четверг, 15 августа 2019 г.

«Семейная кухня» Маши Трауб – цитаты о еде и жизни…


Сразу признаюсь в том,  что я ценю простую, понятную, жизненную прозу, написанную хорошим русским языком. «Семейная кухня» Маши Трауб – именно такая книга. Лёгкая, ироничная, живая, наполненная событиями, эмоциями, впечатлениями и переживаниями. По названию может сложиться впечатление, что это книга кулинарных рецептов очередной «женской писательницы», коих издателями выпущено уже немало. Отнюдь….
«Семейная кухня»  это рассказ Маши о своей семье, её порядках, традициях, укладе. Но фоном, так сказать, «лакмусовой бумажкой» всей этой приватной жизни любой семьи является еда.

Приведу несколько цитат из этой замечательной книги.
….«Эта книга о еде и о людях. Здесь нет рецептов, но есть чувства. Я вспоминала блюдо и людей, с которыми это блюдо было связано. Эта книга о тех вкусовых рецепторах, которые отзываются в памяти»….
Полностью с этим согласна. У меня, рожденной в СССР, вкус, например, томатного сока навсегда ассоциируется с той эпохой. Эпохой замечательного детства, где стакан томатного сока можно было купить прямо в магазине за 10 копеек, насыпать туда «магазинной ложечкой» соли, и с наслаждением выпить ярким солнечным, летним днем. Беспечные каникулы, любимые подружки, молодые, здоровые, красивые мама и папа, советский гастроном «Ракета», толстая продавщица в белой наколке, как у дореволюционных горничных… Вот такие милые и теплые чувства навевает на меня заурядный стакан томатного сока…

….«Что такое голод, знали и бабушка, и Варжетхан, и мама. Нельзя было не доесть и оставить кусок на тарелке. Не дай бог выбросить»….
Моя бабушка, и  моя мама тоже знали, что такое голод. Все, кто пережил Великую войну, навсегда запомнили это чувство. Бабушка всегда после еды смахивала  со стола крошки от хлеба себе в ладошку, и отправляла в рот. Не могла по-другому. Ценила каждую, даже малую, толику еды.
….«У каждого своя кухня и своя память. Но манная каша была у всех. Как и колбаса по праздникам, холодец на свадьбе и бутерброд на завтрак»….
….Прибавлю к этому ещё то общее, что практически нас всех роднит в еде, а значит и во всем остальном тоже: оливье на Новый год, жижка в салате из огурцов и помидоров, а также куличи и пироги на Пасху….
….« – Слушай, а какой первый признак влюбленности? – спросила я.
– Когда не хочется есть. Совершенно, – ответила она. – Когда я люблю, не могу есть. Я тогда подумала, что у меня гастрит. А оказалось, что это – любовь»….
Не знаю, как это работает у мужчин, но женщины подтвердят, что с ними именно так всё и происходит. У моей приятельницы даже есть присказка: «Хочешь похудеть – влюбись!»
….«меня встречала цокающая языком бабушка или мама.
– Ой, какая дэвочка, – качали головой женщины, – замуж не выйдешь, муж о твои кости колоца будет, и ему будет нэприятно. А будешь толстой, будет приятно»….
Я в детстве была тощая до прозрачности. Городские родственники со стороны мамы называли меня «живодристик»…А когда мы приезжали в село, откуда родом папа, все сельские тетушки и кумушки точно также цокали языками, и негодующе качали головами. Они были уверены, что родители меня плохо кормят. И в каждом доме мне старались дать самый лакомый кусочек еды. Лапша на курином бульоне из курочки, которая бродила в живописных, «экологически» чистых местах деревни, и по сей день является моим любимым блюдом…
Я и сейчас не очень-то упитанная. Лет пять назад, сельская двоюродная тетка всплеснула руками, и с отчаянием произнесла: «Ну, когда же ты в летА, наконец, войдёшь»?! В ментальном деревенском представлении, женщина в 45 лет должна быть крупной, дородной, румяной и весёлой. Что, в сущности, справедливо, поскольку труд на земле требует огромных физических сил, а подобное миропонимание отражают деревенское видение здорового и сильного человека, принадлежащего к слабой половине человечества…
Одним словом, рекомендую прочитать книгу всем тем, кто любит покушать и узнать интересные жизненные истории. Вы получите невероятное наслаждение, потому что она всколыхнёт в вас приятный флёр собственных ассоциаций о «семейном котле», в котором вы «варились», и в котором была своя «кухня» с невероятными людьми, их судьбами, влюбленностями, скандалами, слухами, счастливостями и несчастливостями… Короче говоря с тем, что зовется ёмким и всеобъемлющим словом «ЖИЗНЬ»!!!

Гл. методист СКБСС Ирина Бурцева

Издания из нашего фонда библиотеки:
Трауб, М. Семейная кухня [Текст] : рассказы / М. Трауб. М. : Эксмо, 2012. 288 с.
Трауб, М. Семейная кухня [Шрифт Брайля] : рассказы / М. Трауб. – СПб. : «Чтение» ВОС, 2014. – 3 кн.

Комментариев нет:

Отправить комментарий