28 июля 1922 года родился Владимир
Васильевич Карпов – русский советский военный писатель, член Союза писателей, автор
романов, повестей, рассказов и исследований о Великой Отечественной войне.
Герой Советского Союза (1944).
В детские годы вместе с родителями
переехал в Ташкент, где учился в средней школе. Посещал спортивную секцию
бокса, неоднократно побеждал на чемпионатах Узбекистана и Средней Азии в
среднем весе. В 1939 году поступил в Ташкентское Краснознаменное пехотное училище
имени В. И. Ленина, но, проучившись 2 года, был арестован и репрессирован за
антисоветскую агитацию на 5 лет лишения свободы.
А далее жизнь завертелась как в кино.
В 1942 году Владимир Карпов написал
заявление о предоставлении возможности смыть вину кровью и был направлен в
штрафную роту при 629 стрелковом полку 134 стрелковой дивизии. Отвоевав полгода
на Калининском фронте, в 1943 году за проявленную доблесть и отвагу в боях
судимость с него была снята, он был принят в ряды ВКП(б). В дальнейшем был
командиром взвода разведчиков и участвовал в операциях по захвату 79 «языков».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года В.В. Карпов был
удостоен звания Героя Советского Союза.
После тяжелого ранения поступил в
Высшую разведывательную школу при Генеральном штабе. В 1945 году опубликовал
свои первые литературные произведения. В.В. Карпов в 1954 заканчивает вечернее
отделение Литературного института им. М. Горького. Творческими наставниками
Карпова стали мастер лирической прозы К. Паустовский и А. Чаковский –
талантливый публицист и баталист; к стилю последнего Карпов тяготел в большей
мере.
Владимир Карпов. Фото с сайта. |
О жизни и творческом пути Владимира Карпова
лучше услышать из первых уст.
Созданные литературные произведения
носят во многом автобиографический характер: сб. рассказов и повестей «24 часа из жизни разведчика» (1960), «Полковые маяки» (1962), «Командиры седеют рано» (1965), «Жили-были разведчики» (1970), «Солдатская красота» (1973). Романы В.В.
Карпова «Вечный бой» (1967) и «Маршальский жезл» (1970) были
удостоены Государственной премии Узбекской ССР (1970). Повесть «Такая работа» (1974), переросшая в
роман «Взять живым!» (1975),
получила премию Министерства обороны СССР за 1978 и отмечена Золотой медалью.
Роман «Не мечом единым» (1979)
посвящён политико-воспитательной работе в армии.
В целом произведения В.В. Карпова трудно
назвать художественным в полном смысле этого слова. Скорее это – журналистские репортажи,
развёрнутые очерки на документальной или мемуарной основе. Персонажи В.В. Карпова –
реально существующие люди: типизация, реалистическое обобщение, художественный
вымысел присутствуют в творчестве В.В. Карпова в минимальной степени; сюжеты
его произведений, как правило, строго следуют событийной логике жизненной и
исторической правды, что и обусловило прежде всего читательский успех его
произведений.
Роман «Взять живым!» представляет собой сборник историй о суровых буднях
фронтового разведчика Василия Ромашкина. Некоторые события в них выглядят
совершенно невероятными, однако, по утверждению автора, все они подлинные.
Полу автобиографическая эпопея Владимира
Карпова насыщена событиями: предвоенные годы, лагерь, война, штрафная рота,
удачное спасение, служба в армейской разведке, дружба, тяжёлые испытания потери
сослуживцев, победа, послевоенные годы. В этом круговороте событий мы наблюдаем
за становлением характера главного героя, сопереживаем ему, следим за его
взлётами и падениями, победами и поражениями. 28,5 часов звучания о подвигах и
армейских буднях. Роман читается легко и подталкивает к раздумьям о скромности
советских солдат, совершавших подвиги чуть ли не каждый день и считавших это
обыденным делом. Великолепная книга, рекомендуем к прочтению.
Цитата из романа В.В. Карпова «Взять
живым!»:
«…И
вот настал день Парада Победы. До этого стояла теплая солнечная погода, а 24 июня небо затянули
хмурые тучи, моросил мелкий дождь. Но это не испортило праздника.
Василий
стоял в строю, слушал мелодичный перезвон курантов, и опять его охватило
ощущение поступи истории. Казалось, совсем недавно стоял он здесь, на белой,
будто седой от горя и потрясения, площади, припорошенной снегом. Где-то рядом,
обложив Москву с трех сторон, рвались к ней фашисты. Неистовствовал в Берлине
Гитлер, узнав о параде. И вот нет ни Гитлера, ни его армии. Прохладный дождичек
освежает лицо. Спокойно и радостно на душе. Легко дышится свежим воздухом,
очищенным летней влагой. И все же немного грустно: суровое небо, отдаленное
ворчание грома напоминают о войне, о тех, кто никогда уже не встанет рядом.
На
трибунах, усеянных блестящими, мокрыми зонтиками, плотно стояли москвичи и
гости.
В
9 часов 55 минут на Мавзолей поднялись члены правительства, трибуны встретили
их аплодисментами.
Переливисто
прозвенели куранты. Командующий парадом – ордена закрывали грудь, как золотой
кольчугой, – маршал Рокоссовский подал команду: «Парад, смирно!» – и, пустив
коня красивой рысью, поскакал навстречу принимающему парад маршалу Жукову,
которые выезжал на белом коне из-под арки Спасской башни. Оба маршала сидели на
конях как истинные кавалеристы – развернута грудь, прямая спина, гордо вскинута
голова.
Маршалы
объехали сначала полки действующей армии, потом академии и училища. Красивые
лошади нетерпеливо перебирали ногами, когда их останавливали перед строем.
Жуков здоровался и поздравлял с победой соратников по оружию. Он знал в лицо
многих генералов, а его уж, конечно, знали все.
Жуков
подъехал к полку 1-го Белорусского фронта, и Ромашкин увидел, что маршал
сдержанно улыбается, как строгий, но добрый наставник, знающий и слабости, и
достоинства своих питомцев. Белый конь, видно горячий и возбужденный, покорялся
твердой руке маршала, стоял на месте, но мышцы играли от нетерпения под его
шелковистой шкурой, ноздри раздувались, в агатовых глазах блестел не то огонь,
не то отражение сияющего орденами строя.
Когда
Жуков объехал войска и поднялся к микрофонам, чтобы произнести речь, оркестр —
в нем было почти полторы тысячи музыкантов – исполнил гимн Глинки «Славься,
русский народ!».
Фанфары
оповестили: «Слушайте все!» – и маршал начал речь. Он говорил не торопясь,
веско, твердым командирским голосом, каким, наверное, отдавал приказы в годы
минувших сражений. Он говорил о суровых днях войны, о доблести советских
воинов, о стойкости тружеников тыла.
Но
в словах маршала Ромашкин почему-то не чувствовал торжественности, он
воспринимал их как нечто будничное, происходившее совсем недавно. Все это
хорошо известно, все сам видел, во всем участвовал. В такой патетический момент
хотелось услышать что-то необыкновенное, сердце, взволнованное музыкой Глинки,
рвалось к возвышенному. Ромашкину казалось, что здесь были бы более уместны
другие слова, которые Василий слышал недавно. Их сказал Сталин на приеме в
Кремле. Вот эти слова были необыкновенные! Они произвели на Василия такое
сильное впечатление, что он запомнил их навсегда. Они и сейчас звучали в его
ушах, и уже казалось Василию, что маршал Жуков произносит не свою речь, а те,
запавшие в душу, слова:
«Я
хотел бы произнести тост за здоровье нашего советского народа, и, прежде всего,
русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что
он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав
Советского Союза.
Я
провозглашаю этот тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в
этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех
народов нашей страны.
Я
провозглашаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он
руководящий народ, но потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и
терпение.
У
нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного
положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам
села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики,
Карело-Финской республики, покидала потому, что не было другого выхода. Иной
народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите
прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и
обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в
правильность политики своего правительства, и пошел на жертвы, чтобы обеспечить
разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству
оказалось той решающей силой, которая обеспечила победу над врагом человечества
– над фашизмом.
Спасибо
ему – русскому народу, за это доверие!»
После
речи Жукова площадь многократно оглашалась мощным «ура». Сколько раз с этим
возгласом поднимались в атаки люди, стоявшие на площади. Сколько таких же вот
голосов оборвались от пуль там, на полях сражений!
Все
ждали, что в такой значительный день с речью выступит и Сталин. Но он ничего не
сказал.
Начался
торжественный марш.
Первым
двинулся мимо Мавзолея Карельский фронт, его вёл маршал Мерецков. Затем
Ленинградский, потом 1-й Прибалтийский во главе с Баграмяном. После них маршал
Василевский повел полк 3-го Белорусского, в котором шёл Ромашкин. Подравнивая
свою грудь в блестящей орденами шеренге, Василий вспомнил, как в сорок первом
заблямкала у кого-то в котелке железная ложка, как он тогда с перепугу забыл
разглядеть Сталина. На этот раз, хоть и волновался, был в напряжении, всё же
посмотрел на Верховного короткие секунды, за несколько шагов, проходя мимо
Мавзолея. Ромашкина поразило в лице Сталина совсем не то, что он ожидал увидеть.
За мраморным барьером возвышался не тот несгибаемый вождь, каким привык его
видеть Василий на портретах, а другой Сталин: пожилой, сутулый, с седеющими
усами. «Да, и ему война далась не легко», – сочувственно подумал Ромашкин. Как
и в сорок первом, Василий прошагал дальше и не видел, что происходило на
площади. Только потом из рассказов и кинохроники узнал – солдаты, ходившие на
тренировках с палками, те, кто, по словам Птицына, должны были преподнести
сюрприз, на параде несли опущенные к земле знамена немецких дивизии. Их было много
– все, с которыми хлынули фашисты на нашу землю 22 июня!
Вдруг
смолк оркестр, в наступившей тишине только барабаны били частую тревожную
дробь, будто перед смертельно опасным номером. Солдаты повернули к Мавзолею,
бросили вражеские знамена на землю и зашагали дальше. А флаги с чёрными и
белыми крестами, свастиками, орлами, лентами, золотыми кистями и бахромой
остались лежать, как куча мусора, – и это было всё, что осталось от
«непобедимой» гитлеровской армии, захватившей Европу и замахнувшейся на весь
мир!
После
торжеств участники парада разъезжались – кто в отпуск, кто в часть. Ромашкина
вызвали в управление кадров…».
В 1982 году на Одесской киностудии
режиссёром Вадимом Лысенко роман был экранизирован.
В
фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В.
Маяковского имеются издания Владимира Карпова, в том числе и в адаптированных
форматах:
Книги
рельефно-точечного шрифта
Карпов, В. В. Полководец. В 4 ч. Ч.1-2
[Шрифт Брайля] : повесть / В. В. Карпов. – М. : Просвещение, 1987. – 6 кн. – С
изд.: М.: Сов. писатель, 1985.
Карпов, В. В. Полководец. В 4 ч. Ч.3-4
[Шрифт Брайля] : повесть / В. В. Карпов. – М. : Просвещение, 1987. – 9 кн. – С
изд.: М.: Сов. писатель, 1985.
Аудиокниги
на CD
Карпов, В. В. Генералиссимус: в 2 кн.
Кн. 1 [Звукозапись] : историко-документальное издание / В. В. Карпов ; читает
В. Аксентюк. – М. : Треола, 2016. – 2 эл. опт. диск (CD-ROM), (32 час.52 мин.)
: . – Загл. с этикетки диска. – (16+).
Карпов, В. В. Генералиссимус: в 2 кн.
Кн. 2 [Звукозапись] : историко-документальное издание / В. В. Карпов ; читает
В. Аксентюк. – М. : Треола, 2016. – 2 эл. опт. диск (CD-ROM), (26 час.1 мин.) :
. – Загл. с этикетки диска. – (16+).
«Говорящие»
книги на кассетах
Карпов, В. В. Генералиссимус. Кн.1
[Звукозапись] : роман / В. В. Карпов. – Мн. : Звукотэкс, 2007. – 24 мфк., (26
час.34 мин.) : 4,76 см/с, 2 доp. – С изд.: М.: Вече, 2002.
Карпов, В. В. Генералиссимус. Кн.2
[Звукозапись] / В. В. Карпов. – Мн. : Звукотэкс, 2006. – 19 мфк., (26 час.24
мин.) : 4,76 см/с, 2 доp. – С изд.: М.: Вече, 2002.
Карпов, В. В. Жуков на фронтах Великой
войны [Звукозапись] : мемуары / В. В. Карпов. – М. : Логосвос, 1999. – 6 мфк.,
(23 час.25 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Вече, 1996.
Карпов, В. В. Маршал Жуков, его
сторонники и противники в годы войны и мира [Звукозапись] : литературная
мозаика / В. В. Карпов. – М. : Логосвос, 1990. – 5 мфк., (19 час.8 мин.) : 2,38
см/с, 4 доp. – С изд.: «Знамя». – 1989. – N 11,12.
Карпов, В. В. Маршал Жуков. Опала
[Звукозапись] : литературная мозаика / В. В. Карпов. – М. : Логосвос, 1999. – 5
мфк., (19 час.20 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Вече, 1994.
Карпов, В. В. Маршал Жуков: его
соратники и противники в дни войны и мира [Звукозапись] : литературная мозаика
/ В. В. Карпов. – М. : Логосвос, 1999. – 6 мфк., (23 час.20 мин.) : 2,38 см/с,
4 доp. – С изд.: М.: Вече, 1999.
Аудиокниги
на флеш-картах
Карпов, В. В. Взять живым! [Звукозапись]
; Дальше Кушки не пошлют ; Рассказы ; Маршал Жуков, его соратники и противники
в годы войны и мира ; Маршал Жуков. Опала : роман, повести / В. В. Карпов ;
читают: Ю. Заборовский, В. Самойлов, В. Сушков. Соловей, соловей –- пташечка ;
Апостолы свободы : повести / А. В. Коноплин ; читает: В. Сушков. Он упал на
траву ... : повесть / В. Ю. Драгунский ; читает: И. Ильин. – Ставрополь :
Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2014. - 1
фк., (69 час.23 мин.). – С изд.: БД СКБСС.
Плоскопечатные
издания
Карпов, В. В. Генералиссимус. Кн.1
[Текст] : историко-документальное издание / В. В. Карпов. – М. : Вече, 2003. –
624 с.
Карпов, В. В. Генералиссимус. Кн.2
[Текст] : историко-документальное издание / В. В. Карпов. – М. : Вече, 2003. –
512 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий