Социальные сети кипят
от сенсационной новости: обнаружена единственная прижизненная фотография
Александра Сергеевича Пушкина! В качестве доказательства приложен сам снимок –
очень плохое изображение некоего субъекта, отдалённо похожего на Солнце русской
поэзии. Причём пользователь, запустивший сенсационное фото в Сеть, в
доказательство своей правдивости даже описывает технологию производства этой
фотографии. Надо сказать, довольно достоверно, с упоминанием самого господина
Дагера, действительно являющегося отцом фотоискусства.
Скриншот сайта
facebook.com
|
Удивляет не то,
что такой снимок появился в Сети. Удивляет то, сколь легко и непринуждённо в
«фотографию Пушкина» поверили сотни, если не тысячи человек. Хотя, казалось бы,
имея под рукой весь Интернет, можно легко установить, где правда, а где
вымысел, и почему в природе нет фотографий ни Наполеона Бонапарта, ни
Александра Сергеевича Пушкина.
В XVIII веке
химики обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет.
Затем немецкий физик Иоганн Шульце,
пытаясь приготовить светящееся вещество, случайно смешал мел с азотной
кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Учёный обратил
внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она
становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей,
совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и
фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным
раствором – получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Однако
ни Шульце, ни его современники даже и не ставили перед собой задачу получения
того, что мы ныне именуем фотографией.
Несчастный
Ньепс и удачливый Дагер
Лишь в начале
XIX века француз Жозеф Ньепс всерьёз
задался целью получить фотографическое изображение. Потратив уйму денег, в 1822
году он добился цели – получил первое относительно чёткое изображение, которое
автор назвал «Накрытый стол». Однако это фото не сохранилось, и поэтому первым
в мире фото считается снимок «Вид из окна», сделанный Ньепсом в 1826 году. Для
получения этого чрезвычайно размытого и неясного снимка изобретатель выдерживал
экспозицию в течение 8 часов при ярком свете. Понятно, что снимать людей таким
способом было решительно невозможно. Ньепс потратил на своё изобретение много
денег, разорился и в 1833 году умер, так и не добившись существенного
результата.
Но дело Ньепса
подхватил Луи Дагер, талантливый
художник и изобретатель. Дагер работал вместе с Ньепсом в 1820-х годах, а после
его смерти пытался разработать такую технологию, которая позволила бы сделать
данное изобретение применимым на практике. На это у Дагера ушло 11 лет опытов,
и лишь в 1837 году художник и изобретатель добился того результата, к которому
стремился.
Но ещё два года
у Дагера ушло на окончательную доводку своего изобретения, и лишь в 1839 году
он представил его на суд Французской Академии Наук. Так появилась дагеротипия – первый практически
применимый способ фотографирования. Изобретение Дагера произвело фурор, сделало
его богатым и известным человеком.
«Солнце
поэзии» закатилось рановато
Первым русским
мастером, овладевшим методами дагеротипии и калотипии (технологией англичанина
Уильяма Талбота), стал московский гравёр и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России
«художественный кабинет» для портретной фотосъёмки, применив кресло с особыми
подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие
фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу – выдержка при
фотосъёмке на солнце длилась 23 минуты, а в пасмурную погоду достигала 45
минут.
А что же Пушкин?
Если кто-то не помнит подробности биографии Александра Сергеевича, то он
получил смертельное ранение на дуэли с Дантесом 27 января 1837 года и через два
дня скончался.
В то время Луи
Дагер в своей лаборатории продолжал колдовать с химикатами, пытаясь добиться
нужного результата, и никак не мог сфотографировать поэта.
Пушкин,
наверное, оказался последним из российских знаменитостей, чей внешний облик нам
знаком только по портретам. Современники Александра Сергеевича уже вовсю
пользовались новой технологией запечатления изображения, а сам он не дотянул до
этого всего пару – тройку лет.
Что касается
Наполеона Бонапарта, чьи «фотографические портреты» тоже иногда всплывают в
Сети, то он скончался в ссылке на острове Святой Елены в мае 1821 года. И если
бы даже Жозеф Ньепс возжелал поэкспериментировать на низложенном императоре,
вряд ли английская охрана ему бы это позволила.
Так что, ни
фотографий Пушкина, ни фотографий Наполеона в природе не существует. Они
появляются исключительно в головах и компьютерах любителей всевозможных фейков*.
ПРИМЕЧАНИЕ
*Фейк – аналог английского
слова «fake», которое переводится, как подделка, фальсификация, подлог, обман.
Комментариев нет:
Отправить комментарий