Что станет с
человеком, если в детстве он не прочтет «Алису в стране чудес» или «Маленького
принца»? Что случится, если он вовремя не побывает на «Острове сокровищ» или не
познакомится с «Человеком-амфибией»? Чем будет отличаться человек, прочитавший
Бабеля и Платонова, от тех, кто их не читал?
На эти вопросы отвечает Анатолий Берштейн, историк, автор книг, в том числе «Педагогика на кончиках пальцев» (Образовательные
проекты, 2012).
«Как-то услышал из уст молодого компьютерщика
приблизительно такой монолог в защиту нечтения. Мол, занятие это праздное,
лишнее, отрывающее от реальных проблем, мешающее жизни, запутывающее её. Его
логика была проста и внутренне безупречна: только сам человек в состоянии
познать жизнь по-настоящему, поэтому книжки лишь сокращают то время, которое
нужно для этого. Настоящие чувства могут быть только в жизни, а читать про
чужие – суррогат, и может означать лишь отсутствие собственных.
Читая большое количество произведений умных людей, хочешь,
не хочешь, но становишься апологетом и проводником чужих идей и мыслей, которые
на самом деле не выстрадал и не выродил, а присоединился.
Человек же познает жизнь непосредственно. Сразу
вспомнился герой Брэдбери из «451 градус
по Фаренгейту», который хранил, но не читал книги, в которых разочаровался,
ибо слова, в них написанные, не помогли ему в реальной жизни, не уберегли от
неправильных поступков и разнообразных невзгод.
Казалось бы, спорить, с такой позицией бесполезно.
Единственно, можно заметить, что есть и другая. Что человек познает мир не
только непосредственно – через собственный опыт, который слишком узок и
ущербен, но и опосредованно – через культуру.
Книга же является «средством
перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы». Так что у человека читающего есть
бонус.
Конечно, бывает, что человек образованный, много
книжек прочёл, а сам… Бывает, наверное, и так, и по-другому. Но мне всё же
ближе предположение, что «человек – это
то, что он читал». Тот же Бродский был уверен, что те, кто прочитал
Диккенса в детстве, не будут фашистами.
Чтение
прививает эстетический вкус, обогащает язык, снижает порог чувствительности
человека.
Чтение – это
всегда больше, чем просто читать.
Чтение книги
превращается в своеобразное ведение дневника, только не личного, а дневника
человечества. А любой дневник, как сказал кто-то, – это ещё и наведение порядка
в душе.
А вообще-то, разделять: жизнь – это жизнь, а книги –
это всего лишь чтение – невозможно. Чтение книг и есть такая же жизнь. Когда
маленького Сартра мама попыталась отговорить от чтения «Мадам Бовари», шутливо
спрашивая, что же он будет делать, когда вырастет, если уже сейчас хочет читать
взрослые книги, тот ответил: «Я буду их
жить» *».
Примечание
* Ж.-П. Сартр «Слова» (Азбука-классика, 2003).
Комментариев нет:
Отправить комментарий