понедельник, 11 января 2016 г.

Внимание! Фотофальшивка!



Социальные сети кипят от сенсационной новости: обнаружена единственная прижизненная фотография Александра Сергеевича Пушкина! В качестве доказательства приложен сам снимок – очень плохое изображение некоего субъекта, отдалённо похожего на Солнце русской поэзии. Причём пользователь, запустивший сенсационное фото в Сеть, в доказательство своей правдивости даже описывает технологию производства этой фотографии. Надо сказать, довольно достоверно, с упоминанием самого господина Дагера, действительно являющегося отцом фотоискусства.




Скриншот сайта facebook.com

Удивляет не то, что такой снимок появился в Сети. Удивляет то, сколь легко и непринуждённо в «фотографию Пушкина» поверили сотни, если не тысячи человек. Хотя, казалось бы, имея под рукой весь Интернет, можно легко установить, где правда, а где вымысел, и почему в природе нет фотографий ни Наполеона Бонапарта, ни Александра Сергеевича Пушкина.

В XVIII веке химики обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет. Затем немецкий физик Иоганн Шульце, пытаясь приготовить светящееся вещество, случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Учёный обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором – получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Однако ни Шульце, ни его современники даже и не ставили перед собой задачу получения того, что мы ныне именуем фотографией.

Несчастный Ньепс и удачливый Дагер

Лишь в начале XIX века француз Жозеф Ньепс всерьёз задался целью получить фотографическое изображение. Потратив уйму денег, в 1822 году он добился цели – получил первое относительно чёткое изображение, которое автор назвал «Накрытый стол». Однако это фото не сохранилось, и поэтому первым в мире фото считается снимок «Вид из окна», сделанный Ньепсом в 1826 году. Для получения этого чрезвычайно размытого и неясного снимка изобретатель выдерживал экспозицию в течение 8 часов при ярком свете. Понятно, что снимать людей таким способом было решительно невозможно. Ньепс потратил на своё изобретение много денег, разорился и в 1833 году умер, так и не добившись существенного результата.

Но дело Ньепса подхватил Луи Дагер, талантливый художник и изобретатель. Дагер работал вместе с Ньепсом в 1820-х годах, а после его смерти пытался разработать такую технологию, которая позволила бы сделать данное изобретение применимым на практике. На это у Дагера ушло 11 лет опытов, и лишь в 1837 году художник и изобретатель добился того результата, к которому стремился.

Но ещё два года у Дагера ушло на окончательную доводку своего изобретения, и лишь в 1839 году он представил его на суд Французской Академии Наук. Так появилась дагеротипия – первый практически применимый способ фотографирования. Изобретение Дагера произвело фурор, сделало его богатым и известным человеком.

«Солнце поэзии» закатилось рановато

Первым русским мастером, овладевшим методами дагеротипии и калотипии (технологией англичанина Уильяма Талбота), стал московский гравёр и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъёмки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу – выдержка при фотосъёмке на солнце длилась 23 минуты, а в пасмурную погоду достигала 45 минут.

А что же Пушкин? Если кто-то не помнит подробности биографии Александра Сергеевича, то он получил смертельное ранение на дуэли с Дантесом 27 января 1837 года и через два дня скончался.

В то время Луи Дагер в своей лаборатории продолжал колдовать с химикатами, пытаясь добиться нужного результата, и никак не мог сфотографировать поэта.
 

Картина Ореста Кипренского «Портрет Александра Пушкина»
Пушкин, наверное, оказался последним из российских знаменитостей, чей внешний облик нам знаком только по портретам. Современники Александра Сергеевича уже вовсю пользовались новой технологией запечатления изображения, а сам он не дотянул до этого всего пару – тройку лет.

Что касается Наполеона Бонапарта, чьи «фотографические портреты» тоже иногда всплывают в Сети, то он скончался в ссылке на острове Святой Елены в мае 1821 года. И если бы даже Жозеф Ньепс возжелал поэкспериментировать на низложенном императоре, вряд ли английская охрана ему бы это позволила.

Так что, ни фотографий Пушкина, ни фотографий Наполеона в природе не существует. Они появляются исключительно в головах и компьютерах любителей всевозможных фейков*.


ПРИМЕЧАНИЕ


*Фейк – аналог английского слова «fake», которое переводится, как подделка, фальсификация, подлог, обман.