Автопортрет 1895
года
|
Николай Александрович Ярошенко (1846-1898) – выдающийся
русский художник второй половины XIX века родился
13 декабря 1846 года в Полтаве, в семье отставного генерала, мечтавшего о
военной карьере для своего первенца. Когда сын подрос, отец отдал его в
Полтавский кадетский корпус, где служил сам. Вскоре мальчик был переведён в
Петербург, где и окончил Михайловское артиллерийское училище, а затем
Михайловскую артиллерийскую академию. Одновременно Николай Александрович посещал
Академию художеств.
«По
окончании курса наук в Михайловской артиллерийской академии, – говорит запись в послужном списке, – ... произведён за отличные успехи в науках в штабс-капитаны, назначен
заведующим штамповальной мастерской Петербургского патронного завода...».
На военном заводе Н. А. Ярошенко проработал более двадцати
лет, и оставил его генерал-майором на сорок шестом году жизни. Многолетнее,
постоянное, ежедневное общение с рабочими помогло художнику понять жизнь
простого народа. Именно в заводских мастерских Ярошенко нашёл своего героя,
своего «Кочегара».
«Кочегар», 1878
|
В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый
еврей», «Украинка».
По окончании Академии художеств в 1874 году Николай
Александрович женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной
спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое
посещение Кисловодска молодыми супругами.
«Портрет М.П. Ярошенко»,
нач.1880-х
|
В 1875 году за картину «Невский
проспект ночью», выставленную впервые на 4-й передвижной выставке, Н.А.
Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества художников-передвижников.
Затем он был избран в правление, принимал активное участие во всей его деятельности,
стал душой этого общества. После смерти И.Н. Крамского Николай Александрович
возглавил Товарищество.
Главенствующую
роль в живописи передвижников второй половины XIX века играет бытовой жанр,
позволяющий точно расставить акценты, выразить свою гражданскую позицию по
отношению к наболевшим вопросам времени. Картина «Слепцы» экспонировалась на 7-й передвижной выставке.
«Слепцы», 1879 (Самарский
художественный музей)
|
Композиционно
она близка репинским «Бурлакам на Волге»: появляясь из глубины, цепочка
нищих-слепцов следует с богомолья из Киево-Печерской лавры по берегу Днепра.
Здесь нет ярких, запоминающихся образов – однообразие проходящих перед нашими
глазами незрячих лиц воспринимается как осознанный приём, подчёркивающий
двойную обделённость (природой и обществом) этих людей. Картина хранится в
Самарском художественном музее.
«Портрет Н.Н.
Обручева», 1898
|
Картины Н.А. Ярошенко провозглашают человечность, чувство
справедливости, сострадание к простым людям. Он был весьма разносторонним
художником, и особую любовь почитателей искусства ему принёс талант
портретиста-психолога. Им создана великолепная портретная галерея передовых
деятелей русской науки, литературы и искусства. Его кисти принадлежат известные
портреты М.Е. Салтыкова-Щедрина, Д.И. Менделеева, П.А. Стрепетовой, Г.И.
Успенского и других. Мастерски и любовно написанные портреты дают нам полное
представление не только о внешнем облике людей, но и об их внутренней, духовной
жизни, их стремлениях, борьбе и страданиях.
«Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина»,1886 |
В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе.
Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего
семь улиц. Ярошенко проводили лето именно здесь. В доме на «Ярошенковских
субботах» играл С.В. Рахманинов, звучали могучий бас Ф.И. Шаляпина, светлый и
лучезарный тенор Л.В. Собинова.
Бывали друзья-единомышленники художники И.Е. Репин, А.М.
Васнецов, М.В. Нестеров, Н.Н. Дубовской, Н.А. Касаткин, А.И. Куинджи,
артисты К.С. Станиславский, Е.И. Збруева, писатель Г.И. Успенский, учёные Д.И. Менделеев, И.П. Павлов. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда
планировал свой первый побег из Ясной Поляны.
Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному
дому несколько флигелей для гостей. Усадьбу назвали Белой виллой. Росписью дома
в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. В конце XIX века Белая вилла
стала одним из главных культурных центров на юге России.
Разносторонне образованный, Николай Александрович был
блестящим, остроумным собеседником. Литература, искусство, археология,
экономика, природа Кавказа и быт горцев были материалом для бесед. Всё
волновало и увлекало художника и его друзей.
Особое внимание стоит обратить на портреты горцев, которые,
несмотря на запреты шариата, позировали художнику из уважения к его мастерству,
любви и бережному отношению к истории и традициям Кавказа. Николай
Александрович изъездил весь Кавказ. Забирался в отдалённые горные аулы – и везде
его встречали гостеприимно и уважительно.
«Горец Дагестана»,
1894
|
Картина 1888 года «Всюду
жизнь» стала венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила
всенародное признание на 16-й передвижной выставке. Композиционно картина
решена оригинально и представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный
кадр: окно вагона, люди за решёткой, доски перрона, птицы. Это создает
видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и
жизненной.
«Всюду жизнь», 1888
(Третьяковская галерея)
|
Очень любил художник и пейзажи. В своих картинах он раскрывает
нам красоту и прелесть природы, её живописность и очарование. Неутомимый
путешественник, Н.А. Ярошенко много ездил по России, по Западной Европе. Но
именно Кавказ явился его счастливым открытием, последней любовью. Его
захватывала и привлекала суровая красота и величие белоснежных гор. Художник объездил
глухие ущелья Кавказского хребта, пробирался пешком через снежные перевалы и
заходил в такие дебри, до которых в то время «ещё не добирался ни один становой».
«Шат-гора »,
1884
|
Из больших
пейзажей следует отметить работу «Шат-гора
– Эльбрус на рассвете, освещённый лучами восходящего солнца». К лучшим по
живописи следует отнести пейзажи «Тебердинское
озеро», «Эльбрус в облаках»
и «Красные
камни»,
«Снежные
вершины», «Кисловодск».
Для большинства жителей средней полосы юг России был землёй
неизведанной. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора»,
многие приняли изображённую там панораму Кавказского хребта за плод фантазии
автора. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для
соотечественников.
На передвижных художественных выставках кавказские пейзажи
привлекали большое внимание зрителей и получили высокую оценку общественности и
художников. Великий И.Е. Репин писал: «Следовало
бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на
пейзажи...».
Восторженно отзывался В.В. Стасов об этюдах Н.А. Ярошенко, называя
его «портретистом гор». Николай
Александрович Ярошенко любил и прекрасно знал обычаи народов Кавказа, их
чудесные песни, легенды, сказания. У него было много друзей среди горцев.
В 1897 году художник предпринял поездку в Сирию, Египет и
Италию, пополнив свою коллекцию большим количеством картин, этюдов, портретов и
графических работ.
«Сфинкс», 1896
|
За свою короткую жизнь Ярошенко создал более двух тысяч
картин.
Николай Александрович Ярошенко скончался летом 1898 года на
следующий день после того, как пробежал более 10 километров с горы Большое
седло, где писал с натуры, до дома, спасаясь от дождя. Похоронили художника
недалеко от дома, в ограде Свято-Никольского собора.
Через год на его могиле был установлен памятник – бронзовый
бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным
изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта
надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор
скульптурного портрета – друг художника Л.В. Позен.
Могила Н.А.
Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск
|
В декабре 1918 года прилегающая к усадьбе улица,
называвшаяся до этого Дондуковской, получила имя Н.А. Ярошенко. В доме Н.А.
Ярошенко решено было открыть музей. Сохранился текст афиши, расклеенной в те
дни в Кисловодске:
«В
воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения ... устраивает
народный праздник- чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска
Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил
и скончался».
11 марта 1962 года Кисловодский художественный музей Н.А.
Ярошенко открыл свои двери для первых посетителей. На фасаде дома укреплена
мемориальная доска с барельефом Н.А. Ярошенко. Открывая с улицы калитку,
любители искусства попадают на веранду «Белой виллы». Здесь прошли последние
годы жизни художника (1885-1898). После реставрационных работ посетители смогли
увидеть домики и сад такими, какими знали их гости и друзья Н.А. Ярошенко.
Сегодня в музее хранится самое крупное в России собрание
живописных произведений Н.А. Ярошенко (более 100), а также живописные и графические
произведения М.В. Нестерова, Н.Н. Дубовского, Н.А. Касаткина, А.М. Васнецова и
других мастеров XIX – начала XX
века; письма, фотодокументы, скульптуры, редкие книги, мемориальные предметы и
прочие экспонаты (более 7800 единиц). В последние годы территория музея
значительно расширилась: усадьбе возвращены её прежние размеры и разбит прекрасный
сад.
В музее возрождены традиционные «Ярошенковские субботы» –
творческие встречи с выдающимися деятелями русской культуры. На «субботах»
выступают видные художники, учёные, композиторы, писатели, артисты. Жители
Кисловодска уже не представляют культурной жизни города без этого небольшого
дома над вечно говорливой и неумолкающей рекой Ольховкой, где всегда будет жить
имя художника-передвижника Н. А. Ярошенко! Музей Н.А. Ярошенко, как правило,
вызывает восхищение, он притягивает своей доброй памятью, искренностью, как
написано в стихах Владимира Туркина:
«Приходите,
люди, к Ярошенко -
Этот дом
не просто чист и мил.
Присмотритесь,
люди, хорошенько,
Как в нём
разместился целый мир.
И,
спускаясь по аллеям парка,
Унесите в
памяти навек:
Жил здесь
очень умный, очень яркий,
Песенный и
добрый человек».
Смотрите фильм
Михаила Резцова о художнике Н.А. Ярошенко
Фото с сайта
Сайт Музея-усадьбы художника Ярошенко
Виртуальный тур по Музею-усадьбе художника Ярошенко (г. Кисловодск)
Сайт «Товарищество передвижных художественных выставок». Николай Ярошенко – русский и украинский живописец и портретист
Описание картин художника Николая Ярошенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий