В
атаку конь тебя несёт,
В
бою нет ближе друга.
От
верной смерти он спасёт –
Хоть
дождь, хоть снег, хоть вьюга.
Яков Энтин
Многие годы лошади были верными
спутниками человека. Их использовали как в мирное время, так и на войне. Армии
древнего мира сокрушали противника многочисленной конницей. С приходом
научно-технической революции лошадь перестаёт быть основным источником
механической работы. Казалось бы, в то время, когда на поле боя уже
главенствуют смертоносные пулемёты, танки и артиллерия, лошадям делать
совершенно нечего, ведь их тело, не прикрытое бронёй, легко могла настичь
шальная пуля. Однако эти копытные оказали неоценимую помощь красноармейцам.
К началу Великой Отечественной войны
Красная армия была значительно моторизована, но потеряла большую часть своей
военной техники. Эти потери срочно начали устранять путём формирования конной
пехоты. Этих благородных животных использовали, в первую очередь, из-за их
превосходной проходимости. Там, где техника не могла проехать, спасали кони.
Самое главное – они делали это незаметно. Конь может преодолеть 100 км за день
с максимальной скоростью 20 км/ч.
Вот что писал в своей докладной записке
немецкий генерал Гальдер: «Мы постоянно
сталкиваемся с конными соединениями. Они так манёвренны, что применить против
них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один
командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный
дух войск».
В армии лошадей применяли и как транспортную
силу, особенно в артиллерии. Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без
всяких жалоб и капризов тянули орудия (гаубицы 152 калибра весом 3600 кг),
меняя огневые позиции батареи. Не только пушки и снаряды были заботой лошадей. Обозы
с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции лошади. Кстати, именно
для этих даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь 350 лошадей.
Невозможно представить себе командиров
батальонов и полков без их верных четвероногих помощников. Бойцы, назначенные
связными, также часто предпочитали коня мотоциклу. Нередко бывало и то, что
пехота выезжала на позиции не на грузовиках, а на конных подводах. А
перемещения и рейды партизанских отрядов без подобного вида транспорта даже
невозможно представить.
А сколько раненых обязано своей жизнью
этим скромным труженикам войны! Ведь большинство лазаретов и медсанбатов также перемещалось
только посредством этих усердных животных. Если бы не они, раненым солдатам не
успевали бы вовремя предоставлять медицинскую помощь.
Кавалерия участвовала в большинстве
крупных операций. Кавалерийские соединения использовались для развития прорыва,
окружения группировок противника, преследования, для нанесения контрударов. В
июле 1941 г. под командованием Л. М. Доватора (возглавлял отдельную
кавалерийскую группу Западного фронта в составе 50-й и 53-й кавалерийских
дивизий) было совершено множество атак. Один из самых успешных его боёв был
проведён с конниками группы Туганова. Это были профессиональные артисты
Московского цирка. Вот как проходила эта битва.
Выгодно расположившие пулемётные точки,
немцы держали под перекрёстным огнём все подступы к своим укреплениям. Конникам
был отдан приказ взять высоту. В назначенный час конная лава ринулась на
укрепления противника. Грянули пулемётные очереди. Смелости лошадей, несущихся
на пули, не было предела. И вдруг немцы видят: лошади скачут одни вперед,
всадников срезали пули... Свою ошибку фрицы поняли слишком поздно – прятавшиеся
под крупом лошадей кавалеристы «вернулись» в сёдла, когда до укреплений врага
оставались считанные метры. Высота была взята. Немцы понесли крупные потери.
Какие же породы лошадей преобладали в
кавалерии во время Великой Отечественной войны? Самые разные. Любая
кавалерийская часть располагала в первую очередь теми породами, которые были
популярны в местах формирования подразделения. Донские казаки отдавали
предпочтение донской породе. Лихие джигиты с Кавказа больше всего ценили
кабардинских лошадей. Гордые наездники из Средней Азии обычно восседали на
ахалтекинцах. Сибиряки не могли нарадоваться на кузнецкую породу. Но бывало и
так, что конные части приходило пополнение из метисов и полукровок. И, надобно
заметить, в большинстве случаев они также честно несли службу, как и их «чистопородные»
собратья.
Но лучшими считались монгольские лошади.
Поставки этой породы копытных начались уже в 1941 году. За годы войны было
поставлено около 500 тысяч лошадей – «монголок». Фактически в 1943-1945 годах каждая
пятая лошадь на фронте была «монголкой». Полудикие, неприхотливые и выносливые
монгольские лошади были приспособлены для экстремальных условий Восточного
фронта. Генерал И. Плиев, провоевавший в конно-механизированных группах с
1941-го по 1945 годы, от Смоленска, через Сталинград до Будапешта и Маньчжурии,
писал позднее: «…неприхотливая
монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».
Кавалерийские части были и в вермахте. Следует
заметить, что у противника в начале войны лошадей было меньше, однако, попав из
Западной Европы на российское бездорожье, немцы быстро осознали преимущества «четвероногой»
тяги, и количество лошадей в немецкой армии сильно возросло, в основном за счёт
оккупированных территорий.
Лошади внесли весомый вклад в
приближение долгожданной победы и именно поэтому на первом параде маршалы К. К.
Рокоссовский и Г. К. Жуков вели грандиозное событие, сидя верхом на двух
жеребцах.
Мы храним в памяти подвиги верных спутников
человека – в мире много памятников, установленных лошадям и всадникам. Но,
посвящённых коням – героям Великой Отечественной войны почти нет. Так, памятник
лошадям, погибшим в годы Второй мировой войны воздвигнут в Германии.
А в Москве в 2015 году установлен
памятник монгольским лошадям.
…И
стучат по планете копыта
Там,
где войн полыхает гроза.
Сколько
бедных их было убито,
Человечьи
их плачут глаза…
(В. Люсин
«Лошади»)
Давид
Закарян
Комментариев нет:
Отправить комментарий