22 октября 1870 года в старинной дворянской семьей Буниных родился будущий писатель, поэт, переводчик, первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России (1933 год) Иван Алексеевич Бунин.
Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября
1870 года в Воронеже, в обедневшей дворянской семье, окончил всего 4 класса
Елецкой гимназии, а детские и юношеские годы вплоть до 19 лет провел в
деревенской глуши Елецкого уезда Орловской губернии – на хуторе Бутырки, а
затем в деревне Озерки, в разорившемся имении Каменка.
Там, в мелкопоместных усадьбах, «в
глубочайшей полевой тишине» и в полустепных просторах, среди богатейшего чернозёма
и бедных крестьянских изб, впитывала душа подростка красоту и печаль России,
трагические загадки русской истории и национального характера. В детстве и
юности столкнулся Бунин с теми социально-психологическими сложностями русского
повседневного быта, русских нравов и русских характеров, которые он затем осмыслял
и разгадывал в своих книгах – «Деревне» и «Суходоле», многочисленных рассказах
и стихах, в «Жизни Арсеньева».
«Меня
всегда волновали земля и народ», – замечал впоследствии Бунин. Он
неизменно возвращался в родные края, жил в деревне и тогда, когда стал
знаменитым писателем. Оказавшись после Октябрьской революции в эмиграции, живя
во Франции, он до последних дней (умер Бунин в 1953 году) духовно возвращался
на Родину – в книгах, в думах, гневным осуждением фашистских орд, ворвавшихся в
Россию, неколебимой уверенностью в духовной силе и красоте русского человека.
Детские и юношеские впечатления создают
основу писательской личности. Но какой огромный труд, сколько мук и усилий
духа, страданий, сомнений и радостей ума и сердца надо было пережить, сколько
потребно было узнать и увидеть в мире, чтобы затерянную в деревенской или
провинциальной глуши жизнь русского человека вывести на просторы истории и
вселенной, связать, по словам Горького, «с общечеловеческим на земле».
Я
человек: как бог, я обречён
Познать
тоску всех стран и всех времён.
Интерес ко всем векам и странам заставил
художника исколесить почти весь мир. Он изъездил всю Европу, путешествовал по
странам Ближнего Востока, бывал в Турции, в Греции, в Египте, Сирии, Палестине,
на окраинах Сахары, на Цейлоне, в Индии... Русская деревня и сторожевые курганы
Дикого поля, места, где бились полки Игоревы, комфортабельные европейские
отели, новейшая техника океанских кораблей н пирамиды Хеопса, развалины
Баальбека, стихия тропиков и океана, жизнь русских крестьян, цейлонских рикшей,
американского миллионера – всё вбирала его редкая память, послушная зову
призвания.
Не было, пожалуй, другого писателя,
который бы столь родственно, столь близко воспринимал и вмещал в своём сознании
далёкую древность и современность, Россию, Запад и Восток.
Дворянин по происхождению, разночинец по
образу жизни, поэт по дарованию, аналитик по складу ума, неутомимый
путешественник, Бунин совмещал, казалось бы, несовместимые грани
мировосприятия: возвышенно-поэтический строй души и аналитически-трезвое
видение мира, напряжённый интерес к современной России и к прошлому, к странам
древних цивилизаций, неустанные поиски смысла жизни и религиозное смирение
перед её до конца непознаваемой сутью.
Современник JI. Толстого, Чехова и
Горького, Н. Рериха и Рахманинова, страстный и даже пристрастный свидетель
бурных революционных событий в России, Бунин нередко спорил с историей, с
веком, с современниками. Он отвергал революционное пересоздание жизни, отвергал
любое насилие, хотя сам понимал и предугадывал и неизбежность преобразования
мира, и неизбежность, даже праведность народного восстания против жестокой несправедливости,
беспощадности и безнравственности власть имущих.
Глубина и масштабность бунинских
произведений о русской деревне откроется лишь тем читателям, которые за
блестяще выписанными картинами, нередко беспощадно жестокими, почувствуют болевой
накал философских и социально-нравственных исканий художника, высоту его
устремлений, немеркнущую силу его очищающего и возвышающего слова.
Бунинское слово прекрасно потому, что
оно полновесно, оно выстрадано и выношено умом и сердцем мыслителя, философа,
поэта. Бунин никогда не играл словом, не искал новых сногсшибательных
словообразований, чем грешили некоторые символисты, акмеисты, футуристы и их
позднейшие эпигоны. Слово у Бунина не гремит, как погремушка, оно – живое,
музыкальное. В нём – перезвон колоколов и колокольцев, что отлиты умелыми
мастерами, где только им известный сплав металлов, меди, олова и серебра.
В бунинском слове, как в колокольном
звоне, – своя энергия, свой сплав поэзии и прозы, мужества и сердечности,
сострадания и гнева, восхищения и негодования, веры и сомнений.
Бунин всегда трепетно, молитвенно
относился к слову. В годы словесного блуда, «в дни злобы и страданья» писатель
звал беречь «наш дар бессмертный – речь».
Он верил:
Молчат
гробницы, мумии и кости, –
Лишь
слову жизнь дана:
Из
древней тьмы, на мировом погосте
Звучат
лишь Письмена.
Посвящение в любовь (1994 год)
Рассказы
«Лёгкое дыхание», «Холодное дыхание», «Качели», которые легли в основу этого
фильма, были написаны И.А. Буниным в эмиграции и навеяны воспоминаниями о
юности и первой любви.
Ефремовский дом-музей И. А. Бунина (Тульская область)
Ознакомиться с произведениями Ивана
Бунина, имеющимися в фондах СКБСС им. В. Маяковского можно здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий