вторник, 22 марта 2022 г.

Ляля Кандаурова «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику»

 

Друзья! Сегодня мы хотим рассказать о новинке, которую получила наша библиотека. Речь пойдёт об издании Ляли Кандауровой «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику».

 

Кандаурова, Л. Полчаса музыки : как понять и полюбить классику / Л. Кандаурова. – Москва : АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2020. – 438 с. – Текст: непосредственный.

 

Ляля Кандаурова – музыкант, журналист, автор лекционных курсов о восприятии классической музыки. Окончила Московскую консерваторию по классу скрипки (2011). Пишет о музыке в печатных и интернет-СМИ, посвящённых культуре.

 

«Слушать музыку – это самое интересное, что есть на свете. – Так начинается аннотация к изданию, – Вместо скучного и сухого перечисления фактов перед вами настоящий абонемент на концерт: автор рассказывает о 600-летней истории музыки так, что незнакомые произведения становятся близкими, а знакомые – приносят ещё больше удовольствия».

Книга посвящена западноевропейской музыке, не является учебником и не претендует на исчерпывающий рассказ. Скорее, она является сборником эссе, сгруппированных так, чтобы представление читателя о музыкальном искусстве Европы стало более системным и полным, незнакомая музыка стала понятнее, а знакомая стала приносить ещё больше удовольствия.

Эта книга предназначена для читателей, которые интересуются классической музыкой и хотят лучше её понять, но никогда не учились играть на инструменте и не читали ничего «специально-музыковедческого». Она не требует знания терминологии и большого слушательского опыта, однако подразумевает внимание к предмету и желание воспринять его – впрочем, того же требует и сама музыка.

Определённо, плюсом издания является то, что она снабжена QR-кодами для прослушивания мелодий, о которых идёт речь.

 


«Бытует мнение, что понимать классическую музыку непросто, – и это, конечно, так. Но сложность не должна быть скучной или занудной. Ляля Кандаурова рассказывает про академическую музыку, как киношные детективы расследуют дело о маньяке: натягивает десятки ниточек от одного композитора, жанра или приёма к другому, получая в итоге картину насыщенную, запутанную, но при этом постигаемую – и ужасно увлекательную» (Егор Михайлов, АФИША DAILY).

 

Оцените стиль автора. Далее публикуем не большой отрывок из книги Ляли Кандауровой «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику».

 

«…Шопен и программная музыка. Здесь стоит отвлечься и вспомнить, в каких отношениях Фридерик Шопен состоял с программной музыкой. Прожив большую часть жизни в Париже, как раз тогда сотрясавшемся от пиротехнических премьер его почти ровесника Гектора Берлиоза – передового бойца программной музыки, любителя фантасмагорий и спецэффектов, Шопен был художником абсолютно иного склада. Главной фигурой в истории музыки для Шопена был Моцарт, хотя на первый взгляд их не роднит ничего: один – представитель славной австро-немецкой школы, другой – сложное сращение польскости и французскости; Шопен ощущал себя сыном страны, которая боролась за полноправное присутствие на политической карте, и в то же время принадлежал французскому художественному миру.

В отличие от Моцарта, который никогда не сосредотачивался на музыке для одного какого-нибудь инструмента, Шопен не создал ни одного опуса, где не участвовало бы фортепиано. Аффект патетики – гнева, порыва, азарта, характерного для романтика Шопена, в музыке Моцарта почти отсутствует, да и природа моцартовской лирики – совершенно иная. Однако страсть к выверенной скульптурной форме, к чистоте чертежа, вокруг которого наращивается смысловое «мясо» произведения, а главное, избегание любой образной конкретики – безусловно, общая черта Моцарта и Шопена, а точнее, свидетельство шопеновского моцартианства.

Нельзя забывать, что Шопен родился почти через 20 лет после смерти Моцарта и прожил жизнь в абсолютно другой реальности. Непрограммность музыки была естественным состоянием для моцартовской эпохи: он принадлежал XVIII в. и был художником Просвещения, работавшим в системе выясненных, предсказуемо ведущих себя жанров и форм.

Музыка в моцартовскую эпоху была куда более самодовлеющим искусством, чем после его смерти. С развитием в XIX в. «музыки о чём-то», то есть программности, музыкальное искусство словно бы начинает осознавать свою неполноту: в поисках новых средств музыка всё сильнее сближается с литературой, начинает охотно пользоваться словом, придумывать новые и перепридумывать старые жанры: в этих условиях писать непрограммную музыку, как это делал Шопен, было уже не нормой, а позицией. И тем не менее пьеса, о которой идёт речь, пусть непрограммная, но называется балладой: как уже отмечалось, это понятие из мира литературы, а не музыки. Это кажется одновременным нажатием на газ и на тормоз: зачем же моцартианцу, человеку, осознанно уходящему от разгорающейся кругом моды на программность, озаглавливать кусок «абсолютной» музыки словом, взятым из арсенала литераторов?..».

 


Почувствовали не стандартный стиль автора? Прочтя это издание, вы встретите не только знакомых композиторов: Баха, Моцарта и Шуберта, но и откроете для себя новых. Теперь Пауль Хиндемит, Оливье Мессиан, Франсуа Куперен,  Бенджамин Бриттен и и др. станут ближе.

На наш взгляд, эту книгу невозможно прочесть быстро, её надо читать вдумчиво, прослушивая каждое произведение. И тогда мир музыки засияет для вас новыми гранями! Кстати, книга «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику» вошла в шорт-лист ежегодной премии «Просветитель-2019».

Ждём вас в библиотеке! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий