«Дом,
в котором» от Мариам Петросян – пожалуй, одна из самых странных книг, когда-либо
мной прочитанных. Объяснить это достаточно сложно, нужно просто взять ее в руки
и познакомиться самостоятельно. Признаться, мой «роман» с этим произведением
длился, если не ошибаюсь, чуть ли не год. Да, он порядком затянулся, но иначе
здесь нельзя. Свободного времени катастрофически не хватает, книга достаточно
объемная, а поскольку, как я уже сказала, весьма необычная, то читать ее залпом
совсем не выходит. Необычно все: и язык изложения, и герои, и обстановка.
Несколько раз оставляла чтение, потом вновь возобновляла и вот… финишная
прямая.
О чем эта книга? О дружбе, преданности
и предательстве, но прежде всего – о взаимоотношениях. Чьих? Обитателей того
самого Дома. Последний – школа-интернат для детей с различной формой
инвалидности. Для всех них Дом действительно стал домом, ведь другого у этих
ребят просто нет, и в подавляющем своем большинстве они не представляют себе
жизни «в наружности». Эти дети из неблагополучных семей или сироты, у каждого
своя непростая история, которую автор рассказывает по мере развертывания сюжета.
События излагаются не в хронологическом порядке, повествование идет как бы
параллельно из настоящего с врезками из прошлого.
Возможно, отчасти из-за этого поначалу
бывает сложно удерживать нить повествования. Зато это заставляет все время
держать внимание и уж точно не позволит отвлекаться, обеспечит полное
погружение в процесс чтения. У каждого героя здесь есть кличка: Сфинкс, Табаки,
Черный, Курильщик и др. От лица последнего преимущественно автор с обитателями
Дома и знакомит. Таким образом, нам, читателям, дается уникальная возможность:
посмотреть на происходящее как бы изнутри, глазами участников описываемых событий. И эта еще одна причина, по которой
книга сначала кажется запутанной и неясной. Тем отчетливее понимаешь, насколько
мир Дома отличается от нашей привычной картины жизни. В нем, как и в любой
социальной общности, есть свои законы. Они суровы и жестоки, порой даже не
укладываются в рамках сознания и нормы. По этим законам живет Стая, и именно здесь
чрезвычайно ярко проявляется принцип «Если не ты, значит, тебя».
Не знаю, как автор смогла столь
детально воссоздать и передать атмосферу Дома, характер и мироощущение его
жителей. Кажется, что сделать это, если ты сам не являешься частью происходящего,
совершенно невозможно. Тем не менее, Мариам это удалось, хотя сама она никогда
не бывала в доме-интернате, и описанные события – лишь плод творческой фантазии
автора.
Прочитав «Дом, в котором» однажды, вам
захочется вернуться к этой книге повторно. Такое острое желание, спустя год
после первого знакомства, возникло и у меня. И на этот раз роман прозвучал
иначе, открылся с другой стороны. Желаю и вам, дорогие читатели, открыть для
себя что-то новое и вместе с книгой Мариам Петросян, и вместе с другими
произведениями.
Зам. директора ГБУК «СКБСС В. Маяковского»
Елена Лиханос
Фото с сайта |
Комментариев нет:
Отправить комментарий