пятница, 28 ноября 2014 г.

Захар Прилепин стал лауреатом «Большой книги»




Писатель Захар Прилепин на церемонии объявления лауреатов национальной литературной премии «Большая книга»
Фотография: Владимир Песня/РИА «Новости»
Литературная премия «Большая книга» назвала лауреатов: первый приз получил Захар Прилепин за «Обитель» роман про лагерную жизнь в Соловках 1920-х. Он обошёл «Теллурию» Владимира Сорокина и «Возвращение в Египет» Владимира Шарова, которые заняли второе и третье места.
Премия с самым большим призовым фондом (победитель получает 3 млн руб.) начала торжественную церемонию в Доме Пашкова с фарса. Вначале прогремела песня «Ленин такой молодой…». За ней последовали произносимые ледяным голосом речи о едином литературном фронте, народности и негодяях, истосковавшихся по дурно пахнущим сырам. Писать и тем более мыслить штампами больше не нужно таков был посыл, как потом объяснила ведущая церемонии и бывший диктор советского телевидения Анна Шатилова.
Реконструкция советского литературного собрания под аккомпанемент присвоенной Первым каналом сюиты «Время, вперед!», правда, вызвала скорее неуверенное переглядывание в зале, чем смех. Ведь победила в результате «Обитель» Захара Прилепина роман, объясняющий, что советская исправительная система не была бессмысленной и беспощадной машиной насилия, точнее, была не только ею.
За всеми убийствами, мерзостями и официозом ещё были бассейны, лагерный театр, вполне сносный на первых порах быт и мечты о новом, «подправленном» человеке.

Всего в короткий список премии в этом году вошли девять произведений, среди которых были, например, «Завод «Свобода» Ксении Букши стилизация под производственный роман (уже отмеченная премией «Нацбест»), и книга Евгения Чижова «Перевод с подстрочника» литературный междусобойчик, замаскированный под фантастический эпос.
Ещё из длинного списка вылетели вышедшая в серии ЖЗЛ биография писателя и литературоведа-формалиста Виктора Шкловского и её автор Владимир Березин. «Большая книга», таким образом, прервала сложившуюся традицию награждать биографические исследования: в 2012 году второе место занял роман Евгения Попова и Александра Кабакова «Аксёнов», а в 2013-м тот же приз получил литературный критик Сергей Беляков за книгу «Гумилёв, сын Гумилёва».
И «Обитель» Прилепина, и «Теллурия» Сорокина выделялись из этого списка с самого начала. Лагерный роман, который должен то ли переплюнуть, то ли скорректировать Солженицына, и фэнтезийная книга о жизни после смерти государства, разъятая на самостоятельные фрагменты монологи, пьесы, газетные статьи, сказки, это демонстративный жест, заявка на всеуслышание.
За выбором «Большой книги» сложно разглядеть череду случайных обстоятельств он, как правило, более или менее встраивается в общественно-культурный контекст. Кроме того, премия, победителя которой выбирает сотня специалистов Литературной академии, чуть меньше склонна к эффектным жестам, чем, скажем, «Русский Букер».
Год назад, например, главный приз взял замаскированный под житие роман Евгения Водолазкина «Лавр» исследование глубоко спрятанной святости частного человека. В этот раз книга о русском Средневековье (правда, опрокинутом в будущее) антиутопия Владимира Сорокина «Теллурия» заняла лишь второе место её автор получит 1,5 млн руб.
«Эта книга далась мне очень тяжело, заявил Сорокин, получая награду. Второй год я ничего не пишу. Она рассказывает о будущем Средневековье, которое, может быть, никогда и не наступит. Однако наше нынешнее Средневековье все равно останется с нами».
Чисто с формальной точки зрения «Теллурия» стала сборником раздирающих современную литературу конфликтов: каждая вошедшая в неё новелла работает как удар по отжившей романной форме, по слову, растерявшему свои значения, по автору, которого лишили статуса демиурга в собственном художественном мире. «Обитель» эти конфликты отменила. Победа Прилепина это триумф автора, который транслирует абсолютное сознание собственной правоты и может заявить со сцены: «Нам всем очень нужен мир, и я уже знаю, на что потрачу эти деньги».
Он хотел написать «большой русский роман» на 700 страниц, с идеями, сотней второстепенных персонажей и исторической изнанкой. Его «Обитель» тут же после выхода поспешили поставить на полку рядом с классикой, а самого Прилепина объявили «главным писателем современности», как выразилась литературный критик Галина Юзефович.
Удивительным образом в линию романов об обратимости истории (прошлой и будущей) вписалось совершенно не похожее на них «Возвращение в Египет» Владимира Шарова, который взял третий приз 1 млн руб. В его романе в письмах советский агроном и бывший узник ГУЛАГа Коля Гоголь берётся дописывать «Мертвые души» поэму великого предка: только так можно оставить Русь-тройку, несущуюся прямиком в Египет, назад, в рабство.
В этом году мнение жюри разошлось с читательским, соприкоснувшись только раз: «Обитель», по мнению читателей, стала второй.
Первой же они назначили белорусскую писательницу Светлану Алексеевич и её роман «Время секонд-хэнд» пятую и последнюю книгой из её документального цикла «Красный человек. Голоса утопии», который суммирует советский опыт XX века свидетельства отживающих своё «красных людей». «Меня уверяли, что у книги нет шансов на победу, сказала Алексеевич, ведь русское общество сейчас не готово принять ту правду, о которой я рассказываю».
Специальную премию «За вклад в литературу», которую год назад получил Евгений Евтушенко, на этот раз отдали писателю и сценаристу Леониду Зорину автору пьесы «Покровские ворота», по которой был снят одноимённый фильм. Жюри «Большой книги», учреждённой в 2005 году, возглавил директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, а председателем совета экспертов премии стал писатель Михаил Бутов.