«У
нас в России до Куинджи никто не был так чувствителен к весьма тонкой разнице
близких между собою тонов, и, кроме того, никто не различал в такой мере, как
он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга»
И.Н. Крамской
15 января исполнилось 175 лет со дня
рождения Архипа Ивановича Куинджи (1841?-1910), русского живописца-пейзажиста.
Архип Иванович
Куинджи, 1870
|
Архип Куинджи родился в местечке Карасу под
Мариуполем в 1841 (по другим данным – 1842), в семье бедного сапожника-грека. Фамилия
Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел
мастер». Ребёнок рано лишился родителей и жил в большой бедности. В школе Архип
учился плохо, зато рисовал постоянно. Не окончив школу, он был определён к
строительному подрядчику, затем к хлеботорговцу; потом выучился у учителя-грека грамоте по-гречески.
С ранних лет Куинджи увлекался
живописью, рисовал на любом подручном материале – на стенах, заборах и обрывках
бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Был в
учениках у И.К. Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту – лишь
толок краски.
В 1860–1861 годах Архип едет в
Петербург, мечтая о поступлении в Академию художеств. «Был уже не мальчик, – рассказывал он впоследствии, – понимал, что времени терять в мои годы
нельзя. Желание учиться у меня было горячее и твёрдое, и я решился ехать в
Петербург где никого не знал и был почти без денег». Однако поступить ему
не удалось: он дважды «проваливается» на вступительных экзаменах. Но это не
могло остановить упорного и настойчивого юношу.
В 1868 г. на академическую выставку он
представил картину «Татарская сакля в
Крыму», за которую получил звание неклассного художника. С третьей попытки он
становится вольнослушателем Академии, окунаясь в атмосферу
художественной жизни. Он дружит с И.Е. Репиным, В.М, Васнецовым, знакомится с И.Н.
Крамским, В.Д. Поленовым, М.М. Антокольским.
На выставку 1869 г. Куинджи представил
три пейзажа: «Рыбачья хижина на берегу
Азовского моря», «Буря на Чёрном море», «Вид Исаакиевского собора при лунном
освещении». В них явно ощущалась увлечённость молодого художника стилем и
живописной манерой И.К. Айвазовского и его стремление овладеть основами
академической школы.
За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного
художника. Эта, казалось бы, выдержанная в законах пейзажного жанра работа,
повествующая об унылой жизни русской деревни, наполнена той же болью, которая
пронизывает лучшие произведения передвижников*, посвящённые крестьянской теме.
По раскисшей под дождём дороге медленно движется телега, а по тропинке, ведущей
к виднеющимся вдали убогим избам, с трудом бредёт женщина с ребёнком – вот почти
и все детали унылого пейзажа. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
А.И. Куинджи «Осенняя
распутица», 1872
Лето 1872 г. Куинджи посещает остров
Валаам – любимое место петербургских пейзажистов. В результате появились
картины: «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Неторопливо,
спокойно ведёт художник в своих картинах повествование о природе острова, с его
гранитными берегами, омываемыми протоками, с тёмными густыми лесами, упавшими
деревьями. После выставки 1873 г., на
которой экспонировалась картина «На острове Валааме», о Куинджи заговорили в
прессе, отмечая его самобытный и большой талант. О картине И.Е. Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном». Картина
стала первым произведением Куинджи, приобретённым П.М. Третьяковым.
А.И. Куинджи «На
острове Валааме», 1873
В 1873 г. после большого успеха
валаамских пейзажей Куинджи отправился в свою первую заграничную поездку. Путь
его лежал через Германию. В Мюнхене и Берлине его ожидала встреча с
превосходными собраниями старых мастеров. Затем художник остановился в Париже,
побывал в Лондоне, Базеле, Вене. Куинджи считал, что русская живопись стоит
много выше прославленных, но бессодержательных образцов парижского Салона.
В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе
поощрения художеств картину «Снег»,
за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую
медаль.
Возвратившись из заграничного
путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал
естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками.
В 1877 г. Куинджи становится членом
Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине»,
возбудивший массу споров и создавший много подражателей.
В 1879 г. он выставляет «Север», «Берёзовую рощу», «После грозы».
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Катина «Север» закончила
серию северных пейзажей. Затем долгие годы Куинджи отдаёт свой талант
воспеванию природы южной и средней полосы России.
В «Берёзовой роще»** художник созерцает
красоту. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. В картине доминирует
идея красоты. Поэтому изображение реального пейзажа обобщено посредством
цветового решения: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо –
монотонно окрашенным задником, роща – почти силуэтно, стволы берёз на переднем
плане кажутся плоскими декорациями. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных
частностей рождается изумительно цельное впечатление лика природы, редкостной,
совершенной красоты».
А.И. Куинджи «Берёзовая
роща», 1879
|
Казалось, будто само солнце проникло в
помещение выставочного зала, освещая зелёную поляну, играя на белых стволах берёз,
на ветвях могучих деревьев. Работая над картиной, Куинджи искал, прежде всего,
наиболее выразительную композицию. От эскиза к эскизу уточнялись расположение
деревьев, размеры поляны. В окончательном варианте нет ничего случайного,
«списанного» с натуры. Передний план погружен в тень — так подчёркивается
звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Художник сумел, избежав
театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова.
Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы,
ослепительную яркость солнечных лучей.
В 1880 г. в Петербурге Куинджи
устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре». Выставка эта
имела огромный успех. У входа на выставку стояла огромная очередь. Картина
превзошла все ожидания публики и уже во время создания обрела небывалую славу:
в мастерскую к художнику приходили посмотреть на необычный пейзаж И.Н. Крамской,
Д.И. Менделеев, И.С. Тургенев и многие другие.
А.И. Куинджи «Лунная
ночь на Днепре», 1880
Картина поразила зрителей сочетанием
глубокой правды и не имеющим аналогий живописным решением. Среди зрителей
возникали разговоры о том, что художник пользуется специальной «лунной» краской.
Пейзажист В.Д. Орловский после долгих размышлений пришёл к выводу, что Куинджи
пишет природу, глядя на неё сквозь цветные стёкла.
О Куинджи говорили везде. Он стал самым
известным человеком в Петербурге. «Положительно
я не помню, – писал поэт Я. Полонский, – чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы,
наглядевшись на полотно, выносили такое невероятное впечатление».
Картина властно приковывала внимание
зрителя. Освещённая с обеих сторон специальными лампами, она казалась окном,
открытым в чарующую украинскую ночь. Замер, не шелохнется Днепр, освещённый
бледным светом луны. Тёмная, тихая ночь царит в природе. Спит украинская
деревушка, примостившаяся на берегу, лишь белые мазанки выступают из мрака
ночи...
Особенно поразительным был в картине
лунный свет: сильный в центре, насыщенный всеми оттенками зеленоватого тона, он
постепенно затухал к краям холста, сливаясь с чернотой воды и облаков. Многие
не верили, что художник написал всё это, не прибегая к особым живописным
секретам.
Мастерство Куинджи в передаче лунного
света – результат огромной работы художника, длительных поисков. Его мастерская
была лабораторией исследователя. Он много экспериментировал, изучал законы
действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми
отношениями в самой природе. Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи
виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его
лучшие работы.
«Лунную ночь на Днепре» поспешил
приобрести великий князь Константин Константинович, который даже в кругосветном
путешествии не хотел с ней расставаться. «…Его
«Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река
действительно совершает величественное своё течение, небо – настоящее,
бездонное и глубокое», – писал И.Н. Крамской.
«Иллюзия
света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда
живописи. Куинджи – художник света», – писал И.Е. Репин.
В 1881 г., также в «сольном» режиме,
Куинджи выставил «Берёзовую рощу»,
имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После
этой выставки до самой своей смерти Куинджи нигде больше картин своих не
выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал. Наступили долгие годы
молчания.
А.И. Куинджи «Снежные
вершины гор», 1890-1895
Последние годы Куинджи много
путешествовал. По приглашению Н.А. Ярошенко Куинджи впервые приезжает на Кавказ
и становится активным участником вечеров на «Белой вилле» в Кисловодске, где
встречались литераторы, артисты, художники, учёные. Поездка на Кавказские
Минеральные воды отразилась в творчестве: с 1888 г. художник пишет вершины Кавказа
– Эльбрус и Казбек. Количество кавказских этюдов огромно. Примечательно, что
многие этюды Куинджи пишет в мастерской по памяти. Художника привлекает снежная
вершина горы, то ослепительно белая, то ярко-малиновая в лучах заходящего
солнца, то холодно-голубоватая вечером.
Среди «кавказских» полотен художника: «Снежные вершины гор» (1890–1895), «Эльбрус. Лунная ночь» (1890–1895), «Эльбрус днём. Стадо овец на склонах»
(1890), «Вершина Эльбруса, освещённая
солнцем» (1898–1908); этюды: «Эльбрус»,
«Казбек вечером», «Лунная ночь», «Пятна
лунного света» и др.
А.И. Куинджи «Эльбрус
вечером», 1898-1908
Свой богатый опыт и мастерство Куинджи передавал
ученикам. С 1894 он был приглашён в Академию художеств на должность профессора
пейзажной мастерской.
Начало XX века ознаменовалось для
Куинджи рядом благотворительных деяний. Он поддерживал студенческую кассу помощи
для нуждающихся учащихся. В 1901 году выделил капитал в сто тысяч рублей в
премиальный фонд весенних академических выставок. В 1909 г. его ученики организовали
Общество художников, которое позже стало называться Обществом имени А.И.
Куинджи.
Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля
1910 г. в Санкт-Петербурге. Квартира его поразила всех своей скромностью, зато
количество этюдов, хранившихся в мастерской, было огромно. По завещанию
великого художника «Обществу» перешёл его основной капитал, который составил
около полумиллиона рублей, земли на южном побережье Крыма и все оставшиеся
после его смерти работы. Общество имени А.И. Куинджи просуществовало до 1929
г., а после его закрытия вся его живописная коллекция была передана Русскому
музею.
Сегодня картины живописца хранятся во
многих российских картинных галереях: Государственном Русском музее,
Государственной Третьяковской галерее, Тульском областном художественном музее,
Пермской государственной художественной галерее, Нижегородском государственном
художественном музее, Чувашском государственном художественном музее, Вятском
художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых, Ставропольском краевом музее изобразительных искусств***.
ПРИМЕЧАНИЕ
* Передвижники (Товарищество передвижных
художественных выставок) – творческое объединение российских художников,
существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане передвижники противопоставляли
себя представителям официального академизма. Основателями общества были И.Н.
Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов.
** В апреле 2008 г. на аукционе Sotbey's
картина Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща» была продана за 3 065 000
долларов США.
А.И. Куинджи «Зима»,
посл. треть XIX в.
|
*** В Ставропольском собрании два этюда
с закатом «Зима» и «Сумерки в степи». Прежде, чем занять своё место в
Ставропольском музее этюды Куинджи находились в Государственном Русском музее,
куда в 1930 г. поступили из Общества имени А.И. Куинджи.
В фонде библиотеки имеются книги о художниках и их творчестве:
Дмитренко А. Ф. 50 кратких биографий
мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В. Кузнецова. – Л.: Аврора, 1971. – 300 с.
Камминг, Р. Художники [Текст] / Р.
Камминг. – М. : Слово, 2000. – 112 с.
Пейзаж в русской живописи: от
классицизма до символизма [Текст]. – М. : Арт-Родник, 1999. – 190 с.
Пейзажная живопись [Текст]. – СПб. :
Художник России, 1994. – 208 с.
Художники, композиторы, артисты
[Звукозапись] : энциклопедия великих людей. – М. : МедиаЛаб, 2012. – 1 эл. опт.
диск (CD-ROM)
Читайте
также:
Неведомский М. П., Репин И. Е. А. И. Куинджи [Текст] : биография / М. П. Неведомский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 320 с. (След
в истории).
На сервисе аудиотуров IZI.travel доступна
экскурсия по музею-квартире А.И. Куинджи
Фото с сайта
Комментариев нет:
Отправить комментарий