«Ольга
Фёдоровна Берггольц была не просто поэтом, она была голосом блокадного
Ленинграда, пеленгом мужества, загадочной духовной сутью Победы, живущей во
глубине глубин душ измотанных голодом и бомбёжками ленинградцев. И время
выбрало именно её говорить обо всём этом со всем миром «по праву разделённого
страданья», как она сама в этом призналась спустя несколько лет»
(М. Дудин)
Ольга Фёдоровна Берггольц – прижизненная
легенда. Её называли и называют «Музой
блокадного города», «Мадонной блокады» и просто «нашей Олей»... Её
трагический голос обрёл силу в осаждённом Ленинграде. «Писать честно, о том именно, что чувствуешь, о том именно, что
думаешь, – это стало и есть для меня заветом», – сказала О. Берггольц в
начале своего творческого пути и осталась верна себе до конца.
Ольга Берггольц родилась 16 мая 1910
года в Санкт-Петербурге, на старой питерской окраине – Невской заставе, в семье
заводского врача. Там же, на рабочей окраине Петербурга, прошло её детство. В
1920-х годах она училась в трудовой школе, писала стихи. Её первые стихи были
опубликованы уже в 1924 году, в заводской стенгазете.
В 1925 году 15-летняя Ольга Берггольц
пришла в литературное объединение рабочей молодежи «Смена», где преподавали
такие учителя, как Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, выступали Багрицкий,
Маяковский, И. Уткин.
Ольга Фёдоровна Берггольц (1910-1975)
В начале 1926 года Берггольц
познакомилась там с Борисом Петровичем Корниловым (1907-1938), молодым поэтом,
незадолго до этого приехавшим из приволжского городка и принятым в группу. Очень
скоро после знакомства 19-летний Борис Корнилов и 16-летняя Ольга Берггольц
поженились, родилась дочь Ирочка. В 1926 году Ольга и Борис стали студентами
Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств.
Борис на курсах не задержался, а Ольга несколько лет спустя была переведена в
Ленинградский университет. Их брак оказался недолгим, но оставил неизгладимый
след в душе каждого из них.
В 1930 году Ольга Берггольц окончила
филологический факультет Ленинградского университета и уехала по распределению
в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты «Советская
степь», о чём рассказала в книге «Глубинка»
(1932).
В это же время Берггольц и Корнилов развелись
и Ольга вышла замуж за Николая Молчанова, с которым училась вместе в
университете. Вернувшись из Алма-Аты в Ленинград, Ольга Берггольц поселилась
вместе с Николаем Молчановым на улице Рубинштейна.
Литературный дебют Ольги Берггольц пришёлся
на начало 1930-х годов. В эти годы выходят её рассказы для детей и юношества –
сборники «Как Ваня поссорился с баранами»
(1929), повесть «Углич» (1932) и
другие. В 1933-1935 годах выходят очерки «Годы
штурма», сборник рассказов «Ночь в
Новом мире», а затем её лирические стихи, в т.ч. первые сборники «Стихотворения» (1934) и «Книга песен» (1936), с которых
начинается поэтическая известность О. Берггольц.
Её стихотворения, с воодушевлением и
искренностью рассказывающие о «республике,
работе и любви», «счастливой комсомольской семье» с одобрением встретили
С. Маршак, К. Чуковский, А. Ахматова, М. Горький. Но вот только в личной жизни не
всё шло гладко. Умерла младшая дочь Ольги Берггольц – Майя, а спустя два года –
старшая Ирина.
В 1936 году Бориса Корнилова исключают
из Союза Советских писателей, а 19 марта 1937 года он был арестован – по
обвинению в написании и распространении «контрреволюционных
произведений». Что пришлось ему перенести в ходе предварительного следствия
– неизвестно, но 20 февраля 1938 года состоялось короткое слушание его дела.
Военной коллегией Верховного суда СССР Борис Корнилов был приговорён и в тот же
день расстрелян. Вся страна распевала «Песню о встречном», написанную
Шостаковичем на слова Бориса Корнилова, но упоминание его имени оставалось под
строжайшим запретом ещё два десятка лет. Он был реабилитирован 5 января 1957
года – «за отсутствием состава
преступления». Его могилы не существует.
1938 год
Тяжёлые испытания выпали на долю и самой
Ольги Берггольц. В 1937 году её исключили из партии, а 13 декабря 1938 года и её
обвинили «в связи с врагами народа» и
заключили в тюрьму, но 3 июля 1939 года выпустили на свободу. Беременная, она
197 дней провела в тюрьме, где после пыток родила мёртвого ребенка. В декабре
1939 года она писала в своём тщательно скрываемом дневнике: «Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев
воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только
реально чувствую, обоняю этот тяжёлый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом,
запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние
обречённости, безвыходности, с которыми шла на допросы... Вынули душу, копались
в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули её обратно и
говорят: «живи».
В июле 1939 после освобождения Ольга
Федоровна начала писать прозу – впоследствии эти страницы вошли в её книгу «Дневные звёзды». В 1940 году её
приняли в партию. До начала Великой Отечественной войны Ольга напечатала всего
несколько стихов в журналах «Ленинград», «Звезда» и «Литературный современник».
Опубликовали также её повесть «Мечта»
и книгу рассказов. Но стихи и прозу, написанные в тюрьме и о тюрьме она,
разумеется, никому не показывала. По словам самой поэтессы, пережить это
страшное время помог ей муж.
«В
1939-м я была освобождена», – рассказывала Ольга Федоровна в «Автобиографии», – полностью реабилитирована и вернулась в пустой наш дом (обе мои
доченьки умерли ещё до моего ареста). Душевная рана зияла и болела нестерпимо.
