Писатель Захар Прилепин на церемонии объявления
лауреатов национальной литературной премии «Большая книга»
Фотография: Владимир Песня/РИА «Новости»
|
Литературная премия «Большая книга» назвала лауреатов:
первый приз получил Захар Прилепин за «Обитель» – роман про лагерную жизнь в Соловках
1920-х. Он обошёл «Теллурию» Владимира
Сорокина и «Возвращение в Египет»
Владимира Шарова, которые заняли второе и третье места.
Премия с самым большим призовым фондом (победитель
получает 3 млн руб.) начала торжественную церемонию в Доме Пашкова с фарса.
Вначале прогремела песня «Ленин такой молодой…». За ней последовали произносимые
ледяным голосом речи о едином литературном фронте, народности и негодяях,
истосковавшихся по дурно пахнущим сырам. Писать и тем более мыслить штампами
больше не нужно – таков был посыл, как потом
объяснила ведущая церемонии и бывший диктор советского телевидения Анна
Шатилова.
Реконструкция советского литературного собрания под
аккомпанемент присвоенной Первым каналом сюиты «Время, вперед!», правда,
вызвала скорее неуверенное переглядывание в зале, чем смех. Ведь победила в
результате «Обитель» Захара Прилепина – роман, объясняющий, что советская исправительная
система не была бессмысленной и беспощадной машиной насилия, точнее, была не
только ею.
За всеми убийствами, мерзостями и официозом ещё были
бассейны, лагерный театр, вполне сносный на первых порах быт и мечты о новом,
«подправленном» человеке.
Всего в короткий список премии в этом году вошли
девять произведений, среди которых были, например, «Завод «Свобода» Ксении Букши – стилизация под производственный роман (уже отмеченная
премией «Нацбест»), и книга Евгения
Чижова «Перевод с подстрочника» – литературный междусобойчик, замаскированный под
фантастический эпос.
Ещё из длинного списка вылетели вышедшая в серии ЖЗЛ
биография писателя и литературоведа-формалиста Виктора Шкловского и её автор
Владимир Березин. «Большая книга», таким образом, прервала сложившуюся традицию
награждать биографические исследования: в 2012 году второе место занял роман Евгения Попова и Александра Кабакова «Аксёнов», а в 2013-м тот же приз получил
литературный критик Сергей Беляков
за книгу «Гумилёв, сын Гумилёва».
И «Обитель» Прилепина, и «Теллурия» Сорокина
выделялись из этого списка с самого начала. Лагерный роман, который должен то
ли переплюнуть, то ли скорректировать Солженицына, и фэнтезийная книга о жизни
после смерти государства, разъятая на самостоятельные фрагменты – монологи, пьесы, газетные статьи,
сказки, – это демонстративный жест, заявка на
всеуслышание.
За выбором «Большой книги» сложно разглядеть череду
случайных обстоятельств – он, как правило, более или менее
встраивается в общественно-культурный контекст. Кроме того, премия, победителя
которой выбирает сотня специалистов Литературной академии, чуть меньше склонна
к эффектным жестам, чем, скажем, «Русский Букер».
Год назад, например, главный приз взял замаскированный
под житие роман Евгения Водолазкина
«Лавр» – исследование глубоко спрятанной
святости частного человека. В этот раз книга о русском Средневековье (правда,
опрокинутом в будущее) – антиутопия Владимира Сорокина
«Теллурия» заняла лишь второе место – её автор получит 1,5 млн руб.
«Эта книга
далась мне очень тяжело, – заявил
Сорокин, получая награду. – Второй год я
ничего не пишу. Она рассказывает о будущем Средневековье, которое, может быть,
никогда и не наступит. Однако наше нынешнее Средневековье все равно останется с
нами».
Чисто с формальной точки зрения «Теллурия» стала
сборником раздирающих современную литературу конфликтов: каждая вошедшая в неё
новелла работает как удар – по отжившей
романной форме, по слову, растерявшему свои значения, по автору, которого
лишили статуса демиурга в собственном художественном мире. «Обитель» эти
конфликты отменила. Победа Прилепина – это триумф автора, который транслирует абсолютное
сознание собственной правоты и может заявить со сцены: «Нам всем очень нужен мир, и я уже знаю, на что потрачу эти деньги».
Он хотел написать «большой
русский роман» – на 700 страниц, с идеями, сотней
второстепенных персонажей и исторической изнанкой. Его «Обитель» тут же после
выхода поспешили поставить на полку рядом с классикой, а самого Прилепина
объявили «главным писателем
современности», как выразилась литературный критик Галина Юзефович.
Удивительным образом в линию романов об обратимости
истории (прошлой и будущей) вписалось совершенно не похожее на них «Возвращение
в Египет» Владимира Шарова, который взял третий приз – 1 млн руб. В его романе в письмах
советский агроном и бывший узник ГУЛАГа Коля Гоголь берётся дописывать «Мертвые
души» – поэму великого предка: только так
можно оставить Русь-тройку, несущуюся прямиком в Египет, назад, в рабство.
В этом году мнение жюри разошлось с читательским,
соприкоснувшись только раз: «Обитель», по мнению читателей, стала второй.
Первой же они назначили белорусскую писательницу Светлану Алексеевич и её роман «Время секонд-хэнд» – пятую и последнюю книгой из её
документального цикла «Красный человек. Голоса утопии», который суммирует
советский опыт XX века – свидетельства отживающих своё «красных людей». «Меня уверяли, что у книги
нет шансов на победу, – сказала Алексеевич,
– ведь русское общество сейчас не готово принять ту правду, о которой я
рассказываю».
Специальную премию «За вклад в литературу», которую
год назад получил Евгений Евтушенко, на этот раз отдали писателю и сценаристу Леониду Зорину – автору пьесы «Покровские ворота», по которой был снят одноимённый фильм. Жюри
«Большой книги», учреждённой в 2005 году, возглавил директор Государственного
литературного музея Дмитрий Бак, а председателем совета экспертов премии стал
писатель Михаил Бутов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий