понедельник, 15 августа 2022 г.

Александру Алябьеву – 235!

 

15 августа 2022 года исполнилось 235 лет со дня рождения русского композитора Александра Александровича Алябьева (1787-1851). Среди лучших произведений А. Алябьева – романсы «Соловей» (1826) на слова А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи А. Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова, «Нищая» на стихи П. Беранже в переводе Д. Ленского. Всего им написано около 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. А. Алябьеву принадлежат первые в России обработки песен – русских, украинских, цыганских, народов Заволжья, Средней Азии и Кавказа.

А. Алябьев был одним из первых композиторов, обратившихся к пушкинской поэзии. Поэзия А. Пушкина вдохновляла его на протяжении всей жизни. В годы сибирской ссылки им написаны «Зимняя дорога», «Предчувствие», «Пробуждение», «Я помню чудное мгновение...»; в кавказкой – «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает...». На склоне лет, в конце 40-х годов вернувшись в Москву, А. Алябьев завершает пушкинский цикл романсом «Я разлюбил свои желанья...». Всего на тексты А. Пушкина А. Алябьев написал 22 романса.

Непростая судьба была у композитора. Жизнь разделилась на «до» и «после». Об этом в ролике рассказывает Галина Черных.

https://vk.com/video-210619104_456239115

Василий Тропинин «Портрет композитора Александра Александровича Алябьева» (1840-е гг. Холст, масло. 62 x 47 см. Музей Василия Андреевича Тропинина и московских художников его времени. Москва)

В биографии А. Алябьева, участника Отечественной войны 1812 г. и заграничных военных походов русской армии 1813-1814 гг есть страница, имеющая отношение к Ставрополю.

В 1832-1833 годах А. Алябьев жил на Кавказе. В Ставрополе он нёс послушание регента Свято-Троицкого собора г. Ставрополя, на месте которого ныне размещается гостиница «Интурист».

Свято-Троицкий собор г. Ставрополя, где А. Алябьев нёс послушание регента (ныне на этом месте размещается гостиница «Интурист»)

«Чаще всего имя Александра Алябьева связывают с Домом-музеем в Пятигорске, где музыкант жил в 1832 году, и очень мало известно о его жизни в Ставрополе. А ведь именно здесь он провёл полтора года очень яркой и творческой жизни.


Дом А. Алябьева – отдел музея-заповедника М.Ю. Лермонтова, находящийся в пределах мемориального лермонтовского квартала, открыт в 1997 году. Название его не случайно: в 1832 году именно в этом доме, принадлежавшем тогда майорше Карабутовой, снимал квартиру, находясь на излечении в Пятигорске, знаменитый русский композитор Александр Александрович Алябьев.

Дом Алябьева (г. Пятигорск)

Одним из первых музыкальных центров Ставрополя можно считать большой деревянный дом на бывшей Воробьёвке (ныне – ул. Дзержинского, 189). Здесь дважды в течение 1832-1833 годов останавливался и жил Александр Александрович Алябьев. Сюда послушать его произведения, в том числе написанные в Ставрополе, приходили представители местной интеллигенции, молодежи, все, кто увлекался музыкальной культурой.

Дом Алябьева (г. Ставрополь)

Дорога на Кавказ у композитора Алябьева начиналась трагически. Как сообщают архивные материалы, впервые он оказался здесь ещё в 1818 году, остановившись, как и все приезжающие в Ставрополь военные, в Шефском доме крепости. Он был молод, полон физических сил, грудь Алябьева украшали ордена за отвагу в Отечественной войне 1812 года.

Дожидаясь направления в один из полков Отдельного Кавказского корпуса, возглавляемого А.П. Ермоловым, А. Алябьев с интересом всматривался в быт молодого города. Его часто можно было видеть в казачьей станице и солдатской слободке, на «татарском» базаре. Здесь у А. Алябьева впервые родилась мысль создать музыкальное произведение, созвучное колориту этого южного края. Не думал тогда начавший карьеру офицер и уже известный композитор, что служба на Кавказе будет кратковременной. И уж совсем не предполагал, что вновь вернётся в эти края через много лет разжалованным и больным.