Мы ещё не успели ощутить во всей мере свои утраты и свою боль, как грянула
Великая Отечественная война».
Известие о начале войны застало Ольгу
Берггольц в Ленинграде. И сразу же начала работать в литературно-драматической
редакции ленинградского радио. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги
Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных
ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда.
Голос Ольги Берггольц источал небывалую
энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Её голос звенел в
эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. Её
голос знали, её выступления ждали. Её слова, её стихи входили в замёрзшие, мёртвые
дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться.
В блокадном 1942-м она создала свои
лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: знаменитый «Февральский дневник» и «Ленинградскую поэму».
Ольга Берггольц была внесена немцами в
список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению. Но город
выстоял. Вера в победу никогда не умирала в сердцах детей и взрослых. И вот 18
января 1943 года у микрофона – Ольга Берггольц: «Ленинградцы! Дорогие соратники, друзья! Блокада прорвана! Мы давно
ждали этого дня, мы всегда верили, что он будет… Ленинград начал расплату за
свои муки. Мы знаем – нам ещё многое надо пережить, много выдержать. Мы
выдержим всё. Мы – ленинградцы. Уж теперь-то выдержим, теперь-то мы хорошо
почувствовали свою силу».
В годы Великой Отечественной войны О. Берггольц,
оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском
радио. Часто, обессиленная от голода, она ночевала в студии, но никогда не
теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и
мужественными стихами: «Письма на Каму»,
«Разговор с соседкой», поэмы «Памяти
защитников» (1944), «Твой путь» (1945);
сборники «Ленинградская тетрадь» (1942),
«Ленинград» (1944), в которых
картины блокадного города соседствуют с раздумьями о героизме, верности и
любви, побеждающими страдания и смерть.
Выступления и радиопередачи 1941-1943
годов из осажденного фашистами Ленинграда после войны вошли в книгу Берггольц «Говорит Ленинград» (1946). Книге не
повезло – первое издание было изъято в связи с т.н. «ленинградским делом» после разгрома журналов «Звезда» и «Ленинград».
Позднее, правда, пьеса Берггольц «Они
жили в Ленинграде», написанная в 1944 году, была поставлена в театре
А.Таирова.
В 1950 году Ольга Берггольц написала
героико-романтическую поэму «Первороссийск»,
посвящённую петроградским рабочим, в 1918 году отправившимся на Алтай для
создания там коммуны. За эту поэму поэтессе в 1951 году была присуждена
Государственная премия СССР.
В 1952 году О.Ф. Берггольц написала цикл
стихов о Сталинграде. После командировки в освобождённый Севастополь создала
трагедию «Верность» (1954).
О своей судьбе, неразрывно связанной с
судьбой страны и народа, рассказала Берггольц в автобиографической повести «Дневные звёзды» (1959), над которой
работала до последнего часа, мечтая сделать своей главной книгой. В 1968 году
по этой повести был снят одноимённый фильм.
В середине 1950 – начале 1960-х
несколько стихотворений О. Берггольц были распространены в самиздате.
В 1960-е годы вышли её поэтические
сборники: «Узел», «Испытание», в
1970-е – «Верность», «Память». Среди
произведений Ольги Берггольц – поэмы, стихотворения, рассказы, повести, пьесы,
публицистика.
О.Ф. Берггольц была награждена орденом
Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Именем Ольги Берггольц
названа улица в Невском районе Санкт-Петербурга. На улице Рубинштейна, 7, где
она жила, открыта мемориальная доска. Ещё один бронзовый барельеф её памяти
установлен при входе в Дом Радио. Строки О. Берггольц высечены на гранитной
стеле Пискарёвского мемориального кладбища: «Никто
не забыт, ничто не забыто».
Умерла Берггольц в Ленинграде 13 ноября
1975 года. Несмотря на прижизненную просьбу писательницы похоронить её на
Пискарёвском кладбище, «глава» города Г. Романов отказал, и писательница была
похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Дневники, которые поэтесса вела много
лет, при её жизни не были опубликованы. После смерти Ольги Берггольц её архив
был конфискован властями и помещён в спецхран. К 100-летнему юбилею вышла книга
«Ольга. Запретный дневник».
Кроме стихов Ольги Берггольц, её писем и
прозы, а также воспоминаний о ней самой, в книгу вошёл Дневник 1939-1942 гг., ранее не публиковавшийся. Этот дневник –
один из самых страшных и пронзительных документов той эпохи, времени великих надежд
и разочарований, величайшего унижения человеческой природы вообще и
одновременно свидетельства ее стойкости и неколебимости.
В
фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского имеются книги Ольги Берггольц:
Берггольц, О. Ф. Запретный дневник
[Звукозапись] : письма, проза, избранные стихи и поэмы / О. Ф. Берггольц ;
читает И. Ерисанова. Моя жизнь / И. Бергман, А. Бёрджесс ; читает С. Репина.
Дорогой длинною... / А. Н. Вертинский ; читает В. Сушков. Танец будущего ; Моя
жизнь / А. Дункан ; читает С. Репина. – Москва : Логосвос, 2012. – 1 фк., (78 ч 4
мин).
Берггольц, О. Ф. Избранные произведения:
в 2 т. Т. 1 [Текст] : авторский сборник / О. Ф. Берггольц. – Ленинград :
Художественная литература, 1967. – 364 с.
Берггольц, О. Ф. Избранные произведения:
в 2 т. Т. 2 [Текст] / О. Ф. Берггольц. – Ленинград : Художественная литература, 1967. –
652 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий