21 июня день рождения писателя, поэта и фронтовика Александра Твардовского.
Но
со времён фронта я отметил «Василия Тёркина» как удивительную удачу...
Твардовский сумел написать вещь вневременную, мужественную и неогрязнённую...
А. Солженицын
Твардовский Александр Трифонович (1910 –
1971) родился 21 июня в деревне Загорье Смоленской губернии в семье
кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьём доме книга не была
редкостью.
Стихи начал писать очень рано. В 14 лет
будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из
них были напечатаны. Тогда он отважился послать стихи. М. Исаковский,
работавший в редакции газеты «Рабочий путь», принял юного поэта, помог ему не
только напечататься, но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей
поэзией.
В 1939 г. Александр Твардовский был призван в ряды
Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны
с Финляндией уже в офицерском звании был фронтовым корреспондентом военной газеты.
Созданная в 1941 – 1945 гг. поэма «Василий Тёркин» стала одним из
популярнейших произведений о войне. Поэма «Василий Тёркин» – яркое воплощение
русского характера и общенародного патриотического чувства.
По признанию Твардовского, «Тёркин» был ...моей лирикой, моей
публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам
и репликой к случаю».
Почти одновременно с «Тёркиным» и
стихами «Фронтовой хроники» начал законченную уже после войны поэму «Дом у
дороги» (1946).
После войны А. Твардовский, возвращаясь
к впечатлениям военных лет и незатухающей скорби о погибших, пишет
проникновенные стихотворения «Я убит
подо Ржевом» и «Я знаю, никакой моей
вины, / В том, что другие не пришли с войны...». Первое стихотворение
построено как монолог безымянного солдата, погибшего в первый же год войны,
защищая Москву:
И
у мёртвых, безгласных
Есть
отрада одна:
Мы
за Родину пали,
Но
она спасена.
«Василий
Тёркин»
Поэма «Василий Тёркин» – произведение
подлинно новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным
особенностям. Поэма Твардовского имеет так называемый «свободный сюжет»,
позволяющий включать или выключать, а так же переставлять главы без особого
ущерба для смысла: «Эта книга про бойца/ Без начала, без конца» – так
характеризует своё произведение Твардовский в стихотворном вступлении «от
автора»:
Почему
так – без начала?
Потому
что сроку мало
Начинать
её сначала.
Почему
же без конца?
Просто
жалко молодца.
Первая глава – «На привале» – начинается
с шутливого монолога героя, насыщенного шутками-прибаутками, показывающего
умение героя приспособиться к любой ситуации, расположить к себе окружающих,
поднять настроение в трудную минуту.
Затем Тёркин рисуется в деле – главы
«Перед боем», «Переправа», «О войне», «Тёркин ранен» и т.д. Жизнь как бы сама
подсказывала темы «беседы» автора с фронтовым читателем. Так рождается
структурный принцип внутренней завершенности каждой беседы-главы: фронтовой читатель
мог не знать предшествующей главы или не дождаться последующей, погибнув или
получив ранение в ближайшем бою, перед которым и попала ему в руки фронтовая
многотиражка с очередной главой. Но целостное представление о рассказанном и
эстетическое удовольствие он все равно получал.
Законченность поэме придают
объективно-исторические хронологические рамки – все события, описанные в ней,
происходят в период сурового времени Великой Отечественной войны, и факты,
известные каждому читателю, чувства, сопережитые всеми, способствуют более
глубокому эмоциональному восприятию поэмы в целом и каждой отдельной её части.
Рассказ о герое то и дело прерывается
авторскими отступлениями, напрямую обращёнными к читателю. В этих отступлениях
автор говорит о своём отношении к герою, о единстве мыслей и чувств всего
народа, вставшего насмерть против врага:
И
скажу тебе, не скрою, –
В
этой книге там ли, сям
То,
что молвить бы герою,
Говорю
я лично сам.
И
заметь, коль не заметил,
Что
и Тёркин, мой герой,
За
меня гласит порой.
Над поэмой Твардовский работал на
протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался.
Первоначально Тёркин – недотёпа и балагур, пустомеля, считающий, что лучшее
место в армии – это «повара в пехоте», затем – эпический воин, ведущий бой,
«смертный бой не ради славы – ради жизни на земле», перенявший эстафету борьбы
от старого русского солдата времён Первой мировой (глава «Два бойца»),
вступающий в бой не только с конкретным врагом, но и с самой Смертью (глава
«Смерть и воин»). Поэма обращена к конкретному адресату:
Чтоб
от выдумки моей
На
войне живущим людям
Стало,
может быть, теплей.
От главы к главе образ Василия Тёркина
всё более приобретает черты обобщённые, почти символические. Герой воплощает
собой весь воюющий народ:
В
бой идёт, в огонь кромешный,
Он
идёт, святой и грешный
Русский
чудо-человек.
При всём при том он не теряет
конкретности и определённости первоначальных своих качеств – простоты и
достоинства, умения вовремя скрасить шуткой отдых и, не задумываясь встать в
полный рост перед врагом (главы «Про солдата-сироту», «По дороге на Берлин», «В
бане»).
Для поэмы «Василий Тёркин» характерно
стилевое многообразие: героика («Переправа», «Тёркин ранен»), юмор («В бане»
«На привале», «Гармонь»), фантастика («Смерть и воин»). Многие стихи поэмы
стали пословицами: «Города сдают солдаты,
Генералы их берут», «Зачем мне орден? Я согласен на медаль», «Пушки к бою едут
задом», «Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша» и др.
Твардовский обращается и к читателю, и к
своему герою, как к живому, реально существующему человеку, вступает в
непринуждённый разговор на самые различные темы, посвящает в свои творческие
замыслы:
Пусть
читатель вероятный
Скажет
с книгою в руке:
«Вот
стихи, а всё понятно,
Всё
на русском языке.
И содержание, и форма поэмы поистине
народны. Поэтому и стала поэма одним из самых значительных произведений не
только военной, но и всей русской литературы второй половины XX века.
Не часто ставят памятники литературным
героям. Но герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним
памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе похож на Василия, кто любил
свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и
умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть или послушать
музыку на привале.
В Смоленске, родной земле Александра
Трифоновича Твардовского, поставлен памятник бойцу Василию Тёркину.
Памятник Василию Тёркину есть и в Сатке
(Челябинская обл.)
Памятник Василию Тёркину установлен в
Уфе.
В
фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и
слабовидящих имени В. Маяковского имеются
и другие книги Александра Твардовского:
Книги
рельефно-точечного шрифта
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин. Книга
про бойца. Тёркин на том свете [Шрифт Брайля] / А. Т. Твардовский. – М.: «Репро»,
2006. – 3 кн. – С изд.: М.: Раритет, 2001.
Твардовский, А. Т. Поэмы [Шрифт Брайля]
/ А. Т. Твардовский. – М. : Просвещение, 1988. – 4 кн. – С изд.: М.: Гослитиздат,
1963.
«Говорящие»
книги на кассетах
Твардовский, А. Т. Стихотворения и поэмы
[Звукозапись] / А. Т. Твардовский. - М. : «Логос» ВОС, 1994. – 6 мфк., (21 час.55
мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Худож. лит., 1990.
Аудиокниги
на CD
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин. Тёркин
на том свете [Электронный ресурс] / А. Т. Твардовский. – М. : Равновесие, 2006.
– 1 эл. опт. диск, (5 час.26 мин.). – С изд.: М.: Вече, 1995.
Аудиокниги на флеш-картах
Маяковский,
Владимир Владимирович. Стихотворения.
Поэмы. Пьесы [Звукозапись] / В. В. Маяковский; читает Л. Бородин. Стихотворения
и поэмы: избранные произведения в 3 т. Т. 1-2 / А. Т. Твардовский; читает В. Сушков. Детство Никиты: повесть / А.
Н. Толстой; читает Е. Терновский. Смерть Ивана Ильича ; Хаджи – Мурат: повести / Л. Н. Толстой ; читает М.
Иванова. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишнёвый сад: пьесы; Повести и рассказы
/ А. П. Чехов; читают Е. Терновский, Е. Лебедева. – М. : Логосвос, 2013. – 1 фк., (88 час.34 мин.).
Плоскопечатные
издания
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин. Книга
про бойца. [Текст] : поэма / А. Т. Твардовский. – Петрозаводск: Карелия, 1971. –
248 с.
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин: книга
про бойца [Текст] : поэма / А. Т. Твардовский. – М. : Детская лит. , 1980. –
207 с. – (Школьная библиотека).
Твардовский, А. Т. За далью – даль
[Текст]: поэма / А. Т. Твардовский. – Хабаровск : Книжное издательство, 1980. –
109 с.
Твардовский, А. Т. Избранные
произведения: в 3 т. Т. 1. Стихи [Текст] / А. Т. Твардовский. – М.: Худож. лит.,
1990. – 493 с.
Твардовский, А. Т. Избранные
произведения: в 3 т. Т. 2. Поэмы [Текст] / А. Т. Твардовский. – М. : Худож. лит.,
1990. – 461 с.
Твардовский, А. Т. Избранные
произведения: в 3 т. Т. 3. Проза [Текст] / А. Т. Твардовский. – М. : Худож. лит.,
1990. – 526 с.
Твардовский, А. Т. Избранные сочинения
[Текст] / А. Т. Твардовский. – М. : Худож. лит., 1981. – 670 с.
Твардовский, А. Т. Поэмы [Текст] / А. Т.
Твардовский. – Пермь : Книжное изд-во, 1973. – 496 с.
Твардовский, А. Т. Поэмы [Текст] :
художественная лит-ра / А. Т. Твардовский. – М. : «Логос» ВОС, 2010. – 383 с. –
(Круг чтения. Издание для слабовидящих). – С изд.: М.: Худож. лит., 1990.
Твардовский, А. Т. Стихотворения. Поэмы
[Текст] / А. Т. Твардовский. – М. : Худож. лит., 1971. – 687 с.
Твардовский, А. Т. Стихотворения. Поэмы.
Проза [Текст] / А. Т. Твардовский. – М.: Слово, 2000. – 752 с. – (Русская
Классическая Литература).
Комментариев нет:
Отправить комментарий