вторник, 10 февраля 2015 г.

К 125-летию со дня рождения Б. Пастернака

 10 февраля 2015 года исполнилось 125 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака, лауреата Нобелевской премии по литературе 1958 г., автора нашумевшего в своё время в СССР романа «Доктор Живаго».

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте
Борис Пастернак

Борис Пастернак родился в Москве в семье академика живописи Л.О. Пастернака и Р.И. Пастернак (урождённой Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества.
Семья Пастернака поддерживала дружбу с известными художниками (И.И. Левитаном, М.В. Нестеровым, В.Д. Поленовым, С. Ивановым, Н.Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе и Л.Н. Толстой, устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие А.Н. Скрябин и С.В. Рахманинов. В 1900 году во время второго визита в Москву с семьёй Пастернаков познакомился Райнер Рильке. В 13 лет, под влиянием композитора А.Н. Скрябина, Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две прелюдии и соната для фортепиано).
В 1900 году Пастернак не был принят в 5-ю московскую гимназию из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во второй класс. С 1906 по 1908 год в пятой гимназии на два класса младше, чем Пастернак, в одном классе с братом Пастернака Шурой учился Владимир Маяковский. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён из-за еврейского происхождения.

По окончании гимназии (1906) учился в Московском университете; с юридического факультета перешёл на историко-филологический (окончил в 1913 г.).
Здесь под руководством Г. Г. Шпета Пастернак знакомится с феноменологией Э. Гуссерля, а в апреле 1912 г. на скудные средства родителей отправляется в Марбург для обучения у главы неокантианцев Германа Когена. Там он получает возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на родину. «Прощай, философия» – эти слова из автобиографической повести Пастернака «Охранная грамота» (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.

В печати Пастернак впервые выступил в альманахе «Лирика» (1913; 5 стихотворений), затем появились его книги стихов «Близнец в тучах» (1914) и «Поверх барьеров» (1917). Возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив появившиеся затем в периодике, поэт выпустил через двенадцать лет новый сборник – «Поверх барьеров. Стихи разных лет» (1929) – своего рода расчёт с прошлым.
Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 г. – время создания книги «Сестра моя – жизнь» (вышла из печати в 1922 г.).

Рубеж 1920-1930-х гг. сказался в эволюции Пастернака мучительной напряжённостью. После завершения поэмы «Высокая болезнь» (1923-1928) Пастернак завершает роман в стихах «Спекторский» – о судьбе русского интеллигента, «которого должно вернуть истории» (1931, начат в 1925). В 1929 г. он публикует «Повесть» с одноимённым героем стихотворного романа, которую считал первой частью будущей эпопеи и замысел которой восходил к 1918 г. В промежутках он опубликовал несколько прозаических произведений: «Аппелесова черта» (1918), «Письма из Тулы», «Детство Люверс» (оба – 1922), «Воздушные пути» (1924).
Однако проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников. Зато его лирика обретала всё большую известность. На I съезде писателей СССР Н. Бухарин даже противопоставил её поэзии Маяковского как «отжившей агитке».
Тому были основания, хотя сам Пастернак решительно противился возведению его на «литературный трон». В 1932 г. вышла книга лирики Пастернака «Второе рождение».

В годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: «Страшная сказка», «Бобыль», «Застава», в дальнейшем – «Смерть сапёра», «Победитель» и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.

Читайте пост:


«Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя – Юрия Андреевича Живаго. Во время написания романа Пастернак не раз менял его название. Роман мог называться «Мальчики и девочки», «Свеча горела», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет».

Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческого существования – тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к Октябрьской революции и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э.Г. Казакевич, прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция недоразумение и лучше было её не делать»; К. М. Симонов, главный редактор «Нового мира», отреагировал отказом: «Нельзя давать трибуну Пастернаку!».

Книга вышла в свет сначала в Италии в 1957 году в издательстве Фельтринелли, а потом в Голландии и Великобритании, при посредничестве философа и дипломата сэра Исайи Берлина.

С 1946 по 1950 год Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым писателем из России (после И.A. Бунина), удостоенным этой награды.

Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. Так, «Литературная газета» 25 октября 1958 года писала: «Пастернак получил „тридцать серебреников“, для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение».

В эти годы и позже Б.Л. Пастернак активно занимается переводами трагедий Шекспира, «Фауста» Гёте, грузинских лириков.


Портрет Пастернака перед входом в книжный магазин Feltrinelli, Рим, 2012 г.

Марка СССР, 1990 год
Травля писателя началась как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны. Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии. После перенесённого инфаркта поэт умер, по заключению медицинских экспертов, от рака легких. Похоронен в поселке Переделкино Московской области.

Негативное отношение советского официоза к Пастернаку постепенно менялось после его смерти. В статьях о Пастернаке в Краткой литературной энциклопедии (1968) и в Большой советской энциклопедии (1975) о его творческих трудностях в 1950-х годах уже рассказывается в нейтральном ключе. Но о публикации «Доктора Живаго» в СССР речи не шло.

В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено. В 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («Новый мир»). 9 декабря 1989 года диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта – Евгению Пастернаку. Под его же редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта. В конце XX – начале XXI века в России изданы многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя.


Книги Бориса Леонидовича Пастернака и о нём в адаптированных форматах имеются в фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского:


1.     Борис Пастернак - Ольга Фейденберг : письма и воспоминания [Звукозапись]. - М. : "Логос" ВОС, 2007. - 2 мфк., (7 час.4 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. - С изд. : "Дружба народов". - 1988.
2.     Быков, Дмитрий Львович (Дмитрий Львович Зильбельтруд). Борис Пастернак [Звукозапись] / Д. Л. Быков. - М. : "Логос" ВОС, 2007. - 11 мфк., (40 час.58 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. - С изд.: М. : Молодая гвардия, 2005.
3.     Быков, Дмитрий Львович (Дмитрий Львович Зильбельтруд). Борис Пастернак [Текст] / Д. Л. Быков. - Изд-е 3-е. - М. : Молодая гвардия, 2006. - 893 с.
4.     Вспоминая Бориса Пастернака [Видеозапись] : портреты. - М. : ВидеоГурман, 1997. - 1 вк. (90 мин.).
5.     Емельянова, И. И. Пастернак и Ивинская [Текст] / И. И. Емельянова. - М. : Вагриус, 2007. - 288 с.
6.     Масленникова, З. Портрет Бориса Пастернака [Текст] / З. Масленникова. - М. : Присцелье, 1997. - 383 с.
7.     Муравина, Н. Встречи с Пастернаком: воспоминания [Текст] / Н. Муравина. - Вашингтон : Эрмитаж, 1990. - 223 с.
8.     Пастернак, Борис Леонидович. Переписка Б. Пастернака с Евгенией Пастернак [Звукозапись] / Б. Л. Пастернак. - М. : "Логос" ВОС, 1997. - 3 мфк., (8 час.31 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. - С изд. : "Знамя". - 1996. - N1-2.
9.     Письма Б.Л. Пастернака к жене З.Н. Нейгауз-Пастернак [Текст]. - М. : Дом , 1993. - 248 с.