воскресенье, 21 июня 2015 г.

Александр Твардовский. Поэма «Василий Тёркин»


21 июня день рождения писателя, поэта и фронтовика Александра Твардовского. 


Но со времён фронта я отметил «Василия Тёркина» как удивительную удачу... Твардовский сумел написать вещь вневременную, мужественную и неогрязнённую...
     А. Солженицын

Твардовский Александр Трифонович (1910 – 1971) родился  21 июня  в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьём доме книга не была редкостью.


Стихи начал писать очень рано. В 14 лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать стихи. М. Исаковский, работавший в редакции газеты «Рабочий путь», принял юного поэта, помог ему не только напечататься, но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией.
В 1939 г.  Александр Твардовский был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании был  фронтовым корреспондентом военной газеты.
Созданная в 1941 – 1945 гг. поэма «Василий Тёркин» стала одним из популярнейших произведений о войне. Поэма «Василий Тёркин» – яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства.
По признанию Твардовского, «Тёркин» был ...моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».
Почти одновременно с «Тёркиным» и стихами «Фронтовой хроники» начал законченную уже после войны поэму «Дом у дороги» (1946).

После войны А. Твардовский, возвращаясь к впечатлениям военных лет и незатухающей скорби о погибших, пишет проникновенные стихотворения «Я убит подо Ржевом» и «Я знаю, никакой моей вины, / В том, что другие не пришли с войны...». Первое стихотворение построено как монолог безымянного солдата, погибшего в первый же год войны, защищая Москву:

И у мёртвых, безгласных
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
«Василий Тёркин»

Поэма «Василий Тёркин» – произведение подлинно новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. Поэма Твардовского имеет так называемый «свободный сюжет», позволяющий включать или выключать, а так же переставлять главы без особого ущерба для смысла: «Эта книга про бойца/ Без начала, без конца» – так характеризует своё произведение Твардовский в стихотворном вступлении «от автора»:


Почему так – без начала?
Потому что сроку мало
Начинать её сначала.
Почему же без конца?
Просто жалко молодца.

Первая глава – «На привале» – начинается с шутливого монолога героя, насыщенного шутками-прибаутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, расположить к себе окружающих, поднять настроение в трудную минуту.

Затем Тёркин рисуется в деле – главы «Перед боем», «Переправа», «О войне», «Тёркин ранен» и т.д. Жизнь как бы сама подсказывала темы «беседы» автора с фронтовым читателем. Так рождается структурный принцип внутренней завершенности каждой беседы-главы: фронтовой читатель мог не знать предшествующей главы или не дождаться последующей, погибнув или получив ранение в ближайшем бою, перед которым и попала ему в руки фронтовая многотиражка с очередной главой. Но целостное представление о рассказанном и эстетическое удовольствие он все равно получал.

Законченность поэме придают объективно-исторические хронологические рамки – все события, описанные в ней, происходят в период сурового времени Великой Отечественной войны, и факты, известные каждому читателю, чувства, сопережитые всеми, способствуют более глубокому эмоциональному восприятию поэмы в целом и каждой отдельной её части.
Рассказ о герое то и дело прерывается авторскими отступлениями, напрямую обращёнными к читателю. В этих отступлениях автор говорит о своём отношении к герою, о единстве мыслей и чувств всего народа, вставшего насмерть против врага:

И скажу тебе, не скрою, –
В этой книге там ли, сям
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
И заметь, коль не заметил,
Что и Тёркин, мой герой,
За меня гласит порой.

Над поэмой Твардовский работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался. Первоначально Тёркин – недотёпа и балагур, пустомеля, считающий, что лучшее место в армии – это «повара в пехоте», затем – эпический воин, ведущий бой, «смертный бой не ради славы – ради жизни на земле», перенявший эстафету борьбы от старого русского солдата времён Первой мировой (глава «Два бойца»), вступающий в бой не только с конкретным врагом, но и с самой Смертью (глава «Смерть и воин»). Поэма обращена к конкретному адресату:

Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Стало, может быть, теплей.

От главы к главе образ Василия Тёркина всё более приобретает черты обобщённые, почти символические. Герой воплощает собой весь воюющий народ:

В бой идёт, в огонь кромешный,
Он идёт, святой и грешный
Русский чудо-человек.

При всём при том он не теряет конкретности и определённости первоначальных своих качеств – простоты и достоинства, умения вовремя скрасить шуткой отдых и, не задумываясь встать в полный рост перед врагом (главы «Про солдата-сироту», «По дороге на Берлин», «В бане»).

Для поэмы «Василий Тёркин» характерно стилевое многообразие: героика («Переправа», «Тёркин ранен»), юмор («В бане» «На привале», «Гармонь»), фантастика («Смерть и воин»). Многие стихи поэмы стали пословицами: «Города сдают солдаты, Генералы их берут», «Зачем мне орден? Я согласен на медаль», «Пушки к бою едут задом», «Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша» и др.

Твардовский обращается и к читателю, и к своему герою, как к живому, реально существующему человеку, вступает в непринуждённый разговор на самые различные темы, посвящает в свои творческие замыслы:

Пусть читатель вероятный
Скажет с книгою в руке:
«Вот стихи, а всё понятно,
Всё на русском языке.

И содержание, и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма одним из самых значительных произведений не только военной, но и всей русской литературы второй половины XX века.

Не часто ставят памятники литературным героям. Но герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе похож на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть или послушать музыку на привале.
В Смоленске, родной земле Александра Трифоновича Твардовского, поставлен памятник бойцу Василию Тёркину. 

Памятник Василию Тёркину есть и в Сатке (Челябинская обл.)


Памятник Василию Тёркину установлен в Уфе.



В фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского имеются и другие книги Александра Твардовского:

Книги рельефно-точечного шрифта
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. Тёркин на том свете [Шрифт Брайля] / А. Т. Твардовский. – М.: «Репро», 2006. – 3 кн. – С изд.: М.: Раритет, 2001.
Твардовский, А. Т. Поэмы [Шрифт Брайля] / А. Т. Твардовский. – М. : Просвещение, 1988. – 4 кн. – С изд.: М.: Гослитиздат, 1963.

«Говорящие» книги на кассетах
Твардовский, А. Т. Стихотворения и поэмы [Звукозапись] / А. Т. Твардовский. - М. : «Логос» ВОС, 1994. – 6 мфк., (21 час.55 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Худож. лит., 1990.

Аудиокниги на CD
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин. Тёркин на том свете [Электронный ресурс] / А. Т. Твардовский. – М. : Равновесие, 2006. – 1 эл. опт. диск, (5 час.26 мин.). – С изд.: М.: Вече, 1995.

Аудиокниги на флеш-картах
Маяковский, Владимир Владимирович.  Стихотворения. Поэмы. Пьесы [Звукозапись] / В. В. Маяковский; читает Л. Бородин. Стихотворения и поэмы: избранные произведения в 3 т. Т. 1-2 / А. Т. Твардовский; читает В. Сушков. Детство Никиты: повесть / А. Н. Толстой; читает Е. Терновский. Смерть Ивана Ильича ; Хаджи Мурат: повести / Л. Н. Толстой ; читает М. Иванова. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишнёвый сад: пьесы; Повести и рассказы / А. П. Чехов; читают Е. Терновский, Е. Лебедева. М. : Логосвос, 2013. 1 фк., (88 час.34 мин.).

Плоскопечатные издания
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин. Книга про бойца. [Текст] : поэма / А. Т. Твардовский. – Петрозаводск: Карелия, 1971. – 248 с.  
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин: книга про бойца [Текст] : поэма / А. Т. Твардовский. – М. : Детская лит. , 1980. – 207 с. – (Школьная библиотека).
Твардовский, А. Т. За далью – даль [Текст]: поэма / А. Т. Твардовский. – Хабаровск : Книжное издательство, 1980. – 109 с.
Твардовский, А. Т. Избранные произведения: в 3 т. Т. 1. Стихи [Текст] / А. Т. Твардовский. – М.: Худож. лит., 1990. – 493 с.
Твардовский, А. Т. Избранные произведения: в 3 т. Т. 2. Поэмы [Текст] / А. Т. Твардовский. – М. : Худож. лит., 1990. – 461 с.
Твардовский, А. Т. Избранные произведения: в 3 т. Т. 3. Проза [Текст] / А. Т. Твардовский. – М. : Худож. лит.,  1990. – 526 с.  
Твардовский, А. Т. Избранные сочинения [Текст] / А. Т. Твардовский. – М. : Худож. лит., 1981. – 670 с.
Твардовский, А. Т. Поэмы [Текст] / А. Т. Твардовский. – Пермь : Книжное изд-во, 1973. – 496 с.
Твардовский, А. Т. Поэмы [Текст] : художественная лит-ра / А. Т. Твардовский. – М. : «Логос» ВОС, 2010. – 383 с. – (Круг чтения. Издание для слабовидящих). – С изд.: М.: Худож. лит., 1990.
Твардовский, А. Т. Стихотворения. Поэмы [Текст] / А. Т. Твардовский. – М. : Худож. лит.,  1971. – 687 с.
Твардовский, А. Т. Стихотворения. Поэмы. Проза [Текст] / А. Т. Твардовский. – М.: Слово, 2000. – 752 с. – (Русская Классическая Литература). 


Комментариев нет:

Отправить комментарий