суббота, 16 мая 2015 г.

Мадонна блокадного Ленинграда (Ольга Берггольц)


«Ольга Фёдоровна Берггольц была не просто поэтом, она была голосом блокадного Ленинграда, пеленгом мужества, загадочной духовной сутью Победы, живущей во глубине глубин душ измотанных голодом и бомбёжками ленинградцев. И время выбрало именно её говорить обо всём этом со всем миром «по праву разделённого страданья», как она сама в этом призналась спустя несколько лет»

(М. Дудин)

 

Ольга Фёдоровна Берггольц – прижизненная легенда. Её называли и называют «Музой блокадного города», «Мадонной блокады» и просто «нашей Олей»... Её трагический голос обрёл силу в осаждённом Ленинграде. «Писать честно, о том именно, что чувствуешь, о том именно, что думаешь, – это стало и есть для меня заветом», – сказала О. Берггольц в начале своего творческого пути и осталась верна себе до конца.


Ольга Берггольц родилась 16 мая 1910 года в Санкт-Петербурге, на старой питерской окраине – Невской заставе, в семье заводского врача. Там же, на рабочей окраине Петербурга, прошло её детство. В 1920-х годах она училась в трудовой школе, писала стихи. Её первые стихи были опубликованы уже в 1924 году, в заводской стенгазете.
В 1925 году 15-летняя Ольга Берггольц пришла в литературное объединение рабочей молодежи «Смена», где преподавали такие учителя, как Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, выступали Багрицкий, Маяковский, И. Уткин.
Ольга Фёдоровна Берггольц (1910-1975)


В начале 1926 года Берггольц познакомилась там с Борисом Петровичем Корниловым (1907-1938), молодым поэтом, незадолго до этого приехавшим из приволжского городка и принятым в группу. Очень скоро после знакомства 19-летний Борис Корнилов и 16-летняя Ольга Берггольц поженились, родилась дочь Ирочка. В 1926 году Ольга и Борис стали студентами Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств. Борис на курсах не задержался, а Ольга несколько лет спустя была переведена в Ленинградский университет. Их брак оказался недолгим, но оставил неизгладимый след в душе каждого из них.
В 1930 году Ольга Берггольц окончила филологический факультет Ленинградского университета и уехала по распределению в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты «Советская степь», о чём рассказала в книге «Глубинка» (1932).
В это же время Берггольц и Корнилов развелись и Ольга вышла замуж за Николая Молчанова, с которым училась вместе в университете. Вернувшись из Алма-Аты в Ленинград, Ольга Берггольц поселилась вместе с Николаем Молчановым на улице Рубинштейна.
Литературный дебют Ольги Берггольц пришёлся на начало 1930-х годов. В эти годы выходят её рассказы для детей и юношества – сборники «Как Ваня поссорился с баранами» (1929), повесть «Углич» (1932) и другие. В 1933-1935 годах выходят очерки «Годы штурма», сборник рассказов «Ночь в Новом мире», а затем её лирические стихи, в т.ч. первые сборники «Стихотворения» (1934) и «Книга песен» (1936), с которых начинается поэтическая известность О. Берггольц.
Её стихотворения, с воодушевлением и искренностью рассказывающие о «республике, работе и любви», «счастливой комсомольской семье» с одобрением встретили С. Маршак, К. Чуковский, А. Ахматова, М. Горький. Но вот только в личной жизни не всё шло гладко. Умерла младшая дочь Ольги Берггольц – Майя, а спустя два года – старшая Ирина.
В 1936 году Бориса Корнилова исключают из Союза Советских писателей, а 19 марта 1937 года он был арестован – по обвинению в написании и распространении «контрреволюционных произведений». Что пришлось ему перенести в ходе предварительного следствия – неизвестно, но 20 февраля 1938 года состоялось короткое слушание его дела. Военной коллегией Верховного суда СССР Борис Корнилов был приговорён и в тот же день расстрелян. Вся страна распевала «Песню о встречном», написанную Шостаковичем на слова Бориса Корнилова, но упоминание его имени оставалось под строжайшим запретом ещё два десятка лет. Он был реабилитирован 5 января 1957 года – «за отсутствием состава преступления». Его могилы не существует.
1938 год

Тяжёлые испытания выпали на долю и самой Ольги Берггольц. В 1937 году её исключили из партии, а 13 декабря 1938 года и её обвинили «в связи с врагами народа» и заключили в тюрьму, но 3 июля 1939 года выпустили на свободу. Беременная, она 197 дней провела в тюрьме, где после пыток родила мёртвого ребенка. В декабре 1939 года она писала в своём тщательно скрываемом дневнике: «Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжёлый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние обречённости, безвыходности, с которыми шла на допросы... Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули её обратно и говорят: «живи».

В июле 1939 после освобождения Ольга Федоровна начала писать прозу – впоследствии эти страницы вошли в её книгу «Дневные звёзды». В 1940 году её приняли в партию. До начала Великой Отечественной войны Ольга напечатала всего несколько стихов в журналах «Ленинград», «Звезда» и «Литературный современник». Опубликовали также её повесть «Мечта» и книгу рассказов. Но стихи и прозу, написанные в тюрьме и о тюрьме она, разумеется, никому не показывала. По словам самой поэтессы, пережить это страшное время помог ей муж.
«В 1939-м я была освобождена», – рассказывала Ольга Федоровна в «Автобиографии»,полностью реабилитирована и вернулась в пустой наш дом (обе мои доченьки умерли ещё до моего ареста). Душевная рана зияла и болела нестерпимо. Мы ещё не успели ощутить во всей мере свои утраты и свою боль, как грянула Великая Отечественная война».
Известие о начале войны застало Ольгу Берггольц в Ленинграде. И сразу же начала работать в литературно-драматической редакции ленинградского радио. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда.
Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Её голос звенел в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. Её голос знали, её выступления ждали. Её слова, её стихи входили в замёрзшие, мёртвые дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться.

В блокадном 1942-м она создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: знаменитый «Февральский дневник» и «Ленинградскую поэму».

Ольга Берггольц была внесена немцами в список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению. Но город выстоял. Вера в победу никогда не умирала в сердцах детей и взрослых. И вот 18 января 1943 года у микрофона – Ольга Берггольц: «Ленинградцы! Дорогие соратники, друзья! Блокада прорвана! Мы давно ждали этого дня, мы всегда верили, что он будет… Ленинград начал расплату за свои муки. Мы знаем – нам ещё многое надо пережить, много выдержать. Мы выдержим всё. Мы – ленинградцы. Уж теперь-то выдержим, теперь-то мы хорошо почувствовали свою силу».

В годы Великой Отечественной войны О. Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио. Часто, обессиленная от голода, она ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами: «Письма на Каму», «Разговор с соседкой», поэмы «Памяти защитников» (1944), «Твой путь» (1945); сборники «Ленинградская тетрадь» (1942), «Ленинград» (1944), в которых картины блокадного города соседствуют с раздумьями о героизме, верности и любви, побеждающими страдания и смерть.


Выступления и радиопередачи 1941-1943 годов из осажденного фашистами Ленинграда после войны вошли в книгу Берггольц «Говорит Ленинград» (1946). Книге не повезло – первое издание было изъято в связи с т.н. «ленинградским делом» после разгрома журналов «Звезда» и «Ленинград». Позднее, правда, пьеса Берггольц «Они жили в Ленинграде», написанная в 1944 году, была поставлена в театре А.Таирова.

В 1950 году Ольга Берггольц написала героико-романтическую поэму «Первороссийск», посвящённую петроградским рабочим, в 1918 году отправившимся на Алтай для создания там коммуны. За эту поэму поэтессе в 1951 году была присуждена Государственная премия СССР.
В 1952 году О.Ф. Берггольц написала цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобождённый Севастополь создала трагедию «Верность» (1954).
О своей судьбе, неразрывно связанной с судьбой страны и народа, рассказала Берггольц в автобиографической повести «Дневные звёзды» (1959), над которой работала до последнего часа, мечтая сделать своей главной книгой. В 1968 году по этой повести был снят одноимённый фильм. 


В середине 1950 – начале 1960-х несколько стихотворений О. Берггольц были распространены в самиздате.
В 1960-е годы вышли её поэтические сборники: «Узел», «Испытание», в 1970-е – «Верность», «Память». Среди произведений Ольги Берггольц – поэмы, стихотворения, рассказы, повести, пьесы, публицистика.

О.Ф. Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе Санкт-Петербурга. На улице Рубинштейна, 7, где она жила, открыта мемориальная доска. Ещё один бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом Радио. Строки О. Берггольц высечены на гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Умерла Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975 года. Несмотря на прижизненную просьбу писательницы похоронить её на Пискарёвском кладбище, «глава» города Г. Романов отказал, и писательница была похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Дневники, которые поэтесса вела много лет, при её жизни не были опубликованы. После смерти Ольги Берггольц её архив был конфискован властями и помещён в спецхран. К 100-летнему юбилею вышла книга «Ольга. Запретный дневник».

Кроме стихов Ольги Берггольц, её писем и прозы, а также воспоминаний о ней самой, в книгу вошёл Дневник 1939-1942 гг., ранее не публиковавшийся. Этот дневник – один из самых страшных и пронзительных документов той эпохи, времени великих надежд и разочарований, величайшего унижения человеческой природы вообще и одновременно свидетельства ее стойкости и неколебимости.


 Смотрите фильм «Гении и злодеи. Ольга Берггольц», (2010)



Ещё по теме:

В фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского имеются книги Ольги Берггольц:

Берггольц, О. Ф. Запретный дневник [Звукозапись] : письма, проза, избранные стихи и поэмы / О. Ф. Берггольц ; читает И. Ерисанова. Моя жизнь / И. Бергман, А. Бёрджесс ; читает С. Репина. Дорогой длинною... / А. Н. Вертинский ; читает В. Сушков. Танец будущего ; Моя жизнь / А. Дункан ; читает С. Репина. – Москва : Логосвос, 2012. – 1 фк., (78 ч 4 мин).

Берггольц, О. Ф. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1 [Текст] : авторский сборник / О. Ф. Берггольц. – Ленинград : Художественная литература, 1967. – 364 с.

Берггольц, О. Ф. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2 [Текст] / О. Ф. Берггольц. – Ленинград : Художественная литература, 1967. – 652 с.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий