Уже при жизни
Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) слыл «великим
между самыми великими» художниками своего времени не только на родине, в
Германии, но и за её пределами. Слава выдающегося живописца, графика и гравёра
не померкла и после смерти. В истории изобразительного искусства появился даже
специальный термин – «дюрреровский
ренессанс».
В творчестве
Дюрера с наибольшей художественной силой и оригинальностью воплотилась
характерная для немецкого искусства первой трети XVI века тенденция – сочетание
средневековых национальных традиций со свойственной Ренессансу потребностью в
рационалистическом познании и реалистическом изображении окружающего мира.
Духовная напряжённость эпохи Реформации и уравновешенная красота античности,
искусная изощрённость и немецкая простота и грубоватость нашли отражение в его
самобытном стиле.
От
ремесла гравёра к искусству гравюры
Дюрер был
третьим из 18 детей в семье золотых и серебряных дел мастера из Нюрнберга
Альбрехта Дюрера Старшего. Между 1486 и 1489 гг. он был отдан в ученики к
художнику-гравёру Михаэлю Вольгемуту, сотрудничавшему с крупным типографом А.
Кобергером, чьи книжные магазины были разбросаны по всей Европе.
Желание родителей
сделать своего сына гравёром было вполне понятным. С возникновением
книгопечатания эта работа оказалась весьма востребованной и хорошо
оплачиваемой. В мастерской Вольгемута начинающий художник изучал техники
гравировки и рисования, а также, делая копии, знакомился с образцами
европейского изобразительного искусства. Здесь же молодой человек увидел работы
знаменитого немецкого гравёра на меди Мартина Шонгауэра.
Во времена
Дюрера живопись, скульптура, а тем более графика не включались, в отличие,
например, от астрономии или философии, в число «свободных искусств», а считались ремеслом. Чтобы быть принятым в
ремесленный цех, художник должен был доказать своё право называться мастером,
обходя родную страну город за городом и подтверждая профессиональную
состоятельность собственными изделиями. В 1490 – 1494 гг.
Дюрер совершил
путешествие, необходимое для получения звания мастера. Достоверных сведений о
маршруте художника не сохранилось. Предполагается, что он намеревался
встретиться с Шонгауэром, который, однако, скончался незадолго до его приезда.
Долгое время Дюрер провёл в Базеле, изготовляя по заказу издателя-типографа
Иоганна Амербаха гравированные* на дереве иллюстрации к комедиям Теренция,
«Турнскому рыцарю» Жоффре де ла Тур-Ландри и «Кораблю дураков» Себастьяна
Бранта.
Альбрехт Дюрер. Иллюстрация
к книге С. Бранта «Корабль дураков»
|
Книга Себастьяна
Бранта «Корабль дураков», высмеивавшая нравы современников, была бестеллером
1490-х гг. не в последнюю очередь благодаря иллюстрациям Дюрера. По-видимому, в
этот завершающий период ученичества художник приобрёл навыки гравирования на
меди и познакомился с техникой офорта.
В 1496 г. Дюрер
создаёт серию потрясающих напряжённым драматизмом гравюр к Апокалипсису. Конец
века всегда, а особенно в Средние века, связывался в сознании людей с ожиданием
скорого конца света. Четыре всадника Апокалипсиса должны были появиться в 1500
г.
Дюрер написал
целый ряд автопортретов. Один из
самых красивых датируется 1498 г., тогда художнику было 28 лет. Дорогая щёгольская
одежда, полное достоинства лицо, внимательный взгляд – таков человек эпохи
Возрождения, верящий в силу разума и красоты.
Путешествие
в Италию
На рубеже XV–XVI
вв. Дюрер совершил своё первое путешествие в Италию. Акварельные пейзажи
художника позволяют восстановить его маршрут: он ехал через Аутсбург и Инсбрук,
прошёл через перевал Бреннер и, наконец, прибыл в Венецию. Здесь Дюрер
встретился со знаменитыми братьями Беллини и с Якопо де Барбари, по совету
которого он принялся за изучение пропорций.
По возвращении
из Италии Дюрер открыл собственную мастерскую и начал сам продавать свои
гравюры. Кроме того, в этот период он создал на заказ несколько алтарных картин,
для которых в соответствии с голландскими и итальянскими образцами избрал форму
триптиха. Известно, что одним из заказчиков был нюрнбергский сановник
Паумгартнер, чьих сыновей художник запечатлел в виде рыцарей на створках,
изображающих св. Георгия и св. Евстафия.
Дюрер – не только
выдающийся живописец и гравёр, но и прекрасный акварелист и график. Он оставил
более 1000 рисунков и акварелей. В основном художник работал серебряным
карандашом, кистью, тушью, пером и углём. Акварельные пейзажи Дюрера отличаются
поразительной точностью. Можно достоверно определить место, запечатлённое художником,
установить время года и суток.
Альбрехт Дюрер.
«Мельница
на реке Пегниц» (1498)
|
Большинство
акварельных пейзажей-зарисовок Дюрер сделал в 1494 – 1496 гг., особенно много –
во время первого своего путешествия в Италию. Ему было 23-25 лет.
Скульптурная
пластика фигур, напоминающих изваяния, предвосхищает стиль, характерный для
поздних работ мастера. Среди работ рубежа веков выделяется автопортрет, написанный художником в 1500 г.
Автопортрет Дюрера
1500 г. – одно из самых знаменитых произведений в мировой портретной живописи.
На нём художник не просто состоявшаяся личность, но пророк, мессия. Его
симметричная фронтальная композиция напоминает о средневековых изображениях Христа.
Эту картину можно рассматривать как размышление мастера о судьбе художника и
его месте в мире. Человек мудрый, прошедший долгий путь страданий и поисков,
таков творец в понимании зрелого Дюрера.
Дева Мария в
изображении Дюрера (1503) – скорее обычная горожанка, современница художника,
чем канонический образ Богоматери.
Современниками
Дюрер, по-видимому, воспринимался в первую очередь в качестве гравёра. В
творческом наследии художника 350 гравюр на дереве, 100 гравюр на меди и несколько
офортов**. Дюреру удалось добиться единства пространства и телесного объёма
персонажей и достигнуть в своих гравюрах почти фотографической точности.
В графических и
акварельных работах Дюрера сказалось ренессансное любование красотой окружающего
мира даже в самых «невеличественных» его формах в сочетании с немецкой тщательностью
и вниманием к деталям. Одним из первых, подчёркивая самостоятельную ценность таких
работ, художник стал датировать и подписывать свои рисунки и этюды. «Травы» (1503) нарисованы Дюрером с
точностью биолога.
Картина «Адам и Ева» была написана в 1507 г.
Рисуя
данную картину, Дюрер проявил весьма нестандартную методику, так как здесь
изображена не одна целая картина, а две гравюры. Картина рисовалась масляными
красками. По размерам эти гравюры были достаточно громоздкими и занимали немало
места, их габариты составляли 200 м. на 80 м. Данное произведение было
выставлено в национальном музее Прадо. Художник рисовал картину специально для
алтаря, но, к сожалению тот так и не был закончен.
Картина «Адам и
Ева» и её сюжет создан в духе античного времени. Художник подчеркнул
вдохновение во время своих путешествий по Италии. Люди, изображённые на
полотне, полностью обнажённые, всё прописано до мельчайших деталей, даже их
рост, они изображены в свою истинную величину. Это очень важно из-за того, что
по Библии Адам и Ева являются прародителями человечества, первыми людьми,
сошедшими с небес на землю и давшими начало расе людей.
В Библии
говорится, что Адам и Ева имели множество различий между собой, именно поэтому
автор изобразил их по отдельности. Но присмотревшись внимательней, можно
увидеть, что картина представляет собой единое целое – Адам удерживает ветку, а
Ева плод, который раньше на ней висел. Рядом нарисована змея, толкнувшая людей
на то, чтобы люди сорвали священный плод. Ещё на картине можно увидеть
табличку, на которой указан автор и дата написания полотна.
В 1508 – 1509
гг. Дюрер работал над созданием одного из лучших своих религиозных произведений
– «Алтарь Геллера». К сожалению,
центральное панно, принадлежавшее кисти самого художника и изображавшее Вознесение
Марии, дошло до нас только в копии. Однако по многочисленным подготовительным
рисункам можно судить о том, какое впечатление должна была производить эта
грандиозная композиция.
Мастер
К концу первого
десятилетия XV в. художник обрёл признание и материальное благополучие. В 1509
г. Дюрер становится членом нюрнбергского Большого совета, что являлось
привилегией знатных горожан. Как мастер-гравёр он не знает себе равных. В 1511
г. художник издаёт серии гравюр на дереве: «Большие
и малые страсти», «Жизнь Марии», «Апокалипсис».
В 1515 г.
получает заказ от императора Максимилиана и выполняет аллегорические гуманистические
циклы – «Триумфальную арку» и «Процессию». Дюрер оказался
единственным художником, которому Максимилиан назначил пожизненную годовую
ренту в 100 флоринов.
Носорог потряс
европейцев XVI в. Он был подарен в 1512 г. португальским королём Эмануэлем папе
римскому. Сделанный в порту набросок чудовищного зверя передали Дюреру, который
вполне достоверно воспроизвёл животное на своей гравюре «Носорог» (1515). Гравюра выполнена на дереве. Именно это изображение
оказало грандиозное влияние на искусство.
Дюрер наделил
носорога сказочными чертами. Так, например, на его спине можно увидеть ещё один
рог. Спереди у него щит, а под самой мордой легендарные латы. Некоторые
исследователи уверены, что эти латы не плод воображения художника. Перед тем,
как носорог был подарен папе, было задумано целое представление. Носорог должен
был сражаться со слоном. Вполне вероятно, что именно для этого на животное надели
эти латы. Очевидец увидел его в них и зарисовал.
Творение Дюрера стало
известным. Оно разошлось в большом количестве копий. До XVIII века данное изображение применялось во всех
учебниках по биологии. Сальвадор Дали создал скульптуру, изображающую это
животное. Носорог Дюрера очарователен и сегодня. Скорее всего, секрет кроется в
удивлении, которое вызывает эта необычная картинка.
В 1520 г. Дюрер
отправился в Нидерланды, чтобы получить санкцию на продолжение выплаты ренты у
нового императора Карла V. Эта поездка стала триумфом художника. Везде его
ожидал неизменно восторженный приём, он познакомился с самыми выдающимися
представителями творческой элиты того времени: художниками Лукой Лейденским,
Яном Провостом и Иоахимом Патиниром, писателем и философом Эразмом
Роттердамским. По возвращении художник создал целую галерею живописных и
гравюрных портретов знаменитостей эпохи, с которыми лично встречался.
В первые годы
XVI века художник занялся изготовлением печатных книжных знаков, всего известно
20 экслибрисов авторства Дюрера, из
них – 7 в проекте и 13 готовых. Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник
выполнил в 1523 году.
Изображение
открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Орлиные крылья и чёрная кожа
мужчины – символы, часто встречающиеся в южнонемецкой геральдике; они
использовались также нюрнбергской семьёй матери Дюрера, Барбары Хольпер. Дюрер
был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую
монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось
в этом множество подражателей.
Дюрер оставил не
только художественное, но и теоретическое наследие. В 1523 – 1528 гг. он
опубликовал свои трактаты «Руководство к
измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях человека».
Дюрер был,
безусловно, выдающимся портретистом. Лицо человека, смотрящего на нас с «Портрета неизвестного» (1524),
необыкновенно живо и выразительно, в нём прочитывается целая жизнь, игра ума и
страстей, нелёгкий опыт и стойкий оптимизм.
Среди работ
мастера последних лет жизни особо выделяется диптих «Четыре апостола» (1526). В этом произведении художнику удалось соединить
античный идеал красоты с готической строгостью. Твёрдая и спокойная вера,
которой исполнено это творение, по мнению исследователей, выражает солидарность
Дюрера с Лютером и Реформацией. Иоанн, помещённый на переднем плане, был
любимым апостолом Лютера, а Павел – бесспорным авторитетом всех протестантов.
Диптих
«Четыре апостола» Дюрер написал за два года до смерти и преподнёс в дар
нюрнбергскому городскому Совету.
В Нидерландах
Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов
которой страдал до конца жизни. Симптомы заболевания – в том числе сильное
увеличение селезёнки – он сообщил в письме своему врачу. Дюрер нарисовал себя,
указывающего на селезёнку, в пояснении к рисунку он написал: «Там, где жёлтое пятно, и на что я указываю
пальцем, там у меня болит». Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у
себя на родине в Нюрнберге. Виллибальд Пиркгеймер, как и обещал, сочинил для
любимого друга эпитафию: «Под этим холмом
покоится то, что было смертного в Альбрехте Дюрере».
Читайте также:
ПРИМЕЧАНИЕ
* Гравюра – изображение, получаемое с
помощью отпечатка рисунка с металлического, деревянного или каменного клише.
При глубокой печати рисунок вырезается на поверхности пластины, как правило,
металлической, краска заливается в углубления. При высокой печати, наоборот,
краска наносится на выступающие участки рельефа.
** Офорт – разновидность гравюры на
металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать
оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на
которых производится травление поверхности кислотами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий