пятница, 30 августа 2019 г.

29 августа - Ореховый Спас


В праздновании Медового, Яблочного и Орехового Спасов тесно переплелись христианские и народные и традиции. В христианской традиции каждый Спас – это праздник в честь Спасителя, Иисуса Христа. В народной –– это древний праздник земледельческого календаря, приуроченный ко времени созревания зерновых культур, овощей, фруктов и других даров земли, ведь празд­ни­ки с фик­си­ро­ван­ны­ми да­та­ми яв­ля­лись рань­ше для про­стых лю­дей един­ствен­ны­ми ка­лен­дар­ны­ми сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми ве­ха­ми.

Так, к Пер­во­му Спа­су (14 августа) – Из­несение Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, при­уро­чи­ли про­во­ды ле­та. Па­сеч­ни­ки на­чи­на­ли вы­ла­мы­вать со­ты: счи­та­лось, что к это­му вре­ме­ни «пче­ла пе­ре­ста­ет но­сить ме­до­вую взят­ку». От­сю­да на­зва­ние «Ме­до­вый Спас».
Вто­рой Спас – 19 августа – Преображение Господне. В этот день в церквях освящали плоды нового урожая. Отсюда пошло название «Яблочный Спас».
Третий Спас – 29 августа – праздник в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. По народному календарю именно с этого дня заготавливали орехи нового урожая, поэтому он получил название «Ореховый Спас». В народе его ещё называют Хлебным или Холщовым Спасом.

История православного праздника
29 августа празднуется перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа, которое произошло в 944 году.
По преданию к Иисусу Христу явился живописец Ананий с письмом, в котором властитель города Эдессы (современная Турция) призывал  его к себе. Больной проказой месопотамский царь узнал о способности Иисуса исцелять от неизлечимых болезней. Живописец попытался написать образ  Христа, но не смог. Тогда Иисус отер лицо полотенцем, на котором отпечатался  его лик. Один из учеников Христа отнес полотенце царю и исцелил его. 29 августа 944 года по приказу византийского императора Константина Багрянородного нерукотворный лик Спасителя был перенесен из города Эдессы в Константинополь. В 1204 году нерукотворный образ Спасителя был похищен из Константинополя во время одного из крестовых походов. По легенде его перевозили на корабле, который затонул. С тех пор древняя реликвия считается утерянной. Считается, что первые византийские  и древнерусские иконы писались именно  с нерукотворного образа Спасителя.
Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа Господня, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании – икона Нерукотворного Образа Иисуса Христа одна из наиболее распространённых.

Почему Третий Спас получил название Ореховый Спас
К концу августа созревают лесные орехи, а в южных регионах поспевали грецкие орехи. На Руси орехи всегда считались лакомством, из них готовили сладости с мёдом и сахаром.
Фото с сайта

Почему Третий Спас имеет название Хлебный Спас
Не зря существует поговорка: «Третий Спас хлеба припас». После почитания Успения Пресвятой Богородицы (28 августа, конец Успенского Поста) на Руси повсеместно заканчивалась жатва. Считалось, что к этому дню весь урожай должен быть не только собран, но и смолот. Поэтому в народе Ореховый Спас называют еще и Хлебным Спасом, ведь помимо угощений из орехов и мёда в этот день пекли пироги из муки нового урожая. Вот почему одно из главных блюд на Ореховый или Хлебный Спас – праздничный каравай из нового хлеба.

Почему Третий Спас называют Холщёвый Спас
Это связано с тем, что к Ореховому Спасу крестьяне заканчивали ткать и белить полотна, теперь их можно было освятить в церкви и использовать для изготовления одежды или продать. С этим связана и другая традиция – Холщевый Спас знаменит своими ярмарками.

Традиции
В этот день православные шли в церковь, чтобы праздновать  перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа и освятить корзину с летними дарами: яблоками, виноградом, орехами, мёдом и, конечно же, душистым хлебом. Молились перед иконой мученика Диомида. Вечером садились за стол. Подавать принято было настойку на основе грецких орехов, а также хлеб и пироги. Заканчивали день мытьём в бане с веником из орешника.
Гл. методист СКБСС Татьяна Четвертакова


Комментариев нет:

Отправить комментарий