пятница, 12 августа 2022 г.

Новокавказский мост бывшей Туапсинской железной дороги

 

Друзья! Наша коллекция 3D-моделей пополнилась масштабированной копией Новокавказского (Верхнеегорлыкского) моста бывшей Туапсинской железной дороги. Это стало возможным благодаря специалисту библиотеки Александру Рыбину, создавшему эту уникальную модель методом 3D-сканирования (фотограмметрии). Чтобы понять реальную высоту моста, модель вписана в рельеф: под мостом протекает река Егорлык (окрашена в синий цвет), а на склонах Ставропольской возвышенности растут деревья и другая растительность, окрашенные в зелёный цвет.


Туапсинская железная дорога была введена в строй в 1916 г. и проработала только до 1922 г., однако переоценить значение этой транспортной магистрали для Ставрополья невозможно. Сегодня о тех временах напоминают мосты, на один из которых и отправилась творческая группа «СтавМаяк».

Команда Маяковки и сильный ветер

Были времена, когда из Ставрополя на поезде можно было добраться через Армавир в Туапсе, к Чёрному морю. Эту ветку железной дороги именовали Туапсинской. Её протяженность составляла 334 версты, а проектная стоимость – около 26 миллионов царских рублей.

Особенно сложной в рельефном отношении была часть дороги Ставрополь – Армавир, где практически все работы велись вручную. Порой приходилось делать искусственные насыпи, перекидывать гигантские мосты через маленькие речушки. Например, двадцатиметровый Немецкий мост, построенный на речке Мамайке.

Но самый, пожалуй, высокий акведук перекинут через реку Егорлык. Это зрелище действительно интересное и по-своему необычное. Среди степных просторов Ставрополья одиноко возвышается этот 25-метровый гигант, обдуваемый ветрами и цепляющий облака.


Особую романтику объекту придает то, что он уже частично разрушен, – это подчёркивает его неприступность. Так уж случилось, что в период Гражданской войны железная дорога, построенная ещё в царское время, стала приходить в негодность. А окончательно её разрушили оползневые процессы, свойственные Ставропольской возвышенности, и отсутствие финансов у местных властей Страны Советов. И всё же нельзя сказать, что труд проектировщиков и строителей пропал зря. Они создали своеобразные исторические памятники архитектуры нашего края.

В 2018 году члены клуба любителей активного досуга «Пилигрим» уже путешествовали по местам бывшей Туапсинской железной дороги. Возможно, скоро и вам посчастливится побывать в этом живописном месте. А пока совершить виртуальную прогулку к Новокавказскому мосту нам поможет краевед Василий Гаазов, озвучивший главу из своей книги «Путешествие по ожерелью Северного Кавказа» (Ставрополь, ПБОЮЛ Надыршин А. Г. , 2004. – С. 94-95), посвящённую этому мосту. Съёмка и монтаж ролика – гл. контент-менеджера библиотеки Златы Звонок, аэросъёмка с квадрокоптера проведена инженером Александром Рыбиным.


С этой и другими масштабированными копиями национальных и мировых достопримечательностей, имеющихся в нашей коллекции, можно познакомиться, посетив Ставропольскую краевую библиотеку для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского, а также специальный раздел на нашем сайте «Маяковkа 3D LAB».

Василий Гаазов написал и стихотворение «Новокавказский мост».



Комментариев нет:

Отправить комментарий