воскресенье, 13 декабря 2015 г.

«Портретист гор». Ко дню рождения Николая Ярошенко




Автопортрет 1895 года

Николай Александрович Ярошенко (1846-1898) – выдающийся русский художник второй половины XIX века родился 13 декабря 1846 года в Полтаве, в семье отставного генерала, мечтавшего о военной карьере для своего первенца. Когда сын подрос, отец отдал его в Полтавский кадетский корпус, где служил сам. Вскоре мальчик был переведён в Петербург, где и окончил Михайловское артиллерийское училище, а затем Михайловскую артиллерийскую академию. Одновременно Николай Александрович посещал Академию художеств.


«По окончании курса наук в Михайловской артиллерийской академии, – говорит запись в послужном списке, – ... произведён за отличные успехи в науках в штабс-капитаны, назначен заведующим штамповальной мастерской Петербургского патронного завода...».

На военном заводе Н. А. Ярошенко проработал более двадцати лет, и оставил его генерал-майором на сорок шестом году жизни. Многолетнее, постоянное, ежедневное общение с рабочими помогло художнику понять жизнь простого народа. Именно в заводских мастерских Ярошенко нашёл своего героя, своего «Кочегара».

«Кочегар», 1878

В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».
 
«Старик с табакеркой», 1873
По окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.

«Портрет М.П. Ярошенко», нач.1880-х

В 1875 году за картину «Невский проспект ночью», выставленную впервые на 4-й передвижной выставке, Н.А. Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества художников-передвижников. Затем он был избран в правление, принимал активное участие во всей его деятельности, стал душой этого общества. После смерти И.Н. Крамского Николай Александрович возглавил Товарищество.

Главенствующую роль в живописи передвижников второй половины XIX века играет бытовой жанр, позволяющий точно расставить акценты, выразить свою гражданскую позицию по отношению к наболевшим вопросам времени. Картина «Слепцы» экспонировалась на 7-й передвижной выставке.

«Слепцы», 1879 (Самарский художественный музей)

Композиционно она близка репинским «Бурлакам на Волге»: появляясь из глубины, цепочка нищих-слепцов следует с богомолья из Киево-Печерской лавры по берегу Днепра. Здесь нет ярких, запоминающихся образов – однообразие проходящих перед нашими глазами незрячих лиц воспринимается как осознанный приём, подчёркивающий двойную обделённость (природой и обществом) этих людей. Картина хранится в Самарском художественном музее.


«Портрет Н.Н. Обручева», 1898
Картины Н.А. Ярошенко провозглашают человечность, чувство справедливости, сострадание к простым людям. Он был весьма разносторонним художником, и особую любовь почитателей искусства ему принёс талант портретиста-психолога. Им создана великолепная портретная галерея передовых деятелей русской науки, литературы и искусства. Его кисти принадлежат известные портреты М.Е. Салтыкова-Щедрина, Д.И. Менделеева, П.А. Стрепетовой, Г.И. Успенского и других. Мастерски и любовно написанные портреты дают нам полное представление не только о внешнем облике людей, но и об их внутренней, духовной жизни, их стремлениях, борьбе и страданиях.
«Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина»,1886

В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Ярошенко проводили лето именно здесь. В доме на «Ярошенковских субботах» играл С.В. Рахманинов, звучали могучий бас Ф.И. Шаляпина, светлый и лучезарный тенор Л.В. Собинова.

Бывали друзья-единомышленники художники И.Е. Репин, А.М. Васнецов, М.В. Нестеров, Н.Н. Дубовской, Н.А. Касаткин, А.И. Куинджи, артисты К.С. Станиславский, Е.И. Збруева, писатель Г.И. Успенский, учёные Д.И. Менделеев, И.П. Павлов. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны.

Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному дому несколько флигелей для гостей. Усадьбу назвали Белой виллой. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России.

Разносторонне образованный, Николай Александрович был блестящим, остроумным собеседником. Литература, искусство, археология, экономика, природа Кавказа и быт горцев были материалом для бесед. Всё волновало и увлекало художника и его друзей.

Особое внимание стоит обратить на портреты горцев, которые, несмотря на запреты шариата, позировали художнику из уважения к его мастерству, любви и бережному отношению к истории и традициям Кавказа. Николай Александрович изъездил весь Кавказ. Забирался в отдалённые горные аулы – и везде его встречали гостеприимно и уважительно.

«Горец Дагестана», 1894

Картина 1888 года «Всюду жизнь» стала венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на 16-й передвижной выставке. Композиционно картина решена оригинально и представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решёткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной.

«Всюду жизнь», 1888 (Третьяковская галерея)

Очень любил художник и пейзажи. В своих картинах он раскрывает нам красоту и прелесть природы, её живописность и очарование. Неутомимый путешественник, Н.А. Ярошенко много ездил по России, по Западной Европе. Но именно Кавказ явился его счастливым открытием, последней любовью. Его захватывала и привлекала суровая красота и величие белоснежных гор. Художник объездил глухие ущелья Кавказского хребта, пробирался пешком через снежные перевалы и заходил в такие дебри, до которых в то время «ещё не добирался ни один становой».

«Шат-гора », 1884

Из больших пейзажей следует отметить работу «Шат-гора – Эльбрус на рассвете, освещённый лучами восходящего солнца». К лучшим по живописи следует отнести пейзажи «Тебердинское озеро», «Эльбрус в облаках» и «Красные камни», «Снежные вершины», «Кисловодск».

Для большинства жителей средней полосы юг России был землёй неизведанной. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора», многие приняли изображённую там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников.

На передвижных художественных выставках кавказские пейзажи привлекали большое внимание зрителей и получили высокую оценку общественности и художников. Великий И.Е. Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи...».

Восторженно отзывался В.В. Стасов об этюдах Н.А. Ярошенко, называя его «портретистом гор». Николай Александрович Ярошенко любил и прекрасно знал обычаи народов Кавказа, их чудесные песни, легенды, сказания. У него было много друзей среди горцев.

В 1897 году художник предпринял поездку в Сирию, Египет и Италию, пополнив свою коллекцию большим количеством картин, этюдов, портретов и графических работ.

«Сфинкс», 1896

За свою короткую жизнь Ярошенко создал более двух тысяч картин.

Николай Александрович Ярошенко скончался летом 1898 года на следующий день после того, как пробежал более 10 километров с горы Большое седло, где писал с натуры, до дома, спасаясь от дождя. Похоронили художника недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора.

Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета – друг художника Л.В. Позен.

Могила Н.А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск

В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица, называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Н.А. Ярошенко. В доме Н.А. Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске:

«В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения ... устраивает народный праздник- чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».

11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей. На фасаде дома укреплена мемориальная доска с барельефом Н.А. Ярошенко. Открывая с улицы калитку, любители искусства попадают на веранду «Белой виллы». Здесь прошли последние годы жизни художника (1885-1898). После реставрационных работ посетители смогли увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Н.А. Ярошенко.


Сегодня в музее хранится самое крупное в России собрание живописных произведений Н.А. Ярошенко (более 100), а также живописные и графические произведения М.В. Нестерова, Н.Н. Дубовского, Н.А. Касаткина, А.М. Васнецова и других мастеров XIX – начала XX века; письма, фотодокументы, скульптуры, редкие книги, мемориальные предметы и прочие экспонаты (более 7800 единиц). В последние годы территория музея значительно расширилась: усадьбе возвращены её прежние размеры и разбит прекрасный сад.


В музее возрождены традиционные «Ярошенковские субботы» – творческие встречи с выдающимися деятелями русской культуры. На «субботах» выступают видные художники, учёные, композиторы, писатели, артисты. Жители Кисловодска уже не представляют культурной жизни города без этого небольшого дома над вечно говорливой и неумолкающей рекой Ольховкой, где всегда будет жить имя художника-передвижника Н. А. Ярошенко! Музей Н.А. Ярошенко, как правило, вызывает восхищение, он притягивает своей доброй памятью, искренностью, как написано в стихах Владимира Туркина:

 «Приходите, люди, к Ярошенко -
Этот дом не просто чист и мил.
Присмотритесь, люди, хорошенько,
Как в нём разместился целый мир.
И, спускаясь по аллеям парка,
Унесите в памяти навек:
Жил здесь очень умный, очень яркий,
Песенный и добрый человек».

Смотрите фильм Михаила Резцова о художнике Н.А. Ярошенко





Фото с сайта

Сайт Музея-усадьбы художника Ярошенко 

Виртуальный тур по Музею-усадьбе художника Ярошенко (г. Кисловодск) 

Сайт «Товарищество передвижных художественных выставок». Николай Ярошенко – русский и украинский живописец и портретист

Описание картин художника Николая Ярошенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий