суббота, 19 марта 2016 г.

Мастер иконописи Андрей Рублёв



Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев – Андрея Рублёва и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчётливее всего сказались мечты русского народа об идеальной человеческой красоте
Д.С. Лихачёв

В одном из залов Третьяковской галереи находится произведение, которое принадлежит к величайшим творениям мирового искусства, – икона «Троица». В изображение традиционного библейского сюжета – явление Сарре и Аврааму трёх ангелов – художниквложил глубоко человеческий, философски многогранный смысл. Созданная более пятисот лет назад, «Троица» захватывает современного человека благородством чувств, тонкой поэзией, одухотворенной красотой образов.


Лаконичная композиция концентрирует внимание на фигурах ангелов. Стройные и прекрасные, они как бы погружены в свой внутренний мир. Здесь и тихая печаль, и сердечная мягкость, и внутренняя решимость. Певучие линии изящных фигур образуют круг, чем достигается особая уравновешенность, торжественность всей композиции. Лёгкие, чистые, будто светящиеся краски – голубые, серебристо-зелёные, золотисто-жёлтые, розовые, вишнёвые – вызывают светлое настроение, в них словно звучат отголоски природы, среди которой жил и творил художник: и чистота ясного неба, и золото спелых хлебов, и весенняя зелень лугов.

Андрей Рублёв. Троица. Около 1411 года. 142×114. Третьяковская галерея, Москва
 Созданная в эпоху междоусобных раздоров и татарских грабежей, «Троица» – гармоническая, ясная, пронизанная музыкой светлых ритмов – символически воплотила мечту человечества о совершенном мире, где будут царить согласие, любовь и дружба.

Автор гениального произведения – древнерусский живописец Андрей Рублёв (ок.1370 –1430)* – уже у современников пользовался огромным почитанием, а позднее его имя окружили легендами. Немногочисленные факты, встречающиеся в летописях и литературных трудах современных художнику авторов, позволяют предположить, что великий мастер родился около 1370 года. Ещё в молодости он постригся в монахи, и многие годы провёл в Троице-Сергиевой лавре. Здесь он изучал философские труды передовых мыслителей своего времени – основателя монастыря Сергия и его учеников, – имел возможность непосредственно общаться с ними.

В память Сергия Радонежского, одного из идейных вдохновителей Куликовской битвы, деятельность которого всячески способствовала прекращению междоусобиц, объединению русских Князей в борьбе с татарами, создал Рублёв знаменитую «Троицу». Икона находилась в Троицком соборе, построенном в 1411 году.

К этому времени Рублёв был уже прославленным мастером. В 1405 году он участвует с Феофаном Греком и «старцем Прохором с Городца» в убранстве Благовещенского собора в Москве. В храме сохранились только два яруса иконостаса: деисусный чин и изображения праздников.

Рублёву принадлежат 7 икон праздничного ряда: «Благовещение», «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим». От работ других мастеров они отличаются мягкостью, гармоничностью настроения. В изображение евангельских сцен мастер вносит особую интимность чувств, одухотворённость, человеческое тепло. Большой эмоциональностью, утончённой красотой отличается колорит икон: лёгкие, нежные цвета пейзажа звучат аккомпанементом к более интенсивным и разнообразным тонам одежд.

Этапным произведением Андрея Рублёва явились росписи Успенского собора во Владимире (1408), где он работал со своим другом и неизменным соавтором Даниилом Чёрным. Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма.

Анализ стилистических особенностей помог учёным определить группу изображений, принадлежащих Рублёву; в них ощущаются большой артистизм, музыкальность линии, грациозность. Юношески прекрасен трубящий ангел, вдохновенно решителен Пётр, увлекающий праведников в рай.

Трактовка сцены Страшного суда, её эмоциональный настрой необычны: здесь нет ощущения ужаса перед страшными карами и торжествует идея всепрощения, просветлённое настроение; в этом ясно ощущается мировосприятие Рублёва. Фрески органически связаны с интерьером храма: подчёркивая плоскость стены, они усиливают впечатление легкости архитектуры.


Предполагается, что иконы деисусного чина выполнены по единому замыслу Рублёва с помощью учеников. Язык этих работ чрезвычайно лаконичен, монументален. Формы трактованы обобщенно, подчёркнут силуэт, торжественный ритм движения. Цветовая гамма сдержанна и выразительна, построена на декоративных соотношениях зелёного с золотисто-жёлтыми красным, синего с вишнёвым. Образы святых – это образы мудрецов-мыслителей, умиротворённых, благородных. По мастерству исполнения самыми выразительными являются изображения Христа, Иоанна Предтечи и апостола Павла. Видимо, они и принадлежат непосредственно кисти Рублёва. Из икон праздничного ряда Рублёву приписывается только одна – «Вознесение».

По-видимому,в это же время Рублёв написал икону, которая является вольной копией с прославленного византийского образа «Владимирской богоматери». В нежных красках, хрупком образе богоматери, прижавшей к себе младенца, выражены материнская любовь, печаль, предчувствие трагической судьбы сына.

В 1918 году в Звенигороде найдены 3 иконы из деисусного чина: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», выполненные, по-видимому, Рублёвым в 1410-х годах. Особенно замечательна икона «Звенигородский Спас». Своеобразно лицо Христа, одухотворённое, с тонкими строгими чертами. Христос полон сосредоточенной внутренней жизни, его взгляд прям, задумчиво-проницателен, в нём светится человеческая доброта.

Андрей Рублёв. Апостол Павел из Звенигородского чина. 1410–1420
Несомненно, здесь воплощён морально-этический идеал русского человека времени Рублёва, в котором миролюбие и кротость соединились с твёрдостью духа, силой и мужеством. Человечность, спокойная мудрость заключается и в образе апостола Павла, а юношески нежный облик архангела Михаила лиричен, исполнен глубокого поэтического очарования. Он близок ангелам «Троицы» – величайшего творения древнерусской живописи. Время создания «Троицы» – рубеж 10-20-х годов XV столетия, пора расцвета творчества Рублёва. Тогда же, вероятно, было создано ещё одно произведение, приписываемое Андрею Рублёву, – «Спас в силах» (ГТГ).

Предполагается также, что художник принимал участие в росписи Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. Сохранившиеся незначительные фрагменты росписи алтарной преграды близки по манере Рублёву.

Между 1424-1427 годами Рублёв по приглашению настоятеля монастыря Никона работает совместно с Даниилом Чёрным и неизвестными помощниками в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Фрески собора погибли. Сохранились лишь 3 яруса иконостаса, которые выполнены в разной манере.

К числу наиболее достоверных работ Рублёва относят: «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Эти иконы выделяются глубиной содержания, монументальностью образов, красотой силуэтов, гармонической цветовой гаммой, напоминающей колорит «Троицы».

Последние годы жизни Андрей Рублёв проводит в Андрониковом монастыре, где расписывает храм Спаса. По свидетельству современников, он также участвовал в строительстве храма. К сожалению, от последней работы мастера ничего не сохранилось.

Умер Рублёв 29 января 1430 года в Москве, в Андрониковом монастыре. Искусство Андрея Рублёва, имевшего много учеников и последователей, явилось высшим достижением русской живописи XV века. Оно отразило передовые идеи эпохи образования единого русского государства. Образы Рублева глубоко человечны, гуманны. Возвышенно-поэтическое творчество великого живописцамногогранно. В нём – нежность и доброта, мужество и мудрость, оно отражает кристальную душевную чистоту человека. Искусство Рублёва по праву является нашей национальной гордостью.

В 1966 году на киностудии «Мосфильм» вышла в свет историческая кинодрама Андрея Тарковского «Андрей Рублёв»  (первоначальное название – «Страсти по Андрею»).

Поместным собором Русской Православной Церкви в 1988 году Андрей Рублёв канонизирован в лике преподобных святых.

ПРИМЕЧАНИЕ

* Мы не знаем, как звали Рублёва до пострижения в монахи и обретения нового имени. Зато его фамилия говорит о профессии его отца. К обозначению  денежной единицы слово «рубль» или «рубель» отношения не имеет. Так называют, как пишет Владимир Даль, деревянный инструмент для накатки кож. Значит, отец или дед иконописца были кожевенниками или, как говорили раньше, кожемяками.







В фонде библиотеки имеется ещё больше информации об Андрее Рублёве и его творчестве:


Андрей Рублёв [Видеозапись] : художественный фильм. – М. : Крупный план, 1999. – 1 вк. (180 мин.).
Андрей Рублёв [Видеозапись] : художественный фильм. 2 серии. – М. : Крупный план, 2006. – 2 эл. опт. диск (180 мин.). – (Фильмы Андрея Тарковского).
Государственная Третьяковская галерея: история и коллекции [Текст]. – М. : Искусство, 1987. – 446 с.
Дмитренко А. Ф. 50 кратких биографий мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В. Кузнецова. –  Л.: Аврора, 1971. – С.10 – 14.
Долгополов, И. В. Мастера и шедевры: В 3 т. [Текст]. – М.: Изобраз. искусство, 1987.
Романовский, С. Т. Повесть об Андрее Рублёве [Шрифт Брайля] / С. Т. Романовский. – М. : Просвещение, 1984. – 3 кн. – С изд.: М.: Сов. писатель, 1982.