27 января 1832 года А. Алябьев в сопровождении казачьего урядника прибыл в Ставрополь из сибирской ссылки, куда был отправлен по ложному обвинению. Лишённый знаков отличия, чина полковника и дворянского звания, он с трудом получил монаршее дозволение пройти курс лечения на Кавказских Минеральных Водах от прогрессирующей слепоты.

Зиму и почти всю весну А. Алябьев провёл в Ставрополе, работая над музыкальной темой, посвящённой Кавказу. Закончив «Черкесскую песню», он читал повесть A.A. Бестужева-Марлинского «Аммалат-Бек», только что опубликованную в «Московском телеграфе». Остросюжетная повесть с её сильными духом героями взволновала композитора. Он начинает работу над первой кавказской оперой «Аммалат-Бек».

В снимаемых двух комнатах дома на Воробьёвке А. Алябьев исполнял для гостей свои старые и новые работы. По сути, дом А. Алябьева стал своеобразным первым в Ставрополе музыкальным салоном. Под его влиянием городской голова Егор Стасенков решил заиметь в городе какое-то музыкальное заведение для подрастающего поколения. Эту мысль поддержал и А. Алябьев. И вскоре, как сообщает архивный документ: «Купеческое и мещанское общество г. Ставрополя, озабоченное состоянием в обучении музыке детей и неимением в области другого удобного, кроме Ставрополя, места обратилось к начальнику Кавказской области А.А. Вельяминову к употреблению для открытия школы музыки в доме Ставропольского 1-й гильдии купца Игната Волобуева...».

Иллюстрация из книги Г. Беликова "Облик старого Ставрополя"

Была ли открыта такая школа, мы, к сожалению, пока не знаем. А. Алябьев получил подорожную в Пятигорск, где прошёл курс лечения. Там он написал романс «Тайна» и полонез, навеянный горской народной мелодией.

Вернувшись в Ставрополь, в том же доме снял комнаты на Воробьёвке. Угнетала мысль о скором возвращении в глухой Тобольск. Именно тогда А. Алябьев пишет на стихи А. Пушкина романс «Узник». Однако кипучая натура композитора заглушает душевные переживания. Он создаёт на слова Дениса Давыдова романс «Сижу на береге потока», обрабатывает собранные записи национальных мелодий. Тогда же, по просьбе общественности, организует казачий духовой оркестр, впервые исполнивший его «Французскую кадриль из азиатских песен». Кстати, Михаил Глинка использовал «Байазетскую» мелодию кадрили в «Персидском марше» своей оперы «Руслан и Людмила».

Благодаря стараниям областного начальника А.А. Вельяминова А. Алябьев получил разрешение на повторный курс лечения. Воспаривший духом композитор всецело отдался музыке. Собрав вокруг себя любителей «изящных искусств», он организует концерты. Здесь были впервые исполнены две его замечательные «Кавказские мазурки», вошедшие в сборник «Подарок любителям танца». Последней работой композитора стал романс на слова лермонтовской «Черкесской песни».

Но время неумолимо. В пасмурный ноябрьский день 1833 года Александр Алябьев навсегда прощался с Кавказским краем, со Ставрополем»*.

Смотрите авторскую программу Марины Ромашко «Городские легенды», выпуск «Алябьев и Ставрополь. Интересные факты из жизни великого композитора».

https://vk.com/video202224347_456239024

Сайт музея-заповедника М.Ю. Лермонтова


*Текст печатается по изданию:

Беликов, Г. А. Облик старого Ставрополя : исторические очерки в двух книгах. Кн. 2 / Г. А. Беликов, С. Н. Савенко. – Ставрополь : Снег, 2007. – С. 215-216. – Текст: непосредственный.


Комментариев нет:

Отправить комментарий