Всеволод Михайлович Гаршин, портрет работы И. Репина, 1884. Музей Метрополитен, Нью-Йорк |
Всеволод Михайлович Гаршин – русский писатель, поэт,
художественный критик родился 14 февраля 1855 года в имении Приятная Долина,
Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область Украины),
в старой дворянской семье, ведущей свою родословную, по преданию, от
золотоордынского мурзы Горши.
Отец писателя, Михаил Егорович Гаршин (1817-1870),
проучился два года в Московском университете на юридическом факультете, но
потом, как сам говорил, «увлёкся военной
службой» и поступил в кирасирскую дивизию. Он стал офицером, участвовал в
Крымской войне 1853-1856 годов, служил в Глуховском полку. Мать, Екатерина
Степановна Акимова, дочь помещика, отставного морского офицера, была человеком
образованным. Она много читала, хорошо знала литературу, писала занимательные
письма, могла переводить с французского и немецкого, шить на машинке и делать
всякое домашнее дело, но лучше всего умела говорить, рассказывать о
прочитанном, о литераторах, о своих знакомых, о каких-нибудь литературных или
житейских курьёзах. В 1860-х годах она принимала активное участие в
революционно-демократическом движении.
Детство Всеволода прошло в военной среде, и позднее он
вспоминал: «Как сквозь сон помню полковую
обстановку, огромных рыжих коней и огромных людей в латах, белых колетах и
волосатых касках. Вместе с полком мы часто переезжали с места на место; много
смутных воспоминаний сохранилось в моей памяти из этого времени, но рассказать
я ничего не могу, боясь ошибиться в фактах». В 1858 году отец Гаршина,
получив наследство от умершего деда, вышел в отставку, купил дом в
Старобельске, Харьковской губернии, где и стала жить вся семья.
В восприимчивой душе Всеволода рано стал развиваться
безнадёжно-мрачный взгляд на жизнь. Немало этому содействовало и необыкновенно
раннее умственное развитие. К четырём годам мальчик научился читать. Чтению его
обучил домашний учитель П.В. Завадский, используя в качестве пособия старую
книжку «Современника». Семи лет он прочёл «Собор Парижской Богоматери» Виктора
Гюго и, перечитав его 20 лет спустя, не нашёл в нём ничего для себя нового. В
возрасте 8-9 лет он уже зачитывался «Современником».
В 1864 году Гаршин поступил в 7-ю петербургскую
гимназию. Учился он довольно плохо, хотя не отличался особой леностью: много
времени уходило на постороннее чтение. Из-за болезней и плохой успеваемости
семилетний курс гимназии для Гаршина превратился в десятилетний. Хорошие
отметки он получал только за русские «сочинения» и по естественным наукам, к
которым чувствовал любовь, а математику он искренне ненавидел. В 4 классе
Гаршин начал принимать участие в гимназической литературе. Его фельетоны (за
подписью «Агасфер») пользовались успехом в гимназической «Вечерней Газете»,
выходившей в течение целого года. Подражая «Запискам охотника» он писал
небольшие рассказы. Тогда же под влиянием «Илиады» Гаршин сочинил поэму
гекзаметром в несколько сот стихов, в которой описывался гимназический быт,
преимущественно драки. Несмотря на серьёзные проблемы с учёбой, гимназия
оставила у Гаршина самые добрые воспоминания.
Не имея возможности поступить в университет, Гаршин
хотел стать врачом и поступить в Медицинскую академию. Но его гимназию
преобразовали в реальное училище, и Гаршину пришлось выбирать какое-нибудь из
технических заведений, хотя профессия инженера его не привлекала. Он выбрал то,
где было поменьше математики, и в 1874 году поступил в петербургский Горный
институт.
Спустя два года состоялся его литературный дебют. В
основу его первого сатирического очерка «Подлинная
история Энского земского собрания» (1876), напечатанного в газете «Молва»,
легли воспоминания о провинциальной жизни в Старобельске.
В студенческие годы Гаршин сблизился с молодыми
художниками-передвижниками и выступал в печати со статьями о живописи,
представленной на художественных выставках. Позднее он близко познакомился с И.
Репиным, который использовал этюд с Гаршина для лица царевича Ивана в картине «Иван
Грозный и его сын Иван», а написанный им отдельно портрет Гаршина – одна из
лучших работ Репина в этом жанре.
Учёбе Гаршин уделял не слишком много внимания, с
интересом слушая только лекции Д.И. Менделеева по химии. Завершить учёбу в
Горном институте Гаршину не удалось – война с турками прервала его занятия.
1877
год
|
Отправиться добровольцем в Сербию одержимый порывом
разделить «общее страдание» Гаршин
собирался ещё в 1876 году, но безуспешно. Однако в день объявления Россией
войны Турции, 12 апреля 1877 года, Гаршин добровольцем вступил в действующую
армию. В тот день он вместе с товарищем готовился к экзамену по химии, когда
принесли манифест о войне. В ту же минуту записки были брошены, Гаршин побежал
в институт подавать просьбу об увольнении, а через несколько недель он уже был
в Кишинёве вольноопределяющимся Болховского полка.
В этом поступке отразилась необыкновенно гуманная
натура Гаршина – на войну он пошёл исключительно потому, что ему казалось
постыдным не принять участия в освобождении братьев-славян, изнывавших под
турецким игом. Он уходил на войну чтобы если не помочь братскому народу, то, по
крайней мере, разделить с ним тяжёлую участь. Но для него достаточно было
первого же знакомства с действительной обстановкой войны, чтобы понять весь
ужас истребления человеком человека.
