цветущие яблони («Цветущие яблони», 1896, частное собрание); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи («Золотая осень», 1895, ГТГ) и наступает «пышное природы увяданье» («Осень», 1895, частное собрание; «Большая дорога. Осенний солнечный день», 1897, частное собрание).
Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.
Картина «Весна – большая вода» (1896 - 1897, ГТГ) завершает цикл лирических пейзажей 1895 – 1896 годов.

В последние годы жизни пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника «изощрить» своё искусство так, чтобы «слышать трав прозябанье». Он всё чаще обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному лаконизму изображения «Последние лучи солнца» (1899, ГТГ), «Луна. Сумерки» (1899, ГРМ), «Сумерки» (1900, ГТГ), «Сумерки. Стога» (1899, ГТГ). Два последних пейзажа признаны подлинными шедеврами Левитана.

Всё предельно просто в картине «Сумерки. Стога». Стоят на скошенном лугу стога сена. Их очертания тают в лёгкой дымке тумана, в светлых северных сумерках и, кажется, будто они плавно покачиваются в такт неведомой музыке, а вдали сливаются, прильнув друг к другу. Всплывает оранжевая луна. Сумерки делают всё подвижным, призрачным. Кисть художника прикасается к холсту мягкими неровными ударами. Никаких ярких, контрастных цветов. Живопись основана на едва уловимых переходах от лиловато-сиреневатых к нежному серо-зеленому тону.

К этому времени относятся замечательные акварели и пастели: «Туман. Осень» (1899, ГРМ), «Луг на опушке леса» (1898, ГРМ).

В 1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Он преподаёт в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание, известность. Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.
«Левитан, по-видимому, умрёт», – пишет Чехов... Тяжкая болезнь и «страшная жажда» жизни ведут борьбу.
Картина «Озеро» (1899-1900, ГРМ) стала лебединой песней художника. Левитан полагал назвать своё произведение «Русью»; ему хотелось дать в нём как бы некоторый синтез своих многочисленных исканий.
«Озеро» – обобщённый образ прекрасной и светлой русской природы. Русь, Родина – последние мысли и чувства художника. Он не сумел закончить картину, как хотел. 22 июля 1900 года Левитана не стало.

Это интересно

·                   Исаак Левитан был страстным охотником, но иногда его охватывали приступы жалости ко всему живому. Он часто охотился вместе с Антоном Павловичем Чеховым. Однажды во время птичьей «тяги» Левитан подстрелил вальдшнепа. Тот был ранен в крыло и упал на землю весь в крови. Левитан, увидев это, вдруг сморщился, закрыл глаза и сказал Чехову с дрожью в голосе:
– Голубчик, ударь  его головкой по ложу ружья.
– Не могу! – отвечал столь же жалостливый литератор.
Вальдшнеп смотрел грустно и удивленно. Наконец Чехов нашёл в себе силы и прикончил его.
– Ну вот, – сказал он печально, – одним красивым влюблённым созданием стало меньше, а два дурака вернутся домой и сядут ужинать.

·                   Исаак Ильич Левитан ценил моменты печального настроения. Он иногда даже упрашивал своего друга Коровина:
– Костя, давай почитаем что-нибудь грустное.
– Это зачем? – с подозрением спрашивал тот.
– Мы найдём настроение... это так хорошо, будет так печально, а ведь душе так нужны слёзы, — проникновенно убеждал Левитан.
– Ага, опять реветь будешь?
– Не реветь, Костя, рыдать!



В фонде библиотеки имеются издания об Исааке Левитане и его творчестве:

Бауэр, А. Э. Рассказы о Левитане [Текст] / А. Э. Бауэр. – Калуга : Книжное изд-во, 1963. – 62 с.
Дмитренко А. Ф. 50 кратких биографий мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В. Кузнецова. –  Л.: Аврора, 1971. – 300 с.
Пейзаж в русской живописи: от классицизма до символизма [Текст]. – М. : Арт-Родник, 1999. – 190 с.
Пейзажная живопись [Текст]. – СПб. : Художник России, 1994. – 208 с.
Турков, А. М. И. И. Левитан [Текст] / А. М. Турков. – М. : Искусство, 1974. – 160 с.
Художники, композиторы, артисты [Звукозапись] : энциклопедия великих людей. – М. : МедиаЛаб, 2012. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM)