«Каждый
холст Серова был и остаётся праздником для тех, кто любит и ценит искусство.
Его живопись несёт нам радость откровения. Она не просто отражает видимый мир -
она преображает его, как летний живительный ливень, после которого в
серо-голубом воздухе так свежо зеленеет листва деревьев, так бархатисто темнеют
их стволы и напитавшаяся влагой лилово-коричневая земля, а мокрые крыши домов голубеют,
ловя изменчивые краски неба с бегущими по омытой синеве облаками...»
Н.Е. Волынский
Валентин Александрович Серов – русский
портретист, один из крупнейших мастеров европейской живописи XIX века. Серов оставил не менее значимые работы в
жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики,
исторической и античной живописи.
Валентин Серов,
1905
|
Валентин Серов родился в Петербурге 19
января 1865 года в семье известного композитора Александра Николаевича Серова. Детство
Валентина сложилось трагично. Шестилетний малыш теряет отца. Мать, Валентина
Семёновна, любя музыку, оставляет мальчика на руках друзей и уезжает за рубеж
продолжать занятия композицией. Лишь через два года знакомые привозят Тошу к
матери в Мюнхен.
Никому из грубых надзирателей мюнхенской
фольксшуле не приходило в голову, что маленький русский, Серов, принятый в
школу осенью 1872 года, вот уже второй год, несмотря на их строгий надзор, живёт
в своём таинственном и удивительном мире. Для них он просто средний ученик, не
очень прилежный и порой угрюмый, которого приходится наказывать за нерадивость
и рассеянность.
Часто на уроках Тоша, так прозвали
мальчика, забывался и глядел в окно, где за чёрными острыми крышами домов
жалким клочком мерцало чужое небо. Он мечтал о широких лугах, о весёлых ветрах,
о резвых лошадях, о ярком, добром небе России. Грубый окрик, а порой удар
линейкой возвращали его из мира грёз на грешную землю.
Лишь длинными вечерами, в тесном и полутёмном
номере гостиницы, вздрагивая от неведомых шорохов, мальчик оставался наедине со
своими мечтами. Он мечтал ... и рисовал. В рисунках Тоша вспоминал всё, что ему
было дорого. Белые странички больших альбомов заполняли острые, недетские кроки*.
И когда поздно ночью мать возвращалась домой с концерта или из оперы, она
нередко заставала сынишку уснувшим над рисунком.
Мир музыки, владевший всеми помыслами
Валентины Семёновны, не мог целиком заслонить от её внимания необычайное
дарование сына, и она принимает решение везти Тошу в Париж к Репину, которого
близко знала. Так и встретились на Монмартре девятилетний Серов и
тридцатилетний, уже признанный художник.
Ежедневно маленький Тоша взбирается на
мансарду к Илье Ефимовичу Репину и там, в его мастерской, штудирует гипсы,
пишет натюрморты. А придя домой, рисует, рисует безудержно огромный мир,
который его окружает. У него нет друзей-сверстников, и он растёт дичком. Бесконечной
вереницей тянутся дни, заполненные рисованием и живописью.
С недетской энергией преодолевает юный
Серов трудности школы. Вот что вспоминает о тех днях Репин: «В мастерской он казался старше лет на
десять... Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им
деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в
искусстве. Да, это была натура»! Геркулес. Эти слова написаны о мальчике
десяти лет. Мать радовалась успехам сына. В редкие дни, когда она была свободна
от занятий музыкой, Тоша водил её по музеям Парижа.
Наступило лето 1875 года, и судьба
переносит юного Серова с берегов Сены в Россию. «Серов рос не по дням, а по часам», – рассказывал друзьям Виктор
Васнецов об успехах молодого художника. Репин, его любимый учитель, у которого
он работал в мастерской и жил последние годы на правах члена семьи, однажды,
разглядывая этюд, написанный при нём с натуры, сказал: «Ну, Антон, пора поступать в Академию» (Антон – это Валентин,
Валентоша, Тоша – Антоша). Пятнадцатилетнего Серова в порядке исключения
зачисляют вольнослушателем в класс к учителю Репина и Сурикова – Павлу Петровичу
Чистякову.
Здесь молодой художник завоёвывает
уважение, его талант вызывает восхищение. П.П. Чистяков говорил о Серове, что
он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного
постижения в искусстве, какая отпущена была природой его ученику. «И рисунок, и колорит, и светотень, и
характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция – всё было у
Серова, и было в превосходной степени». В Академии юноша крепко сдружился с
академистами Врубелем и Дервизом, они рисовали и писали вместе и стали
неразлучными.
М.А. Врубель, В.Д.
Дервиз, В.А. Серов, 1883-1884 годы
Вскоре Серов познакомил их с семьёй
своей тётушки Аделаиды Семёновны Симонович. Каждую субботу, чуть темнело,
друзья спешили на Кирочную улицу, где их ждали рисование, стихи, музыка и
старые знакомые – сёстры Маша и Надя Симонович и их подруга Оля Трубникова.
Судьбе было угодно крепко связать жизни
этих молодых людей. Владимир Дервиз вскоре женится на Надежде. В этом доме начнётся
роман Валентина Серова с Ольгой, который после ряда трудных лет приведёт их к счастливому
браку. Михаил Врубель влюбился в Машу. В работах Врубеля есть отражение этого
увлечения – Тамара в иллюстрациях к «Демону». В рисунках переданы поэтичные
черты Машиного характера. Потом он звал Машу ехать с ним в Киев, но мать не
отпустила её. Будь иначе, мы не познакомились бы с серовской «Девушкой, освещённой
солнцем».
Весной 1887 года Серов посетил Италию. «Милая моя Леля, – пишет он невесте. – Да, да, да. Мы в Венеции, представь». И
дальше, восторженно отзываясь о художниках Ренессанса, об их творениях,
говорит: «Я хочу таким быть –
беззаботным, в нынешнем веке пишут все тяжёлое, ничего отрадного. Я хочу, хочу
отрадного, и буду писать только отрадное».
По словам Серова, эта весна была «весной сердца», самой счастливой порой
его жизни. Художнику открылся новый мир гармонии, и он сразу перешагнул порог,
недоступный многим, порог, за которым живёт сама красота. И когда поезд примчал
его с берегов Адриатики на берега речушки Вори – в Абрамцево, по-новому, с
невероятной остротой ощутил он свежесть русской природы, чарующие краски
северного края, прелесть любимой родины. Он пишет свой первый шедевр – знаменитый
портрет двенадцатилетней Верочки Мамонтовой «Девочку с персиками» (1887). В этой картине, по словам Серова,
хотелось сохранить «свежесть живописи при
полной законченности, как у старых мастеров».
В. Серов «Девочка
с персиками» (Портрет В.С. Мамонтовой), 1887
|
В Домотканове был создан портрет
двоюродной сестры «Девушка, освещённая
солнцем» (1888). Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симонович писала: «Мы работаем запоем, оба одинаково
увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Он искал
нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени
при свежести красок. Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не
считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой
погоды. В эти несчастные пропуски он писал пруд» («Заросший пруд. Домотканово», 1888).
В. Серов «Девушка,
освещённая солнцем» (Портрет М.Я. Симонович), 1888
Оба портрета наполнены не только увлечённостью
новой техникой живописи, но и особой одухотворённостью, поэтичностью, что сразу
выделило молодого художника и сделало его известным. За картину «Девочка с
персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а
второй портрет тотчас купил Третьяков.
В любимом Домотканове были созданы такие
произведения, как «Октябрь» (1895), «Стригуны» (1898), «Баба с лошадью» (1898) и многие рисунки к басням Крылова.
В 1887 году Серов женился на Ольге Фёдоровне
Трубниковой. Семья была большой и дружной. Детей Валентин Александрович любил
нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина «Дети» (1899), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок
«Сёстры Боткины» (1900), портрет Мики Морозова (1901) привлекают
лиричностью и тонким постижением детского характера.
В. Серов «Мика
Морозов», 1901
Своему другу Мамонтову Серов сообщает в
1890 году: «Написал я в Костроме два
портрета. Совсем портретчиком становлюсь». Тонкий психологизм, умение
увидеть и показать, «коего духа человек
перед ним», делают Серова ведущим портретистом России.
В портретах Серова – его современники,
разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891), обладающий, по образному выражению
художника, «золотой глоткой»,
жизнерадостный друг художника пейзажист
К.А. Коровин (1893), одухотворённый Левитан
(1893), подчёркнуто-нервный Лесков
(1894).
В. Серов. Портрет
Николая Лескова, 1894
Старшая дочь Серова в воспоминаниях об
отце писала, с каким творческим горением работал художник над портретами: «А вот глаза – глаза взглядывали быстро, с
таким напряжением, с таким желанием увидеть и охватить всё нужное ему, что
взгляд казался частицей молнии, как молния, он мгновенно как бы освещал всё до
малейших подробностей».
В середине 90-х годов Серова осаждают
высокопоставленные заказчики. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897), матери архимиллионеров Морозовых,
и картины-портрета С.М. Боткиной (1899), показанного на
Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника.
Современники говорили, что Серова нередко боялись, боялись прозорливости,
неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он шаржирует модель. «Никогда не шаржировал, – отвечал он, – что
делать, если шарж сидит в самой модели, чем я виноват? Я только высмотрел,
подметил».
В 1900 году Серов заканчивал писать портрет Николая II. В зал дворца вошла
царица. Она взглянула на портрет, на царя, взяла сухую кисть из ящика с
красками и указала поражённому художнику: «Тут
слишком хорошо, здесь надо поднять, здесь опустить». Кровь ударила в голову
Серову, он взял из ящика палитру и, протянув её царице, сказал: «Так вы, ваше величество, лучше уж сами
пишите... а я больше слуга покорный».
На рубеже 1890-1900 годов художник
обращается к прошлому русской истории. Появляется цикл карандашных рисунков,
гуашей, акварелей, картин темперой**, маслом. Небольшие композиции кажутся
необычайно жизненными, будто написаны с натуры («Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны», 1900).
В. Серов «Выезд
императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту», 1900
Революция 1905 года оставила заметный
след в творческом наследии и жизни художника. Именно в эти годы сформировался
облик Серова–гражданина, остро осознающего социальную несправедливость. В
Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского
острова, и это потрясло его. «Он слышал
выстрелы, видел убитых. С тех пор его характер резко изменился – он стал угрюм,
резок, вспыльчив и нетерпим: особенно удивляли всех его крайние политические
убеждения», – писал о Серове Репин.
В знак протеста он вышел из состава
действительных членов Академии художеств, навсегда отказывается выполнять
заказы царского двора. На телеграмму с просьбой написать портрет царя отвечает
короткой телеграммой: «В этом доме я
больше не работаю».
В день освобождения политических заключённых
Серов находился у Таганской тюрьмы, был в Университете, где строились
баррикады, и на похоронах Баумана. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а
затем и картина, исполненная темперой, «Солдатушки,
бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905), «Баррикады, похороны Н.Э. Баумана» (1905), острые политические
карикатуры: «1905 год. После усмирения»,
«1905 год. Виды на урожай 1906 года» (1905).
В эти годы ещё больше оттачивается
мастерство Серова–рисовальщика. Портреты-рисунки
Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского, И.М. Москвина, В.И. Качалова, Н.А. Римского-Корсакова,
М.А. Врубеля, А.Н. Андреева составляют гордость русского искусства.
Героическая эпоха Петра I, суровая и
небывалая, завладевает воображением художника. Одна из лучших композиций –
темпера «Пётр I» (1907). Пётр на «журавлиных»
ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Его нелепая
карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру
одежды) с трудом продвигается за ним. В стремительном шаге Петра навстречу
новой стройке, в бурлящей воде, в тоненьких мачтах кораблей, в несущихся
облаках – во всём ощущение динамики преобразований, которые стали возможными
благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей.
В мае 1907 года Серов едет в Грецию,
которая произвела на него огромное впечатление. В античной классике художник
восхищён декоративностью памятников, их соразмерностью. Он стремится воплотить
увиденное и передать существо легендарной истории, красоту мифологии Эллады.
Художник создает поэтическое сказание «Похищение
Европы» (1910) и различные варианты «Одиссея
и Навзикаи» (1910).
Валентину Александровичу очень
понравилась постановка балета «Шехеразада» с музыкой Римского-Корсакова для
Русских сезонов Дягилева в Париже. Занавес*** в стиле иранских миниатюр был
сделан в последний год жизни художника. Серову помогали коллеги – И.С. Ефимов с
женой Н.Я. Симонович-Ефимовой. Занавес к
балету «Шехерезада» имел большой успех и в Париже, и в Лондоне.
В. Серов «Всадники»,
1910. Эскиз-вариант занавеса для постановки балета Шахерезада
Художнику легко работалось в Париже. Он
вспоминал здесь свою юность, много бродил по музеям, забывая о портретной
заказной кабале, копировал, рисовал. Интересом к монументальному и
декоративному искусству было вызвано и особое решение портрета танцовщицы Иды Рубинштейн (1910). Серов находил в облике
актрисы черты подлинного Востока и сравнивал её с фигурами античных барельефов.
Художник непрестанно рисует с натуры.
Для этого он ежедневно посещает улицу Нотр-Дам – студию Коларосси. Там в
основном рисовала молодёжь. Серов часто был недоволен своими рисунками и
выдирал листы из альбома, выбрасывал их. Кто-то сказал ему:
– Вы
бросаете кредитные билеты.
– Ну,
какая я знаменитость! – ответил Серов. – Знаете, есть такой табак – «выше среднего». Вот я такой табак, не
больше.
…Осенью 1911 года Серов приехал
отдохнуть от московской суеты в Домотканово. Русское раздолье радовало глаз,
веселило душу. Художник бродил по дорогим сердцу аллеям старого парка, подолгу
сидел там. Погожие, тёплые дни, осенний воздух развеяли хандру, и Серов был на
редкость весел и добр. Он забыл о болезни сердца, омрачавшей его жизнь в
последние годы.
Как-то добрым сентябрьским днём молодёжь
усадьбы затеяла игру в городки в старой липовой аллее. Валентин Александрович
решил тряхнуть стариной. Он ловким ударом разбил один «город», другой. Но
внезапно, почувствовав боль в сердце, бросил биту. В тот же день домоткановцы
проводили его в Москву…
В ноябре Игорь Грабарь решил показать
Серову новую экспозицию его работ в Третьяковской галерее. Вот что он пишет об
этом памятном дне: «Я никогда не
забуду... как мы стояли с ним перед этим портретом – «Девушка, освещённая
солнцем». Он долго стоял перед ней, пристально её рассматривая и не говоря ни
слова, потом махнул рукой и сказал не столько мне, сколько в пространство:
«Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, сколько ни пыжился, ничего уж не
вышло: тут весь выдохся». Почти четверть века отделяло этот ноябрьский день
от жаркого июньского дня, когда молодой художник писал Машу. На Серова глядела
с портрета его юность. Он невольно отвёл глаза в сторону и увидел себя в стекле
висевшей рядом картины – на него грустно взглянуло усталое лицо пожилого
человека…
Серов утверждал: «Я не портретист. Я – просто художник». Это высказывание можно
воспринимать двояко. Вряд ли Серов и вправду считал себя, скажем, пейзажистом.
Скорее всего, художник, большую часть времени работавший на заказ, хотел
подчеркнуть, что его картины не укладываются в строгие рамки портрета. «Я, внимательно вглядевшись в человека,
каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом
индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из
него можно сделать на холсте», – откровенно говорил мастер.
В. Серов «Балкон»,
1911
В портретах последних лет – О.К. Орловой (1911), В.О. Гиршмана (1911) – художник
стремится к обостренной выразительности формы. Это особенно заметно в портрете Г.Л. Гиршман (1911) и в неоконченном
портрете П.И. Щербатовой.
Рано утром 5 декабря 1911 года В.А.
Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым... упал и умер от приступа
стенокардии... Умер в самом расцвете творчества, в возрасте 46 лет. Смерть
художника потрясла его современников. Преклонявшийся перед талантом мастера
поэт Брюсов писал: «Серов был реалистом в
лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то,
что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не
умеют».
ПРИМЕЧАНИЕ
* Кроки́ (фр. croquis: croquer –
чертить, быстро рисовать) – наскоро сделанный набросок, обычно карандашный,
передающий наиболее характерные черты живописного, скульптурного или
архитектурного произведения.
** Те́мпера (итал. tempera, от лат.
temperare – смешивать краски) – водоразбавляемые краски, приготовляемые на
основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат
эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное
яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).
*** Занавес так бы и остался в
запасниках французской истории, но был куплен на аукционе Sotheby's и привезён
на родину Мстиславом Ростроповичем.
К
сведению
Улица Серова в городе Ставрополе названа
в честь Героя Советского Союза, лётчика Анатолия Серова. Об этом подробнее
читайте здесь
В фонде библиотеки имеются книги о художниках и их творчестве:
Валентин Серов [Текст]. – Л. : Аврора,
1987. – 270 с.
Дмитренко А. Ф. 50 кратких биографий
мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В. Кузнецова. – Л.: Аврора, 1971. – 300 с.
Долгополов, И. В. Мастера и шедевры: В 3
т. – М.: Изобраз. искусство, 1987.
Камминг, Р. Художники [Текст] / Р.
Камминг. – М. : Слово, 2000. – 112 с.
Пейзаж в русской живописи: от
классицизма до символизма [Текст]. – М. : Арт-Родник, 1999. – 190 с.
Пейзажная живопись [Текст]. – СПб. :
Художник России, 1994. – 208 с.
Художники, композиторы, артисты
[Звукозапись] : энциклопедия великих людей. – М. : МедиаЛаб, 2012. – 1 эл. опт.
диск (CD-ROM)
Сайт Третьяковской галереи. Проект года –
выставка произведений Валентина Александровича Серова. «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»
Третьяковская галерея. Спецвыпуск к выставке Серова // «Третьяковская галерея». – № 3 (48). – 2015.
Сайт «Товарищество передвижных
художественных выставок». Валентин Серов – признанный мастер-портретист
Описание картин художника Валентина Серова
На
сервисе аудиотуров IZI.travel доступна бесплатная экскурсия «Модели Серова: кто изображён на портретах»,
подготовленная Государственной Третьяковской галереей на Крымском Валу
Фото с сайта
Комментариев нет:
Отправить комментарий