В сражении 11 августа у болгарского селения Аяслар,
как гласила официальная реляция, «рядовой
из вольноопределяющихся В. Гаршин примером личной храбрости увлёк вперёд
товарищей в атаку, во время чего был ранен в ногу». Рана была неопасная, но
в дальнейших военных действиях Гаршин уже участия не принимал.
Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в
Петербург, где его тепло приняли писатели круга «Отечественных записок» – М.Е.
Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский и другие. В июне 1878 года Гаршин был произведён
в офицеры, но продолжать военную службу не захотел. В феврале 1879 года он по
состоянию здоровья вышел в отставку, с сентября полгода пробыл вольнослушателем
историко-филологического факультета Петербургского университета, а затем
всецело отдался литературной деятельности.
Личные впечатления послужили материалом для первого
рассказа о войне «Четыре дня»
(1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском
номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина сразу стало известно всей
России. В этом произведении, поводом к которому послужил действительный случай
с одним из сослуживцев Гаршина, ярко выражен протест против войны, против
истребления человека человеком.
Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из
воспоминаний рядового Иванова» и «Трус» (1879). Герой последнего,
студент-медик, мучается в тяжёлых раздумьях и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и
страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Он не хочет убивать других
людей, не хочет идти на войну. Тем не менее, он, подчиняясь общему порыву и
считая это своим долгом, записывается добровольцем и гибнет. Бессмысленность
этой гибели не даёт покоя автору.
Даже изображая людей искусства, Гаршин не находил
разрешения своим мучительным душевным поискам. Рассказ «Художники» (1879) проникнут пессимистическими размышлениями о
ненужности настоящего искусства. Его герой, нравственно-чуткий человек и
талантливый художник Рябинин, не может спокойно предаваться эстетическому
восторгу творчества, когда кругом так много страданий. Он бросает живопись и
уезжает в деревню, чтобы учить крестьянских детей.
В рассказе «Attalea
Princeps» (1880) Гаршин в символической форме выразил своё мироощущение.
Свободолюбивая пальма в стремлении вырваться из стеклянной оранжереи пробивает
крышу, а достигнув цели и выбившись на «свободу», со скорбным удивлением
спрашивает: «и только-то?», после
чего погибает под холодным небом. Романтически относясь к действительности,
Гаршин пытался разорвать заколдованный круг жизненных вопросов, но болезненная
психика и сложный характер возвращали писателя в состояние отчаяния и
безысходности.
В конце 1882 года Гаршин вернулся в Петербург. Писал он
мало, хотя практически все его произведения печатались и были популярны.
Зарабатывать литературным трудом он не мог, и не строил на этот счёт иллюзий.
Чтобы иметь определённый нелитературный заработок, в том же году Гаршин
поступил на службу в контору Аноловской бумажной фабрики, а затем получил место
секретаря в канцелярии Съезда представителей железных дорог. Помимо этого, он
сотрудничал с В.Г. Чертковым в издательстве «Посредник», а также принимал
участие в работе Комитета общества для пособия нуждающимся литераторам и
учёным. Этот период Гаршин считал самым счастливым в своей жизни. Чувствовал он
себя довольно хорошо, хотя временами у него и бывали периоды глубокой,
беспричинной тоски.
Много душевных сил писатель потратил на лучший из
своих рассказов – «Красный цветок»
(1883). Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как
рисуется его воспалённому воображению, сконцентрировано в трёх ослепительно
красных цветках мака, растущих на больничном дворе: достаточно сорвать их, и
будет уничтожено всё зло мира. И ценой собственной жизни герой уничтожает зло.
Рассказ этот можно назвать полубиографическим, потому что и Гаршин, в припадках
безумия, мечтал сразу уничтожить всё зло, существующее на земле.
В 1882 году вышел его сборник «Рассказы», который вызвал в критике жаркие споры. Гаршина осуждали
за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество
писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями
совести современный интеллигент. В последующие годы Гаршин стремился к
упрощению своей повествовательной манеры. Появились рассказы, написанные в духе
народных рассказов Толстого, – «Сказание
о гордом Аггее» (1886), «Сигнал»
(1887). Детская сказка «Лягушка-путешественница»
(1887), где та же гаршинская тема о зле и несправедливости разработана в форме
сказки, исполненной грустного юмора, стала последним произведением писателя.
За свою жизнь написал В.М. Гаршин совсем немного –
лишь несколько десятков небольших рассказов, новелл и коротких сказок. Но это
немногое внесло в литературу ту ноту, которой в ней прежде не было или она не
прозвучала столь сильно, как у него. «Голосом
совести и её мучеником» назвал Гаршина критик Ю. Айхенвальд. Именно так он
и воспринимался современниками. Творчество Всеволода Михайловича было высоко
оценено и корифеями русской литературы старшего поколения (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев,
М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский) и его литературными сверстниками (А.П. Чехов,
В.Г. Короленко). Не много рассказов написал Гаршин, и не велики они по объему, «но в его маленьких рассказах», говоря
словами Глеба Успенского, «положительно
почерпано всё содержание нашей жизни», и своими произведениями он оставил
неизгладимый светлый след в нашей литературе.
Книги Всеволода Михайловича Гаршина и о нём в
адаптированных форматах имеются в фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского.
Плейкаст «К 160-летию со дня рождения В.М. Гаршина»
#Гаршин160 #ГодЛитературы
Комментариев нет:
Отправить комментарий