Книги Победы
Альберт Анатольевич Лиханов – писатель,
академик, общественный деятель, детский и юношеский писатель, президент
Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского
фонда, директор Научно-исследовательского института детства, академик Российской
академии образования родился 13 сентября 1935 в г. Кирове.
Альберт Анатольевич писал в предисловии
к одной из своих книг: «Люди не выбирают
родителей, люди не выбирают детства… Наше детство пришлось на войну, и нас
прозвали детьми войны». Ему было хорошо известно о жизни людей в те
нелёгкие военные годы, которые тенью легли на детство таких же мальчишек, как
он. Страшные, долгие, нелёгкие четыре года. Это проводы отца на фронт, работа
матери в госпитале, общение с бабушкой, Марией Васильевной.
Как и герои его будущих книг, голодал,
ходил на занятия в холодную нетопленую школу, помогал взрослым, писал письма
на фронт и ждал возвращения отца. Всё это и многое – многое другое и станет
впоследствии тем богатым писательским основанием для многочисленных
произведений, читая которые мы задумываемся и о своём прошлом, и о настоящем, и
о будущем.
Трудно назвать книгу А.А. Лиханова, в
которой он совсем не говорил бы о войне, о военном времени, повлиявшем на
характеры и судьбы детей и подростков. Военная тема в творчестве писателя
приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его
представление о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом
достоинстве. Альберт Лиханов говорит: «На войне было трудно всем: солдатам и генералам, мужчинам и женщинам.
Но детям было всего трудней».
А.А. Лиханов написал ряд замечательных
произведений о военном детстве. В них он передаёт ощущения пережитого в годы Великой
Отечественной войны.
Повести «Магазин ненаглядных пособий», «Последние холода», «Детская библиотека»
составляют своеобразную трилогию о военном детстве. Они близки интонационно,
написаны в одном психологическом ключе, рассказаны одним и тем же героем –
мальчиком Колей.
Повесть «Последние холода» (1984) – одно из наиболее драматических
произведений о военном детстве. Как и другие произведения этого цикла, она
адресована не только детям, но и взрослым – родителям, учителям. Рассказ в произведении
ведётся от имени мальчика Коли, ученика третьего класса. Повесть написана в
форме раздумий мальчика о самом себе, о жизни, о родителях, друзьях, школьных
учителях. Эта книга о милосердии, о доброте, о человечности. Она учит быть
чутким к чужой беде. По повести в 1993 году был поставлен одноимённый фильм.
Военную тему Лиханов затрагивает в
повести «Воинский эшелон», в романе «Мой генерал».
Книгу
«Мой генерал» (1975), жанр которой Лиханов определил как роман для детей, он
адресует подросткам и юношеству. Роман этот о любви к людям, своей стране, о
душевных переживаниях героя – ученика современной школы, о большой и сложной
жизни страны. Роман вошёл в число произведений, за которые автор был удостоен
Государственной премии им. Н.К.
Крупской, переведён на иностранные языки. По нему поставлен одноимённый фильм (серия 1, серия 2).
Роман в повестях «Русские мальчики» и роман «Мужская
школа» составляют дилогию о военных действиях.
В повести «Крутые горы» автор поднимает актуальные проблемы становления
характера и нравственного воспитания подростков. Показывает, как происходит
развитие и обучение детей в сложное военное время, раскрывает истоки рождения
любви к Родине.
Маленькому герою повести «Крутые горы»
Коле приходится быстро усвоить очень много грустных понятий, которые принесла с
собой война. Отец ушёл на войну, и всем его стало не хватать. Особенно
маленькому Коле. Провожая отца на войну, он ещё ничего не понимал, радовался,
приветливо махал вслед. Совсем по – другому проходило прощание с отцом второй
раз, после непродолжительной встречи: «Я
бросился к отцу…обнимал, жадно вдыхал отцовские запахи, стараясь запомнить их,
и едва сдерживался, чтобы не зареветь». Коле не хватало отцовской
поддержки, защиты и помощи. А что такое война мальчик узнавал постепенно.
Сначала это были письма, а точнее
открытки, на которых была нарисована женщина и надпись «Родина-мать зовёт!». Потом
талоны на продукты. А когда мука заканчивалась, Колина мама доставала из
гардероба очередное платье и меняла его на еду.
Злая шутка, розыгрыш соседей. Только так
вначале герой повести оценил кражу: «Меня
всего колотило, меня трясло – кража только доходила до моего сознания».
Следы жестокой и беспощадной силы вызывали протест в душе ребёнка, желание
свести счёты. После того как их ограбили и вынесли из дома всё ценное: вещи,
папин костюм, деньги, талоны на продукты, после двух дней голода мать Коли не
выдержала и чтобы спасти мальчика, пошла и сдала кровь за паёк продуктов.
Донорский паёк. Какая цена была
заплачена за него: «Я смотрел на кулёчки,
которые лежали передо мной, вгляделся в мамино лицо и заплакал оттого, что
оказался подлецом. Ведь я ел как бы мамину кровь, и это было ужасно…».
Во вторую военную осень Коля пошёл в
школу. Школа была старая, маленькая, не приспособленная для такого множества
учеников. А ведь большие и удобные школы были отданы раненым, под госпитали.
Потому что была война. И писали на газетах, а не на тетрадях, потому что
фабрики, где делали тетради, разрушены. И вместо лампочек горели керосинки,
потому что энергии не хватало заводам, которые работали на всю мощь, чтобы
сделать побольше снарядов.
Интересен образ учительницы Анны
Николаевны. Строгая, всегда подтянутая, она вызывала уважение учеников: «Она шла по узким коридорам, зажигала свечи… всё
видела, всё понимала… и больше всего не любила обмана». Похоронка, которая
ей пришла, заставила Колю понять, что от войны никуда не денешься.
Именно Анна Николаевна повела своих
учеников к санитарному поезду, где они впервые увидели раненных и убитых
солдат. Это отложило свою печать на их душах. После этого Коля стал
задумываться о войне и ненавидеть её. Ведь война отняла у него детство, да не
только у него, а у многих детей. И мальчик для себя решил, чтобы как-то помочь
Родине он будет хорошо учиться, шить кисеты и ненавидеть фашистов.
Целая корзина кисетов для бойцов. Потом,
раздавая кисеты бойцам, мальчишки не смогут удержать слёз, ведь это им бойцы
кричали «ура!». Такое никогда не
забудется, сколько бы времени не прошло.
Коля понял цену любви к матери, к
бабушке, к отцу, который мог не вернуться с войны, к солдатам, которые защищали
Родину, чтобы такие как он детишки могли жить и учиться.
В конце повести мы видим главного героя,
провожающего молчаливый эшелон с людьми, готовыми воевать.
«…Поезд
уходил на войну. Война продолжалась… И много было впереди всего. У меня –
крутых гор. У отца – трудных дней…».
Владимир Набоков говорил: «Настоящее достоинство писателя… способность
возбуждать в других душевный трепет». Таким писателем для детей и взрослых
является Альберт Анатольевич Лиханов.
Буктрейлер по книге А. Лиханова «Последние холода»
Ещё буктрейлер по книге А. Лиханова «Последние холода»
Ещё буктрейлер по книге А. Лиханова «Последние холода»
В фонде Ставропольской краевой библиотеке для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского имеются книги Альберта Лиханова, в том числе и в адаптированных
форматах:
Крапивин, В. П. Дырчатая луна [Электронный ресурс] ; Самолёт по имени
Серёжа : повести / В. Крапивин; читает И. Князев. Волшебник Земноморья : роман
/ читает М. Иванова. Левая рука Тьмы : роман / У. Ле Гуин; читает Ю.
Заборовский. Магазин ненаглядных пособий
; Музыка. Кикимора ; Последние холода ; Чистые камушки : повести / А. Лиханов;
читает Ю. Заборовский. Глаз волка / Д. Пеннак; читает А. Човжик. – М. :
Логосвос, 2014. – 1 фк., (69 час.33 мин.).
Лиханов, А. А. Детская библиотека
[Звукозапись] : повести / А. А. Лиханов. – М. : ЦП УПП МГП ВОС, 1987. – 3 мфк.,
(11 час.30 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Советский писатель, 1982.
Лиханов, А. А. Детская библиотека
[Текст] : повести / А. А. Лиханов. – М. : Детская литература , 1986. – 254 с.
Лиханов, А. А. Мальчик и девочка
[Текст]. – М. : Астрель, 2003. – 429 с.
Лиханов, А. А. Мой генерал [Текст] :
повесть / А. А. Лиханов. – М. : Детство. Отрочество. Юность, 2002. – 190 с.
Лиханов, А. А. Музыка [Текст] : повести
/ А. Лиханов. – М. : Детская литература , 1972. – 239 с.
Лиханов, А. А. Музыка [Шрифт Брайля] :
рассказ / А. А. Лиханов. – М. : Просвещение, 1990. – 1 кн. – С изд.: М.: Дет. лит.,
1988.
Лиханов, А. А. Обман [Текст] : роман и
повести / А. А. Лиханов. – М. : Советская Россия, 1983. – 386 с. – (Лауреаты
Государственной премии РСФСР им. Н.К. Крупской).
Лиханов, А. А. Письма в защиту детства
[Текст] / А. А. Лиханов. – М. : Издательство Российского детского фонда, 1997. –
448 с.
Лиханов, А. А. Поводок [Текст] : повести
и рассказы / А. А. Лиханов. – М. : Современник, 1977. – 394 с.
Лиханов, А. А. Семейные обстоятельства:
трилогия [Текст] / А. А. Лиханов. – М. : Молодая гвардия, 1974. – 528 с.
Лиханов, А. А. Сломанная кукла
[Звукозапись] : роман / А. А. Лиханов. – М. : «Логос» ВОС, 2007. – 3 мфк., (9
час.14 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: «Наш современник». – 2002. – N 1-2.
Лиханов, А. А. Собрание сочинений: в 4
т. Т. 1. Повести [Текст] / А. А. Лиханов. – М. : Молодая гвардия, 1986. – 607
с.
Лиханов, А. А. Собрание сочинений: в 4
т. Т. 2. Романы; Повести [Текст] / А. А. Лиханов. – М. : Молодая гвардия, 1986.
– 590 с.
Лиханов, А. А. Собрание сочинений: в 4
т. Т. 3. Повести и рассказы [Текст] / А. А. Лиханов. – М. : Молодая гвардия,
1987. – 560 с.
Лиханов, А. А. Собрание сочинений: в 4
т. Т. 4. Мой генерал [Текст] : роман / А. А. Лиханов. – М. : Молодая гвардия,
1986. – 559 с.
Лиханов, А. А. Чистые камушки [Текст] :
повесть / А. А. Лиханов. – М. : Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 174 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий