2.1.
Самостоятельность в еде
Кухня является
сосредоточием волнующих запахов и интересных вещей, которые можно исследовать.
Во многих домах это место, где собирается вся семья. Пусть ваш ребёнок
присутствует там как можно больше: и когда вы готовите еду, и когда едите все
вместе. Накрывая на стол, называйте посуду и кому она предназначена: «Это
тарелка твоего брата».
Ребёнок, еще не
умеющий ходить, с удовольствием будет сидеть в высоком стульчике и пробовать,
что вы готовите на обед, или другую твёрдую пищу: сыр, печенье, бисквит,
маленькие кусочки хлеба. Ребёнок может отказываться от некоторой пищи, потому
что она окажется ему необычной. Будьте настойчивы и терпеливы, и он вырастет
привычным к пище любой консистенции. Любимая еда может быть прекрасным мотивом
для зрительного слежения, стимулирования ребёнка тянуться к ней, хватать, размазывать
по тарелке. Ребёнок, начинающий ходить, уже может помочь вам перемешивать
продукты в миске. Выполняйте эти действия вместе с ним, руководя движениями его
рук.
И, наконец,
время еды – это время социальных контактов. Если возможно, организуйте
совместные семейные трапезы. Пусть все члены семьи участвуют в кормлении ребёнка
и включают его в совместный разговор.
Кормя малыша, сажайте его в такое положение, в котором
ему будет удобнее есть. Можете посадить ребёнка на колени, поддерживая его голову и плечи локтем. Посадите его на специальный стул или сидение для детей, отклонив спинку немного назад.
Когда ребёнок подрастет, можно использовать высокий или
удобный обычный стул.
Помогите ребёнку научиться откусывать еду передними зубами, а жевать боковыми. Покажите,
что значит жевать, положив
его руку к себе на подбородок. Если ребёнок не поймет, тихонечко подвигайте его нижней челюстью,
чтобы он почувствовал.
Слепому ребёнку необходимо осторожно поднимать подбородок, подносить ложку ко рту и одновременно говорить: «Открой рот». В относительно короткое время он научится открывать рот сразу, как только проглотит
порцию пищи. Когда ребёнок при кормлении с ложки начал
захватывать пищу губами,
уже не нужно опрокидывать ему пищу в рот, достаточно
лишь коснуться ложкой его губ. Кормите ребёнка всегда в одинаковой
обстановке, чтобы он знал, чего можно ждать. Уберите всё, что может отвлекать
внимание, например, блестящие вещи или лишние звуки. Постарайтесь обучать
определённому навыку всегда одинаково, используя примерно одни и те же слова и
действия. Хорошо начинать и оканчивать упражнение определённым словом или
действием – так ребёнок будет знать, что дальше вы будете делать что-то
другое. «Ужин окончен», – эти слова папа всегда говорит после ужина.
Знакомьте ребёнка с различными продуктами (какие они были и какие стали после приготовления).
Чтобы ребёнок
научился есть сам, он должен освоить некоторые навыки приёма пищи. Эти навыки лучше осваивать в определённом возрасте.
До года ребёнок
должен научиться:
·
правильно
сидеть,
·
держать
свою бутылочку,
·
есть
пюреобразную еду,
·
пить из чашки,
·
есть руками.
К трём годам ребёнок может научиться есть самостоятельно большинство продуктов, которые едят взрослые. Покупайте
ему яркие, прочные, лёгкие вещи: чашки, тарелки, ложки и т. д. Разрешите
поиграть с ложками, обследовать тарелки, подержать чашку. Если ребёнок будет трогать еду, он больше узнает о её форме и консистенции. Разрешите малышу играть с едой, например,
с макаронами без соуса. Когда
ребёнок ест, он может
много мусорить, но, с другой стороны, это придаст ему уверенности в процессе
еды. Научить малыша есть аккуратно – трудная задача, нужно набраться
терпения.
Вначале ребёнку может потребоваться много помощи, чтобы научиться класть еду в рот, но постепенно он научится делать это сам. Можно использовать шоколадное или овсяное печенье, сухари, огурцы, сухие колбасы, дыню,
арбуз и т.д. Если ребёнку никогда не позволяли есть руками,
то у него вряд ли будет желание есть ложкой; умение есть руками предшествует
обучению есть ложкой.
Это правило распространяется как на зрячих детей, так и на слепых.
Умение
пользоваться чашкой
Начинайте обучение
самостоятельности в еде с 6 месячного возраста с обучения
питью из чашки. Сначала дайте малышу потрогать её, жидкость внутри, понюхать, подержать чашку руками, когда вы
подносите её к его рту. Потом
пусть сделает несколько
глотков из чашки и поможет поставить её
на стол. Можно использовать специальную чашку.
Это чашечка с носиком, со специальными
углублениями по ободку. Полезно научить ребёнка ставить
чашку обратно для того, чтобы потом он сам мог легко её найти.
Вначале лучше
давать малышу маленькую чашку, наполовину наполненную жидкостью, поскольку руки
у него еще слабые. Следите, чтобы чашка не оказалась горячей – это приведёт к
отказу ребёнка держать её в руках. Возможно, что первое время ребенок будет
выпускать чашку из рук сразу же после того, как пища попала в рот. Но со
временем он научится ставить её на стол. Научите держать чашку сначала двумя
руками, а затем за ручку. Помогайте пить, слегка поддерживая её снизу. Научите
найти свободное место на столе и только потом ставить туда чашку.
Умение
пользоваться столовыми приборами
Ребёнка нужно научить держать столовые приборы, брать
ими еду и нести её в рот, есть ложкой и вилкой. Сядьте сзади и делайте всё его руками, постепенно снижая помощь.
Будьте терпеливы, вначале ваш малыш будет
много мусорить, может потребоваться год или
больше, чтобы научить ребёнка хорошо есть самому. Родители должны почувствовать, когда
предоставить ему возможность самостоятельно
подносить ложку ко рту, помогая только наполнять её, а впоследствии
научить его делать и это самостоятельно, пусть даже с помощью пальцев.
Обучение
самостоятельности в еде ложкой – сложный процесс. Первый урок начните с
небольшой порции каши – её легко зачерпнуть, она хорошо удерживается на ложке.
Сядьте сзади ребёнка или посадите на колени, вложите ему в правую руку ложку.
Он может держать её в кулаке. Зачерпните кашу и помогите направить ложку в
рот. Дайте возможность ребёнку самостоятельно повторить действие.
Приучайте
ребёнка не наклоняться низко над тарелкой во время еды. Объясните ему, что
«копание» в тарелке неприятно для людей, сидящих с ним за столом. Чтобы этого
не произошло, и поисковые движения за столом были сведены к минимуму, в семье
должны быть выработаны определённые правила сервировки стола. Например, яркая
салфетка на столе, на ней тарелка с едой, справа ложка или вилка, слева блюдце
с хлебом. Под блюдцем – бумажная салфетка. За тарелкой прямо перед малышом
чашка или стакан. Ребёнок легко запомнит расположение предметов.
Необходимо
научить малыша ориентироваться и в собственной тарелке. Если ребёнок пробует
впервые какое-то блюдо, разрешите ему обследовать его руками, чтобы иметь представление
о нём. Впоследствии ему уже не понадобится лезть в тарелку руками. Пищу на
тарелке раскладывайте в определённой последовательности. Например, котлета,
мясо, рыба всегда будут справа, гарнир – слева. Следуйте этому правилу
неукоснительно. Научите ребёнка обследовать содержимое тарелки вилкой или
ложкой. Учите начинать еду с самого маленького кусочка, чтобы удостовериться,
что пища не горячая. Главным помощником во время еды должен быть кусочек хлеба
(«корочка – помогалочка»). Этой корочкой в левой руке ребёнок помогает себе
зачерпнуть или наколоть пищу.
Обучение
пользованию ложкой обычно сопряжено с бóльшими трудностями, чем обучение
пользованию чашкой. Прежде всего, нужно познакомить малыша с ложкой и тарелкой
(обследовать и назвать их). Рукой ребёнка надо потрогать дно пустой тарелки,
затем положить в тарелку еду (не горячую) и тоже потрогать её, объясняя при
этом каждое своё действие. После этого можно дать ложку, сказав, что есть нужно
ложкой, а не руками.
Ребёнок может
сопротивляться, если взрослый пытается действовать при кормлении его рукой.
Можно попробовать положить его руку на свою. Таким образом, рука ребёнка будет
следовать за рукой взрослого.
После того, как малыш
научится держать в руках ложку, наиболее трудной операцией становится
зачерпывание пищи. Если пища не
жидкая, ребёнок часто пытается положить её в ложку левой рукой и, неся ложку ко
рту, поддерживать её. Если
своевременно начать обучение, то к трём годам ребёнок научится самостоятельно
есть ложкой и пить из кружки.
Не торопитесь, действуйте терпеливо и настойчиво, выполняя
всё вместе с ребёнком
(его руками).
Поведение за столом
Приучайте
ребёнка следовать определённому порядку
действий при еде:
·
Проверь,
как сервирован твой стол. Найди на столе все
нужные тебе предметы.
нужные тебе предметы.
·
Определи,
какое блюдо тебе подали.
·
Обследуй
содержимое тарелки вилкой или ложкой.
·
Ешь
не спеша. Помогай себе кусочком хлеба.
·
Поев,
проверь вилкой или ложкой, всё ли съедено.
·
Вытри
салфеткой рот.
·
Вилку,
ложку и салфетку положи на пустую тарелку.
·
Поблагодари
за обед.
Новые
требования следует предъявлять к детям постепенно, чтобы не вызывать
отрицательных эмоций. Необходимо также использовать
все возможности для поощрения, отмечать любые, хотя бы незначительные достижения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий