пятница, 3 апреля 2015 г.

Юрий Маркович Нагибин



 3 апреля 1920 года родился прозаик, журналист, сценарист Юрий Маркович Нагибин.
Юрий Нагибин родился в Москве, у Чистых прудов. В 1938 г. писатель окончил школу с отличием и поступил в Московский медицинский институт. Интереса к врачебному делу у него не возникло, и он переходит учиться на сценарный факультет ВГИКа. Но окончить институт не удалось – началась Великая Отечественная война.

Перед войной Ю.М. Нагибин опубликовал первый рассказ «Двойная ошибка» («Огонёк», 1940, № 11). Его дебют поддержали Ю. Олеша и В. Катаев. В 1940 г. Юрий Нагибин был принят в Союз писателей СССР.

В начале войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Ю. Нагибин был призван в армию и осенью 1941 отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления.
В 1942 г. Нагибин – в должности «инструктора-литератора» на Воронежском фронте. В его фронтовые обязанности входит разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач. На фронте был дважды контужен, по выздоровлению комиссован по состоянию здоровья. Работал военным корреспондентом газеты «Труд». Фронтовой опыт воплощён в рассказах, собранных в сборники «Человек с фронта» (1943), «Большое сердце», «Две силы» (1944), «Зерно жизни» (1948).

Авторская известность приходит к Ю.М. Нагибину в начале 1950-х. Рассказы «Трубка» (1952), «Зимний дуб» и «Комаров» (1953), «Четунов» (1954), «Ночной гость» (1955) оказались «добро замеченными читателями».

Большинство рассказов Ю.М. Нагибина, объединённые общей темой, «сквозными» героями и образом повествующего, складываются в циклы – военный, охотничий, историко-биографический, цикл путевых рассказов. Долгие годы автор рассматривался преимущественно как новеллист, стремящийся «сказать в малом о большом».

О военном цикле более подробно читайте здесь.

За десятилетие с 1954 по 1964 сложился «охотничий» цикл боле чем из 20 рассказов («Ночной гость», «Погоня» (1962), «Мещёрская сторона», (1964)). Своим рождением они обязаны пейзажам Мещёры и окрестностей Плещеева озера.

«Охотничьи» рассказы подготовили почву для деревенской темы. В дело пошли материалы и наблюдения послевоенных журналистских лет, когда писались очерки о колхозной жизни для «Правды», «Труда», «Социалистического земледелия», «Смены». 


В итоге родилась повесть «Страницы жизни Трубникова» (1962), ставшая исторически самым «звёздным» часом Ю. Нагибина. Именно эта повесть послужила сценарной основой для поставленного режиссёром Алексеем Салтыковым фильма «Председатель» (1964). Этот фильм стал событием, вызвавшим прорыв в общественном сознании тех лет.

Ю.М. Нагибин писал и сценарии. По его сценарной обработке повести Владимира Арсеньева, в частности, японский режиссер Акира Куросава снял фильм «Дерсу Узала», отмеченный «Оскаром» (к огорчению сценариста, только за режиссуру).
Всего в его сценарном активе более 30 фильмов – «Бабье царство», «Девочка и эхо», «Самый медленный поезд», «Чайковский», «Красная палатка», «Загадка Кальмана», знаменитая трилогия о гардемаринах и др.

Писатель Юрий Нагибин не ограничился «деревенской» и «производственной» темами. Появляются вполне «городские» автобиографические циклы, составившие книги «Чистые пруды» (1962), «Книгу детства» (1968–1975) и «Переулки моего детства» (1971).


В 1970-е его привлекает тема творчества как такового на современном и историко-культурном материале в цикле «Вечные спутники» (1972–1979). «Героями» таких художественных «микроэпопей» стали протопоп Аввакум, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Чайковский, Рахманинов, И. Анненский и другие великие личности.


Нагибин с демонстративным, не свободным от шутовского самолюбования самообнажением показал самые «потаённые» страницы своей биографии. Он воссоздал историю жизни отца и своего отношения к нему – «Встань и иди» (1987), вспомнил первую любовь – «Дафнис и Хлоя» эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя (1994), описал роман с тёщей – «Моя золотая тёща» (1994), оставил крайне пессимистическую повесть-завещание «Тьма в конце туннеля». Посмертно опубликованный «Дневник» (1995) полон крайней откровенностью и однозначно нелицеприятными оценками своего окружения.

Умер Ю.Нагибин в Москве 17 июня 1994 года.

В фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского имеются книги Ю.М.Нагибина в адаптированных форматах.