Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) – знаменитый русский писатель, один из великих мастеров прозы и драматургии в русской классической литературе, автор бессмертных произведений «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Мёртвые души» и многих других.
Николай Гоголь родился 1 апреля 1809
года в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского в местечке Большие
Сорочинцы (Полтавская губерния). Он происходил из старинного украинского
казацкого рода и был потомком известного казака Остапа Гоголя, бывшего в конце
XVII века гетманом Правобережной Украины.
Гоголь родился третьим в семье, где
всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мёртвыми,
так что он был первым выжившим ребёнком.
Имя Николай он получил в честь иконы
Святого Николая, находившейся в местной церкви.
В годы своего гимназического ученичества
Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и
неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и,
как ни странно, сочинения писал плохо. В гимназии обучение было организовано
даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись
наказания розгами, отведать которых приходилось и Гоголю.
Уже в гимназии Гоголь не представлял
свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был
уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в
которые верил. И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло
отражение в особенностях его творчества.
В 1830 г. в журнале «Отечественные
записки» появилась первая повесть Гоголя «Басаврюк», впоследствии
переработанная в повесть «Вечер накануне
Ивана Купала». В декабре в альманахе Дельвига «Северные цветы» напечатана
глава из исторического романа «Гетьман».
Гоголь сблизился с Дельвигом, Жуковским,
Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных
взглядов и литературного таланта молодого Гоголя.
Пушкин ввёл его в свой круг, где бывали
Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов; дал ему сюжеты для «Ревизора» и
«Мёртвых душ». «Когда я творил, –
свидетельствовал Гоголь, – я видел перед
собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово».
Литературную известность Гоголю принесли
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
(1831 – 32), повести «Сорочинская
ярмарка», «Майская ночь» и др.
В 1833 г. Николай Васильевич пришёл к
решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен
адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском
университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла «Тараса Бульбы». В 1835г. он оставил
университет и целиком отдался литературному творчеству.
Гоголь отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он
чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей. Как только в
компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.
Николай Васильевич боялся грозы. По
словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.
Писатель ходил по улицам и аллеям обычно
с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.
Необычным было также для него, как
мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Гоголь вязал на спицах шарфы, кроил
сёстрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки. Гоголь любил
готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков –
козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он
называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!».
Писатель обожал миниатюрные издания. Не
любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только
потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).
За время жизни в Риме Н.В. Гоголь пристрастился
к капучино, спагетти и аперитиву. Сам готовил вдохновенно и с удовольствием
потчевал всех своих знакомых и гостей в России этими макаронами, а никто из
русских это не воспринимал и не понимал, но делали вид, что всё замечательно.
Гоголь часто, когда писал, катал шарики
из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых
сложных задач.
Но, несмотря на количество странностей,
посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него
каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель был
чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии.
Гоголь не был женат. Также истории
ничего не известно о его романах и связях с какими-либо женщинами.
Широко известен биографический факт, что
Гоголь был сладкоежкой. Он в невероятных количествах поглощал сладости, и
всегда забирал сахар, подаваемый к чаю, чтобы потом грызть его в течение дня.
Гоголь стеснялся своего большого носа
необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на
рисунках. Поэтому на разных портретах Гоголь выглядит по-разному. Переживания
по поводу собственного носа у Гоголя были настолько сильными, что, в конце концов,
вылились в повесть «Нос».
Сюжет «Ревизора» был основан на реальных событиях, и был подсказан
писателю Пушкиным. И именно Пушкин уговаривал продолжать работу над «Ревизором»,
когда Гоголь решал покончить с произведением.
Знаменитое произведение писателя «Вий» скорее всего, было от начала до
конца вымыслом самого Гоголя. Хотя он утверждал, что слово в слово пересказал
народное предание, исследователям не удалось обнаружить никаких следов сюжета «Вия»
в народном фольклоре.
В конце жизни психологическое состояние
Гоголя существенно ухудшилось, и он, видимо, сильно попал под власть
собственных страхов. Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно
не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально
по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только
то, что до трёх часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель,
достал из него какие-то листы бумаги, а всё, что в нём осталось, велел
немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо
рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжёг второй
том «Мёртвых душ», но некоторые
биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд
ли, кто-то узнает.
Также он распорядился, чтобы его
надгробие соответствовало православным канонам, и велел не хоронить тело до тех
пор, пока на нём не появятся явные признаки разложения.
При перезахоронении Гоголя, по одной из
версий его голова была повернута в сторону, а по другой – вообще отсутствовала,
так как была похищена для коллекции основателя театрального музея Алексея
Бахрушина. Впоследствии эта версия была обыграна Булгаковым в романе «Мастер и
Маргарита» в эпизоде с похищением Бегемотом головы Берлиоза.
При перезахоронении на новой могиле
Гоголя решили установить бюст, а камень, лежавший там ранее, перенесли на
могилу Булгакова. Так после смерти протянулась связь между, наверное, двумя
самыми мистическими русскими писателями. После этого в новом свете предстает
фраза Булгакова, обращённая к Гоголю: «Учитель,
укрой меня своей шинелью».
Смотрите видеофильм Леонида Парфёнова «Птица-Гоголь», снятый к 200-летию
Николая Васильевича Гоголя.
В фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского имеются книги Н.В.
Гоголя в адаптированных форматах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий