вторник, 15 сентября 2015 г.

Застенчивая королева, обречённая на успех (Агата Кристи)

15 сентября родилась знаменитая английская писательница известная взрослым и детям, автор детективной прозы Агата Кристи (1890 – 1976).

В середине 80-х годов ушедшего века на общеевропейском культурном форуме в Будапеште академик Борис Борисович Пиотровский (директор Ленинградского Эрмитажа), рассказывал, как однажды он обедал в Лондоне у своего коллеги, директора Британского музея сэра Макса Мэллоуэна.

Мужчины, как обычно в таких случаях, говорили о делах. Хозяйка дома в беседе практически участия не принимала, впрочем, заботливо следя, чтобы тарелки присутствующих не пустовали. На прощание она вручила гостю небольшой, аккуратно завёрнутый пакет. «Там книжка, которую я написала», – всего лишь сказала леди Мэллоуэн. Только в гостинице академик, развернув подарок, увидел на обложке имя автора: Агата Кристи.

Он был искренне раздосадован, поскольку любил книги Кристи и вовсе не по своей вине упустил возможность лично сообщить об этом писательнице. Но более всего Пиотровский был потрясён скромностью супруги своего коллеги: «Вы можете представить себе какую-нибудь нашу знаменитость, которая бы ни словом не обмолвилась о своём творчестве»?

Агата Кристи в те годы была в зените славы. Но слава, как ни удивительно, оставляла её равнодушной. Не то чтобы она чувствовала себя её недостойной, просто шумиха и суета всегда были ей неинтересны. Далеко не случайно её откровенное признание: «...когда я заполняла анкету и добралась до графы «род занятий», мне и в голову не приходило написать что бы то ни было, кроме освящённого веками: «Замужняя дама». Я была замужней дамой, таковы были мой статус и род занятий. Попутно я писала книжки, но никогда не относилась к своему писательству как к чему-то, что торжественно величают «делом жизни».
А между тем уже были опубликованы весомые труды, в которых 20-30–е годы XX столетия определялись как «золотой век» английского детектива, а Агату Кристи по праву называли его «королевой».

Агата Кристи всегда упрямо избегала того, что называется «паблисити», терпеть не могла давать интервью и вообще старательно охраняла свою частную жизнь от любых посягательств. Только после её смерти, когда были опубликованы автобиография и несколько биографических книжек, загадочный образ «первой леди детектива» начал приобретать определённые очертания.

Агата Кристи прожила долгую жизнь, но жизнь эта, как бы выразились в «доброй старой» Англии, была жизнью сугубо частной. Знаменитая писательница никогда не была социально активной личностью, не вела общественной деятельности, не изучала и не собирала «материал», более того, по существу, никогда не сталкивалась ни с полицией, ни с преступниками. Не занималась криминологией, юриспруденцией и, тем не менее, создала собственный тип детективного романа, который признан классическим и которым зачитывается уже не одно поколение во многих странах.


Семья, в которой она родилась, принадлежала к британскому «высшему среднему» классу. Хотя отец её, Фредерик Миллер, был по происхождению американцем, он долго жил в Англии и по своим привычкам и замашкам (клуб, газеты, вист, крикет, снова клуб) был типичным британским джентльменом: его излюбленным занятием было «ничего не делать». Любопытно, что, отвечая в 1954 году на шуточную анкету под названием «Исповедь», Агата своё любимое занятие определила очень похоже: «Сидеть на солнце и ничего не делать». «Ничего не делать» не получалось. Попробуйте в год писать по роману, а то и по два, при этом держать на себе дом, участвовать вместе с мужем в археологических экспедициях.

Для викторианской барышни самым главным было «вести себя как леди». С высоты прожитых лет леди Мэллоуэн добродушно посмеивается над «любопытными требованиями» своей юности: «Всегда оставляйте на тарелке немножко еды; никогда не пейте с набитым ртом; никогда не бойтесь наклеить лишнюю марку на конверт, если в нём, конечно, нет счёта из магазина. И главное: надевайте чистое бельё перед поездкой по железной дороге на случай катастрофы».

На протяжении всей жизни Агата Кристи сохраняла верность тем моральным нормам и правилам, которые усвоила в детстве. Не без уважительной иронии этот «кодекс» английской провинции персонаж романа современного английского писателя Мелвина Брэгга «Земля обетованная» именует передаваемыми от поколения к поколению принципами «провинциальных пуритан, следующих доброй английской традиции: жить скромно, мыслить высоко, дело делать основательно...». Именно так и живёт одна из любимых героинь писательницы мисс Марпл, провинциальная старая дева очень строгих нравов, занимающаяся расследованием от скуки, однако всегда с тем, чтобы наказать порок.

Строго говоря, Агата никогда и нигде толком не училась – с ней занимались дома. Она всегда любила арифметику и легко обращалась с цифрами. Обладала несомненными музыкальными способностями – играла на мандолине и пианино, неплохо пела. Всю жизнь обожала оперу, особенно Вагнера. С детства много и страстно читала – то было счастливое время книгочеев! – Диккенс, Вальтер Скотт, сёстры Бронте, Байрон, Кипплииг.

Английская классика была под рукой в домашней библиотеке, а любовь к Диккенсу она пронесла через всю жизнь. Несмотря на настороженное отношение к кино, в зените своей славы она взялась по заказу Голливуда за сценарий по роману «Холодный дом». Фильм, правда, так и не был поставлен.

Первое стихотворение она написала в одиннадцать лет. Однажды сочинила вальс на собственные слова. Писалось ей легко, всегда и везде. Фантазия и воображение, казалось, никогда не знали покоя. Записи-заготовки покрывали школьные учебники и тетради дочери Розалинды, старые рецепты, всевозможные счета. Агата Кристи была ремесленником самой высокой пробы.

Во время Первой мировой войны Агата – барышня из обеспеченной в очень недалёком прошлом семьи работала в госпитале простой санитаркой: мыла, чистила, убирала. С октября 1914-го по декабрь 1916-го трудилась она бесплатно.

Позже она стала ученицей фармацевта. Профессиональные навыки и знания приобретала прямо на рабочем месте – «в людях». Судя по всему, обучавший её фармацевт был личностью колоритной. Некоторыми его чертами много позже она наделит Захарию Осборна из романа «Бледный конь» (1961).

Писать будущая знаменитость стала совершенно случайно. Однажды, выздоравливая после болезни, Агата не знала, чем себя занять. Тогда мать посоветовала ей написать рассказ. С матерью в доме Миллеров спорить было не принято, и Агата послушно взялась за дело. Тем более что старшая сестра Мадж не только написала, но уже и напечатала в журналах несколько рассказов.

К чести Агаты Кристи надо сказать, что она точно знала границы своих литературных возможностей. «Если бы я могла писать, как Элизабет Боуэн, Мюриэл Спарк или Грэм Грин, я бы подпрыгнула от восторга до небес, но я знаю, что это мне не по силам, и мне никогда не придёт в голову подражать им», – напишет она в автобиографии.

После публикации в 1926 году «Убийства Роджера Экройда», принёсшего Кристи известность и относительную материальную независимость, она, так сказать, «входит в ритм» и каждый год выпускает по книге, а то и по две. Не без юмора рассказывала она о том, что у неё долго не было отдельного стола и писать приходилось на туалетном столике в спальне. Трудности возникали только тогда, когда дотошные журналисты, приходившие брать интервью у новоиспеченной знаменитости, требовали показать место, где она работает, хотели сфотографировать её за письменным столом в кабинете...

Ироническое отношение Агаты Кристи к занятию сочинительством отчасти проявилось в создании откровенно шаржированного портрета известной писательницы миссис Ариадны Оливер, писавшей популярные детективные романы, в которых действовал финский сыщик Свен Хьерсон, забавный вегетарианец, придумав которого писательница (как и сама Агата Кристи по отношению к Пуаро) оказалась «на всю жизнь к нему привязанной». Миссис Оливер, впервые появляющаяся в романе «Карты на столе» (1936) и действующая в романах «Конец человеческой глупости» (1956), «Бледный конь» (1961) и др., всегда видит преступника в невиновном. Пуаро же, скрупулезно сопоставляющий факты, беззлобно посмеивается над выводами своей приятельницы, основанными на дамской и писательской интуиции.

Свой первый детектив «Таинственное происшествие в Стайлз» (опубликован в 1920 году) Агата Кристи сочинила играючи. Сестра Мадж как-то высказала сомнение в том, что Агата сумеет написать детектив. Пари в строгом значении этого слова заключено не было, но, поскольку сестра во всём и всегда превосходила Агату, та решила показать Мадж, на что она способна. Роман был написан и... отвергнут по очереди шестью издательствами, и только седьмое взяло на себя смелость его опубликовать.

Впрочем, рождение будущей «королевы детектива» прошло практически незамеченным: было продано около двух тысяч экземпляров, а гонорар составил... всего 25 фунтов. С тех пор Агата Кристи, не считая себя профессиональным литератором, продолжала писать.

За почти шестьдесят лет работы ею было написано 68 романов, более сотни рассказов и 17 пьес. Последний роман о Пуаро, в котором он погибает, «Занавес», вышел в 1975 году. Последний роман о мисс Марпл, в котором героиня остается жива, вышел уже после смерти автора, в 1976-м. В 1977 году увидела свет автобиография Агаты Кристи. Произведения её переведены на 103 языка.

Все книги Кристи объединяет наивная и неистребимая гуманистическая вера в то, что добро всегда победит, а порок будет наказан. Автор неизменно избегает живописать детали преступления, удовлетворяясь лишь самой необходимой информацией. Нередко жертвы преступления в её романах так же несимпатичны, как и преступники (Роджер Экройд, капитан Тревильян), но можно быть уверенным: преступник у неё не вызовет сочувствия никогда.

Кристи резко отрицательно относилась к тем детективным произведениям, авторы которых преступали моральные нормы: «Кому могло в голову прийти, что наступит время, когда детективы будут читаться из-за описываемых в них сцен насилия, ради получения садистского удовольствия от жестокости ради жестокости»?

У критиков, да и у немалой части читателей утвердился взгляд на книги Агаты Кристи как на добротное, но чисто развлекательное чтение, своего рода гимнастику ума.

В 1956 году Агата Кристи была награждена орденом Британской Империи, а в 1971 году за достижения в области литературы Агата Кристи была удостоена звания Кавалердама ордена Британской Империи, обладательницы которого также приобретают дворянский титул «дама», употребляющийся перед именем. Тремя годами ранее, в 1968 титула Рыцаря ордена Британской Империи был удостоен и муж Агаты Кристи, Макс Маллоуэн за достижения в области археологии.

В 1958 году писательница возглавила английский Детективный клуб.

Это была мужественная и сильная женщина. Она великолепно водила машину, увлекалась верховой ездой, любила путешествовать и даже управляла самолётом. Вплоть до кончины она сохраняла великолепное чувство юмора и умела радоваться каждому прожитому дню. В своей автобиографии Кристи написала такие слова: «Господи, благодарю тебя за прекрасную жизнь и за любовь, которую ты мне даровал».


В 2015 году самым популярным в мире произведением Агаты Кристи признано «Десять негритят». Лучшую, по мнению поклонников, книгу удалось установить с помощью интернет-голосования, в котором приняли участие больше 15 тысяч человек из разных стран. На втором месте оказался роман «Убийство в Восточном экспрессе», а на третьем – «Убийство Роджера Экройда».

Роман «Десять негритят» не входит в крупные циклы Кристи о сыщиках Эркюле Пуаро и мисс Марпл. В центре истории – десять человек разных профессий, социальных статусов и возрастов, оказавшихся в одно время на небольшом безлюдном острове. Внезапно они начинают погибать один за другим при странных обстоятельствах.

На сегодняшний день в мире продали больше ста миллионов экземпляров книги. «Десять негритят» считается одним из самых коммерчески успешных детективных романов за всю историю. Произведение неоднократно ставили в театре, по нему сняли несколько фильмов.

Интересные факты

·        Первоначально Агата Мэри Кларисса Маллоуэн, урождённая Миллер, издавалась под псевдонимом Мартин Уэст или Мартин Грэй, полагая, что женское имя автора детектива может вызвать у читателей некоторые предубеждения, позднее она решила оставить настоящее имя и фамилию первого мужа – Кристи.


·        Фильм «Убийство в Восточном экспрессе» был единственной экранизацией произведений писательницы, которой Агата Кристи была полностью удовлетворена. В частности, она сказала, что исполнение Альбертом Финни роли Эркюля Пуаро было наиболее близко к созданному ею литературному персонажу. Агата Кристи много путешествовала, а роман, взятый за основу этого фильма, был написан в Стамбуле, куда писательница приехала на отдых со своим супругом.

·        Агата Кристи вошла в Книгу рекордов Гиннеса как самая продаваемая писательница во всём мире.

·        Агата Кристи установила рекорд по максимальному числу театральных постановок произведений, а её пьеса «Мышеловка» впервые была поставлена в 1952 году и до сих пор непрерывно демонстрируется на подмостках Лондона.

·        Полное собрание сочинений о мисс Марпл, изданное в 2009 году в одном томе, попало в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самой толстой книги в мире. В книге, вышедшей в издательстве HarperCollins, 4032 страницы, её толщина 322 мм, а вес – 8,02 кг. Всего было напечатано 500 экземпляров, каждый из которых продавался по цене 1000 фунтов стерлингов.

Книги Агаты Кристи и о ней имеются в фонде  Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского, в том числе и в адаптированных форматах.





‪#‎Кристи125 ‪#‎ГодЛитературы