«Не
существует страны лучше и красивей, чем Россия. Настоящий пейзажист может быть
только здесь!»
Исаак Левитан
Исаак Левитан – великий русский
пейзажист, открывший скромную красоту русской природы. Начиная работать под
руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих
учителей, навсегда вписав своё имя в пантеон отечественной культуры.
Творчество Исаака Ильича Левитана (1860 –
1900) развивалось в период высокого расцвета русской художественной культуры.
Его современниками были Репин и Суриков, Нестеров и Серов, Чехов и Горький,
Шаляпин и Ермолова. За короткую творческую жизнь Левитан создал около тысячи
полотен, пастелей, эскизов, рисунков.
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа
1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. Его отец служил
кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой и бедной. В надежде
поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем
отец.
|
И. Левитан.
Автопортрет,1880 |
Тринадцати лет Левитан поступает в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Испытывая голод, постоянную
нужду, часто оставаясь без крова, он упорно учится. В сентябре 1876 года
Левитан попадает в пейзажную мастерскую А.К. Саврасова, а позже становится
учеником В.Д. Поленова.
Несмотря на успехи, Совет училища
отказывает ему в присуждении Большой серебряной медали и предлагает выдать
диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования.
Левитан покидает училище, куда вернётся уже известным художником в качестве
руководителя пейзажной мастерской.
К первым из дошедших до нас
произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на
ученических выставках, – «Вечер»
(1877, ГТГ) и «Солнечный день. Весна»
(1877, частное собрание). И хотя эти работы не лишены недостатков: заметны
некоторая наивность, перегруженность композиции деталями, – они пронизаны
светлым юношеским чувством любви к природе.
С ученической выставки 1880 года П.М.
Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника «Осенний день. Сокольники» (ГТГ). Это
было первым признанием его таланта. Левитан создаёт произведение, созвучное
настроению человека в печальное ненастье осени. Однако попытка работать в новой
манере, широко и обобщённо, была во многом ученической. Молодому художнику ещё
предстоял долгий путь изучения природы, овладения новыми средствами живописи. |
Левитан «Осенний
день. Сокольники» (1879, ГТГ) |
В летние месяцы 1880-1884 годов он пишет
с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, Горьковский гос. художественный
музей), «Дуб» (1880, ГТГ), «Сосны» (1880, частное собрание).
Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода»
(1884, ГТГ), «Мостик. Саввинская слобода»
(1884, ГТГ). |
Левитан
«Последний снег. Саввинская слобода» (1884, ГТГ) |
В 1885 году в имении Киселёвых в Бабкине
Левитан знакомится с А.П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. |
Левитан. Портрет
писателя Антона Павловича Чехова (1885-1886, ГТГ) |
Только к середине 80-х годов улучшилось
материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь,
напряжённый труд сказались на здоровье – у него резко обострилась болезнь
сердца. Поездка в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовывает
выставку шестидесяти пейзажей.
В 1887 году художник, наконец,
осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества
Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года.
Левитан – один из самых больших поэтов
Волги. Волжская природа с её бесконечными просторами, чередованием лесов,
равнин, полей, больших городов и маленьких деревень вдохновила художника на
новые пейзажные сюжеты.
Пейзажи Волги, созданные Левитаном,
многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: «Вечер на Волге» (1888, ГТГ) и «Вечер. Золотой Плёс» (1889, ГТГ). |
Левитан «После
дождя. Плёс» (1889, ГТГ) |
И совсем иной эмоциональный настрой
заключён в картине «После дождя. Плёс» (1889,
ГТГ). В ней нет покоя; ветер гонит облака, вода покрыта рябью...
Голубовато-серебристая гамма с многочисленными оттенками создает ощущение
движения света, зыбкого воздуха.
Особого внимания заслуживают картины «Золотая осень. Слободка» (1889, ГРМ) и
«Берёзовая роща» (1889, ГТГ). В них
Левитан передаёт непосредственность восприятия разных состояний природы.
«Я
не могу быть хоть немного счастлив, спокоен ну словом, не понимаю себя вне
живописи. Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней», – писал в эти
годы художник А.П. Чехову.
В марте 1891 года Левитан становится
членом Товарищества передвижных выставок. С.Т. Морозов (меценат и любитель
живописи) предоставляет художнику мастерскую.
Стремлением к созданию эпического образа
природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895
год. Среди них такие значительные полотна, как «У омута» (1892, ГТГ), «Владимирка»
(1892, ГТГ) и «Над вечным покоем»
(1894, ГТГ). |
Левитан
«Владимирка» (1892, ГТГ) |
«Владимирка» – одна из лучших картин
Левитана. В ней художник показал, какое большое социальное содержание может
передать в своих произведениях художник-пейзажист. Эту картину живописец
преподнёс в дар Третьяковской галерее.
Многочисленные искания художника нашли
выражение в картине «Над вечным покоем». Безграничность просторов русской
природы и её далей привлекали Левитана и в раннем творчестве и в величавых
панорамах волжского цикла. |
Левитан «Над
вечным покоем» (1894, ГТГ) |
...В бескрайних просторах воды и неба на
косогоре затерялась одинокая церквушка. Косогор, будто плот, несёт её вперед.
Ветер, порывисто налетая, сгибает тонкие ветви деревьев на погосте. Сверху
громады туч ведут небесный бой. Вода холодна и неподвижна. В безмолвии – сила и
тревога. Жизнь человека, как маленький, трепетный огонёк в церквушке,
противопоставляется холодному, вечному бытию природы...
1895 год был сложным и трудным в жизни
художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли,
удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния,
до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той
живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела
его к новым творческим открытиям.
Приезд Левитана в марте 1894 года в
Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период
творчества художника.
В солнечные мартовские дни пробуждается
природа («Март», 1895, ГТГ),
по-весеннему поёт и звенит ручей («Весна.
Последний снег», 1895, ГРМ), нежно благоухают цветущие яблони («Цветущие яблони», 1896, частное собрание);
в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют
рощи («Золотая осень», 1895, ГТГ) и
наступает «пышное природы увяданье» («Осень», 1895, частное собрание; «Большая дорога. Осенний солнечный день»,
1897, частное собрание).
Поэтическая красота природы дана как
прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.
Картина «Весна – большая вода» (1896-1897, ГТГ) завершает цикл лирических
пейзажей 1895 – 1896 годов. |
Левитан «Весна –
большая вода» (1896, ГТГ) |
В последние годы жизни пейзажи Левитана
поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника «изощрить» своё искусство так, чтобы «слышать трав прозябанье». Он всё чаще
обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному
лаконизму изображения «Последние лучи
солнца» (1899, ГТГ), «Луна. Сумерки»
(1899, ГРМ), «Сумерки» (1900, ГТГ), «Сумерки. Стога» (1899, ГТГ). Два
последних пейзажа признаны подлинными шедеврами Левитана. |
Левитан
«Сумерки. Стога» (1899, ГТГ) |
Всё предельно просто в картине «Сумерки.
Стога». Стоят на скошенном лугу стога сена. Их очертания тают в лёгкой дымке
тумана, в светлых северных сумерках и, кажется, будто они плавно покачиваются в
такт неведомой музыке, а вдали сливаются, прильнув друг к другу. Всплывает
оранжевая луна. Сумерки делают всё подвижным, призрачным. Кисть художника
прикасается к холсту мягкими неровными ударами. Никаких ярких, контрастных
цветов. Живопись основана на едва уловимых переходах от лиловато-сиреневатых к
нежному серо-зеленому тону.
К этому времени относятся замечательные
акварели и пастели: «Туман. Осень»
(1899, ГРМ), «Луг на опушке леса»
(1898, ГРМ).
В 1898 году Левитану присваивают звание
академика пейзажной живописи. Он преподаёт в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества. Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на
выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже.
Приходит всеобщее признание, известность. Однако здоровье художника резко
ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает
на короткий срок.
«Левитан,
по-видимому, умрёт»,
– пишет Чехов... Тяжкая болезнь и «страшная
жажда» жизни ведут борьбу.
Картина «Озеро» (1899-1900, ГРМ) стала лебединой песней художника. Левитан
полагал назвать своё произведение «Русью»; ему хотелось дать в нём как бы
некоторый синтез своих многочисленных исканий. |
Левитан «Озеро»
(1899-1900, ГРМ) |
«Озеро» – обобщённый образ прекрасной и
светлой русской природы. Русь, Родина – последние мысли и чувства художника. Он
не сумел закончить картину, как хотел. 22 июля 1900 года Левитана не стало.
Это
интересно
·
Исаак
Левитан был страстным охотником, но иногда его охватывали приступы жалости ко
всему живому. Он часто охотился вместе с Антоном Павловичем Чеховым. Однажды во
время птичьей «тяги» Левитан подстрелил вальдшнепа. Тот был ранен в крыло и
упал на землю весь в крови. Левитан, увидев это, вдруг сморщился, закрыл глаза
и сказал Чехову с дрожью в голосе:
– Голубчик, ударь его головкой по ложу ружья.
– Не могу! – отвечал столь же
жалостливый литератор.
Вальдшнеп смотрел грустно и удивлённо.
Наконец Чехов нашёл в себе силы и прикончил его.
– Ну вот, – сказал он печально, – одним
красивым влюблённым созданием стало меньше, а два дурака вернутся домой и сядут
ужинать.
·
Исаак
Ильич Левитан ценил моменты печального настроения. Он иногда даже упрашивал
своего друга Коровина:
– Костя, давай почитаем что-нибудь
грустное.
– Это зачем? – с подозрением спрашивал
тот.
– Мы найдём настроение... это так
хорошо, будет так печально, а ведь душе так нужны слёзы, — проникновенно
убеждал Левитан.
– Ага, опять реветь будешь?
– Не реветь, Костя, рыдать!
В
фонде библиотеки имеются издания об Исааке Левитане
и его творчестве:
Бауэр, А. Э. Рассказы о Левитане [Текст]
/ А. Э. Бауэр. – Калуга : Книжное изд-во, 1963. – 62 с.
Дмитренко А. Ф. 50
кратких биографий мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В.
Кузнецова. – Л.: Аврора, 1971. – 300 с.
Пейзаж в русской
живописи: от классицизма до символизма [Текст]. – М. : Арт-Родник, 1999. – 190
с.
Пейзажная живопись
[Текст]. – СПб. : Художник России, 1994. – 208 с.
Турков, А. М. И. И. Левитан [Текст] / А.
М. Турков. – М. : Искусство, 1974. – 160 с.
Художники, композиторы,
артисты [Звукозапись] : энциклопедия великих людей. – М. : МедиаЛаб, 2012. – 1
эл. опт. диск (CD-ROM)
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить