четверг, 11 апреля 2019 г.

К юбилею исследователя Ц. Азии Н.М. Пржевальского



А ещё мир прекрасен потому, что можно путешествовать
Н. М. Пржевальский

В истории науки есть личности, идеи и труды которых являются целой эпохой
Э.М. Мурзаев (географ и исследователь Азии)
о Н.М. Пржевальском


12 апреля исполнилось 180 лет со дня рождения знаменитого русского путешественника, географа, натуралиста, исследователя Дальнего Востока и Центральной Азии, Николая Михайловича Пржевальского (1839-1888).

Н.М. Пржевальский родился в деревне Кимборово Смоленской губернии, в небогатой дворянской семье. С детства любил охоту и мечтал о путешествиях. Закончив в 1855 году Смоленскую гимназию, юноша поступил на военную службу, которая быстро разочаровала его.
Н.М. Пржевальский поставил перед собой цель стать путешественником. Он поступил в Академию генерального штаба и, учась там, одновременно усваивал знания, нужные исследователю природы. Занимался по шестнадцать часов в сутки. Необыкновенная память не раз выручала его: он мог цитировать слово в слово целые страницы даже через несколько лет после того, как их прочёл. В это же время Н.М. Пржевальский опубликовал несколько статей, среди них «Военно-статистическое обозрение Приамурского края», благодаря которой был принят в 1864 г. в действительные члены Русского географического общества.
После академии Н.М. Пржевальский 3 года прослужил в Варшаве преподавателем географии в юнкерском училище. В учебнике географии, которым он пользовался, было много пробелов. Так, например, о природе Центральной Азии говорилось, что она не исследована. Это и натолкнуло Н.М. Пржевальского на мысль об экспедиции.
Н.М. Пржевальский добился перевода в Восточно-Сибирский военный округ, в Приуссурье, где провёл 3 года (с 1867 по 1869 гг.). За это время он сделал массу ценных наблюдений о природе края и собрал богатые зоологические и ботанические коллекции. Отчётом о командировке стала первая книга Н.М.  Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае», в которой проявился его писательский талант.
Так в 33-летнем возрасте Н.М. Пржевальский наконец «сдал экзамен на путешественника». Он, ни у кого не стажировавшийся, не ходивший ни под чьим началом, почувствовал силы взяться за более сложное, опасное и ответственное дело. Целью жизни для него стало изучение Центральной Азии. И здесь путешественник поставил перед собой наиболее трудную в географической науке того времени задачу – исследование Тибета.

Н.М. Пржевальский осуществил 4 путешествия по Монголии и Китаю:
1.      Монгольское, или первое путешествие по Центральной Азии, 1870 – 1873 гг. (самое большое по длительности и протяженности, около 12000 километров караванного пути).


Деньги для первой экспедиции по Центральной Азии Н.М. Пржевальский выиграл в карты. После этого учёный дал себе обещание не притрагиваться к картам и выполнил его. В путешествии участвовали всего 4 человека – Н.М. Пржевальский, его помощник Михаил Пыльцов и 2 казака.
Исследования первой Центрально азиатской экспедиции Н.М. Пржевальского были обобщены им в двухтомном труде «Монголия и страна тангутов». Первый том этого труда представляет собой описание путешествия, второй том содержит обработку материалов в основном по зоологии. Книга привлекла внимание географов всего мира. «Монголия и страна тангутов» буквально полна открытий, каждая её глава рассказывает о чём-либо новом, неизвестном в науке до Н.М. Пржевальского. Первая экспедиция принесла ему мировую известность.


2.      Лобнорское и Джунгарское, или второе путешествие по Центральной Азии, 1876 – 1877 гг. (самое короткое по протяжённости, немного более 4000 километров).

Экспедиционный отряд состоял на этот раз из 8 человек. В феврале 1877 года экспедиция перешла на озеро Лобнор. Там в селении Абдал путешественники провели 2 месяца, наблюдая весенний пролёт птиц.
Из-за болезни Н.М. Пржевальский был вынужден вернуться в Россию, но уже весной 1879 года, выздоровевший, он вернулся в Зайсан, где оставались верблюды и снаряжение экспедиции.


3.      Первое Тибетское, или третье путешествие по Центральной Азии,  1879 – 1880 гг.
В экспедиции участвовали 13 человек. Со времени третьего путешествия в Центральную Азию начинается формирование школы Пржевальского в лице его непосредственных учеников. Изучение отчётов путешественников показывает, что и писательская манера Н.М. Пржевальского оказала своё влияние на их творчество.

Своеобразное построение книг Н.М. Пржевальского, в которых главы с описанием маршрута путешествия чередуются с тематическими главами, где строго научный материал прекрасно увязан с увлекательными рассказами об охоте, приключениях, привлекало внимание читателей и делало книгу интересной для всех. Такое построение отчёта стало обычным почти у всех учёных, исследовавших Центральную Азию в конце прошлого и в начале XX столетия.
Успеху и популярности Н.М. Пржевальского, безусловно, способствовало высокое писательское мастерство. В его книгах нередки художественные описания природы, характеристика людей, быта народа. Приведем только три коротких отрывка:
«Унылая зимняя картина Лобнора. Немного найдётся во всей Центральной Азии местностей, столь заманчивых для путешественника издали и, в сущности, так мало оправдывающих его надежды, как Лобнор. Казалось бы, что масса воды, приносимая сюда Таримом, должна была образовать обширное и глубокое озеро, отрадный оазис среди пустыни; но далеко не то вышло в действительности... Полным контрастом зимнего запустения Лобнора является кипучая здесь суматоха перелётных птиц в период ранней весны. Там, где за неделю или две перед тем почти в редкость можно было встретить живое существо, теперь словно по мановению волшебника вдруг появляются целые тучи пернатых созданий. Их гонит сюда из тёплых стран юга тот всемогущий голос природы, который пробуждает в каждой перелётной птице неудержимое стремление поскорее попасть с места зимовки на свою северную родину, на радость брачной там жизни и трудную пору вывода детей, а также собственного линяния. И вот лишь только солнце заметно начнёт пригревать охолодевшие пустыни Лобнора, как уже сюда являются пернатые гонцы из Индустана».
А вот в каких словах путешественник говорит о личности алашаньского правителя – окитаившегося монгола:
«Сам князь, человек лет 40, имеет довольно благообразную физиономию, хотя всегда болен, так как сильно предан курению опиума. По своему характеру он взяточник и деспот самого первого разбора. Пустая прихоть, порыв страсти или гнева, словом, личная воля заменяют всякие законы и тотчас же приводятся в исполнение, без малейшего возражения с чьей бы то ни было стороны».
В последних словах в книге о третьем путешествии автор пишет:
«В заключение да позволено мне будет ещё раз вернуться к своим личным впечатлениям.
Грустное, тоскливое чувство всегда овладевает мною, лишь только пройдут первые порывы радостей по возвращении на родину. И чем далее бежит время среди обыденной жизни, тем более и более растёт эта тоска, словно в далёких пустынях Азии покинуто что-либо незабвенное, дорогое, чего не найти в Европе. Да, в тех пустынях действительно имеется исключительное благо – свобода, правда дикая, но зато ничем не стесняемая, чуть не абсолютная. Путешественник становится там цивилизованным дикарём и пользуется лучшими сторонами крайних стадий человеческого развития: простотой и широким привольем жизни дикой, наукой и знанием из жизни цивилизованной. Притом самое дело путешествия для человека, искренне ему преданного, представляет величайшую заманчивость ежедневной сменой впечатлений, обилием новизны, сознанием пользы для науки. Вот почему истому путешественнику невозможно позабыть о своих странствованиях даже при самых лучших условиях дальнейшего существования. День и ночь неминуемо будут ему грезиться картины счастливого прошлого и манить: променять вновь удобства и покой цивилизованной обстановки на трудовую, по временам неприветливую, но зато свободную и славную странническую жизнь...».

4.      Второе Тибетское, или четвёртое путешествие по Центральной Азии, 1883 – 1885 гг.
Дневник Н.М. Пржевальского хранит немногие записи с 24 августа по 5 октября 1888 г. Экспедиционный отряд состоял из 23 человек.

Пятое путешествие по Центральной Азии осталось неосуществленным. Н.М. Пржевальский скончался после 2 недель скоропостижной болезни. Похоронен на берегу озера Иссык-Куль. На могиле Николая Михайловича сооружен красивый памятник: на гранитной скале – бронзовый, распростёрший крылья орёл. В клюве гордой птицы оливковая ветвь – символ мирных целей научных исследований. У ног орла – карта Азии с маршрутами путешествий Н.М. Пржевальского.

Пятая экспедиция Н.М. Пржевальского, уже сформированная и готовая к пути из Каракола, что лежит близ восточного побережья Иссык-Куля, осиротела. Географическое общество вынуждено было пересмотреть свои планы. Было организовано 3 самостоятельных отряда, во главе которых оказались М.В. Певцов, Г.Е. Грумм-Гржимайло и Б.Л. Громчевский. Но это уже совсем другая история.

В экспедициях Н.М. Пржевальский провёл 11 лет своей жизни, преодолев 31,5 тысячи километров, что немногим меньше протяжённости экватора. Кроме всех научных заслуг, Н.М. Пржевальский был ещё и хорошим руководителем. Показательно, что за всё время его путешествий, не погиб ни один участник его экспедиций. Дисциплина во время походов у Николая Михайловича была суровая. Своих сотрудников он подбирал из простых, неизнеженных, предприимчивых людей. В тяжелейших условиях они прошли десятки тысяч километров, неоднократно подвергая свои жизни опасности. Бесстрашие, самоотверженная любовь к науке, стойкость, целеустремлённость и организованность Н.М. Пржевальского обеспечили успех экспедиций.
Н.М. Пржевальский выработал свои принципы экспедиционной работы. Главный из них состоял в требовании непрерывного ведения научных наблюдений в любых, самых тяжёлых условиях пути. В маршруте по новым местам всегда проводилась съёмка, обязательно трижды в день делались метеорологические наблюдения, активно пополнялись зоологические и ботанические коллекции и все наблюдения в тот же день заносились в дневник. Важнейшим принципом было приближение быта экспедиционного отряда к быту кочевников-монголов. Это касалось и еды: основной пищей путешественников была дзамба – употребляемый кочевниками «пищевой концентрат» – мука из предварительно прожаренных зёрен ячменя или пшеницы. Помещенная в горячую воду или чай, она почти сразу превращается в зависимости от количества в суп-болтушку, подобие манной каши или лепёшку. В качестве топлива в безлесных местах использовался употребляемый для этого и кочевниками сухой навоз, по-монгольски «аргал». Наконец, путешественник всегда стремился к автономности отряда, к уменьшению его зависимости от возможностей закупки продовольствия или от капризов местной администрации. Эти суровые принципы обеспечили огромную результативность экспедиций Н.М. Пржевальского.
О тяжёлых испытаниях и великих радостях научных открытий, выпавших на долю путешественника и его верных спутников, Н.М. Пржевальский увлекательно рассказал в своих книгах. Каждая из них посвящена одной из его экспедиций: «Монголия и страна тангутов», «Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Жёлтой реки», «От Кульджи за Тянь-Шань и на Лобнор», «От Кяхты на истоки Жёлтой реки». Эти сочинения были переведены на многие языки, переиздаются в наше время и представляют интерес не только для учёных, но и для широких кругов читателей.
Н.М. Пржевальский обладал изумительной способностью наблюдать, умел собирать большой и разнообразный географический и естественно-научный материал.  В экспедициях Н.М. Пржевальский исследовал рельеф Монголии, Китая и Тибета, открыл 7 крупных озер. Благодаря Н.М. Пржевальскому европейская наука впервые познакомилась с бытом и общественными отношениями лобнорцев, мачинцев, дунган, тангутов, северных тибетцев. Направления маршрутов путешествия Н.М. Пржевальского по Центральной Азии составили настоящую сеть. Н.М. Пржевальский проложил и нанёс на карту много тысяч километров новых, никому до него не известных путей, впервые дал живое и яркое описание времён года и общую характеристику климата посещённых им стран. Благодаря ему карта Центральной Азии существенно изменилась во всех своих частях.
Кроме диких лошадей, названных позже в его честь, Н.М. Пржевальский открыл десятки новых видов животных, среди которых – дикий верблюд и тибетский медведь, а также нашёл 7 новых родов и 218 видов растений. Собранные им орнитологическую и зоологическую (7 500 экспонатов) коллекции он передал Академии наук, ботаническую (16 000 экз. растений) – Ботаническому саду.
Лошадь Пржевальского
Помимо научно-исследовательских задач, экспедиции Н.М. Пржевальского предположительно имели цель военной разведки. И хотя для самого путешественника наука всегда оставалась на первом плане, все же он был офицером российской армии.
Н.М. Пржевальский написал свыше двух тысяч печатных страниц о своих путешествиях. Его книги относятся к самым лучшим географическим сочинениям. Они содержат тонкие художественные описания многих птиц и диких животных, растений, ландшафтов и явлений природы Азии. Эти описания стали классическими и вошли в специальные работы по зоологии, ботанике, географии.

Заслуги Н.М. Пржевальского были признаны ещё при жизни его в России и за границей. Двадцать четыре научных учреждения России и Западной Европы избрали его своим почётным членом. Московский университет присвоил ему учёную степень почётного доктора зоологии. Город Смоленск избрал его почётным гражданином. Н.М. Пржевальский состоял почётным членом русской Академии наук. Географическое общество России ввело премию и серебряную медаль им. Пржевальского, а через 50 лет – золотую медаль. Иностранные географические общества присудили Н.М. Пржевальскому свои награды: Шведское – высшую награду – медаль Вега, Берлинское – медаль имени Гумбольдта, Парижское и Лондонское – золотые медали, а Французское министерство просвещения – «Пальму академии». Лондонское географическое общество, присуждая ему в 1879 г. свою высшую награду, отмечало, что путешествие его превосходит всё то, что имело место со времени Марко Поло (XIII в.). Памятники в его честь установлены в Петербурге и возле могилы. В Ставрополе есть улица Пржевальского.

По общим итогам своих работ Н.М. Пржевальский занял одно из почётнейших мест среди знаменитых путешественников всех времён и народов. Его деятельность – исключительный пример неуклонного стремления к своей цели и талантливого выполнения своей задачи.
В фонде нашей библиотеки вы можете найти и прочитать следующие книги о путешествиях Н.М. Пржевальского:
Библиотека Флорентия Павленкова: Колумб. Ливингстон. Стэнли. А. Гумбольдт. Пржевальский [Текст] : биогр. повествования. – Челябинск : Урал, 1995. – 415 с.
Пржевальский, Н. М. Путешествия к Лобнору и на Тибет [Звукозапись] / Н. М. Пржевальский ; читает С. Кирсанов. – М. : Логосвос, 2012. – 11 мфк., (43 час 42 мин).

Читать онлайн:
Хмельницкий С. Николай Михайлович Пржевальский [Электронный ресурс] : биогр.повествование.

Рекомендуем к просмотру документальный фильм «Николай Пржевальский. Экспедиция длиною в жизнь», созданный при поддержке Русского географического общества.

Данный текст украшают слайды презентации Е. Ли с сайта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий