воскресенье, 14 августа 2016 г.

Самостоятельность в еде




2.1. Самостоятельность в еде

Кухня является сосредоточием волнующих запахов и инте­ресных вещей, которые можно исследовать. Во многих домах это место, где собирается вся семья. Пусть ваш ребёнок присутствует там как можно больше: и когда вы готовите еду, и когда едите все вместе. Накрывая на стол, называйте посуду и кому она предназначена: «Это тарелка твоего брата».


Ребёнок, еще не умеющий хо­дить, с удовольствием будет сидеть в высоком стульчике и пробо­вать, что вы готовите на обед, или другую твёрдую пищу: сыр, пе­ченье, бисквит, маленькие кусочки хлеба. Ребёнок может отказы­ваться от некоторой пищи, потому что она окажется ему необычной. Будьте настойчивы и терпеливы, и он вырастет привычным к пище любой консистенции. Любимая еда может быть прекрасным мотивом для зрительного слежения, стимулиро­вания ребёнка тянуться к ней, хватать, размазывать по тарелке. Ребёнок, начинающий ходить, уже может помочь вам пере­мешивать продукты в миске. Выполняйте эти действия вместе с ним, руководя движениями его рук.

И, наконец, время еды – это время социальных контактов. Ес­ли возможно, организуйте совместные семейные трапезы. Пусть все члены семьи участвуют в кормлении ребёнка и включают его в совместный разговор.

Кормя малыша, сажайте его в такое положение, в котором ему будет удобнее есть. Можете посадить ребёнка на колени, поддерживая его голову и плечи локтем. Посадите его на специальный стул или сидение для детей, отклонив спинку немного назад. Когда ребёнок подрастет, можно использовать высокий или удобный обычный стул.

Помогите ребёнку научиться откусывать еду передними зуба­ми, а жевать боковыми. Покажите, что значит жевать, по­ложив его руку к себе на подбородок. Если ребёнок не поймет, ти­хонечко подвигайте его нижней челюстью, чтобы он почувствовал.

Слепому ребёнку необходимо осторожно под­нимать подбородок, подносить ложку ко рту и одновременно гово­рить: «Открой рот». В относительно короткое время он нау­чится открывать рот сразу, как только проглотит порцию пищи. Когда ребёнок при кормлении с ложки начал захватывать пищу губами, уже не нужно опрокидывать ему пищу в рот, доста­точно лишь коснуться ложкой его губ. Кормите ребёнка всегда в одинаковой обстановке, чтобы он знал, чего можно ждать. Уберите всё, что может отвлекать вни­мание, например, блестящие вещи или лишние звуки. Постарайтесь обучать определённому навыку всегда одинако­во, используя примерно одни и те же слова и действия. Хорошо начинать и оканчивать упражнение определённым словом или действием – так ребёнок бу­дет знать, что дальше вы будете делать что-то другое. «Ужин окончен», – эти слова папа всегда говорит после ужина.

Знакомьте ребёнка с различными продуктами (какие они были и какие стали после приготовления).

Чтобы ребёнок научился есть сам, он должен освоить некото­рые навыки приёма пищи. Эти навыки лучше осваивать в определённом возрасте.

До года ребёнок должен научиться:
·                    правильно сидеть,
·                    держать свою бутылочку,
·                    есть пюреобразную еду,
·                    пить из чашки,
·                    есть руками.

К трём годам ребёнок может научиться есть самостоятельно большинство продуктов, которые едят взрослые. Покупайте ему яркие, прочные, лёгкие вещи: чашки, тарелки, ложки и т. д. Разрешите поиграть с ложками, обследовать та­релки, подержать чашку. Если ребёнок будет трогать еду, он больше узна­ет о её форме и консистенции. Разрешите малышу играть с едой, на­пример, с макаронами без соуса. Когда ребёнок ест, он может много мусорить, но, с другой сто­роны, это придаст ему уверенности в процессе еды. Научить малыша есть аккуратно – трудная задача, нужно на­браться терпения.

Вначале ребёнку может потребоваться много помощи, чтобы научиться класть еду в рот, но постепенно он научится делать это сам. Можно использовать шоколадное или овся­ное печенье, сухари, огурцы, сухие колбасы, дыню, арбуз и т.д. Ес­ли ребёнку никогда не позволяли есть руками, то у него вряд ли бу­дет желание есть ложкой; умение есть руками предшествует обуче­нию есть ложкой. Это правило распространяется как на зрячих де­тей, так и на слепых.

Умение пользоваться чашкой

Начинайте обучение самостоятельности в еде с 6 месячного возраста с обучения питью из чашки. Сначала дайте малышу потрогать её, жидкость внутри, понюхать, подержать чашку руками, когда вы подносите её к его рту. Потом пусть сделает несколько глотков из чашки и поможет поставить её на стол. Можно использовать специальную чашку. Это чашечка с носико­м, со специальными углублениями по ободку. Полезно научить ре­бёнка ставить чашку обратно для того, чтобы потом он сам мог легко её найти.

Вначале лучше давать малышу маленькую чашку, наполовину наполненную жидкостью, поскольку руки у него еще слабые. Следите, чтобы чашка не оказалась горячей – это приведёт к отказу ребёнка держать её в руках. Возможно, что первое время ребенок будет выпускать чашку из рук сразу же после того, как пища попала в рот. Но со временем он научится ставить её на стол. Научите держать чашку сначала двумя руками, а затем за ручку. Помогайте пить, слегка поддерживая её снизу. Научите найти свободное место на столе и только потом ставить туда чашку.

Умение пользоваться столовыми приборами

Ребёнка нужно нау­чить держать столовые приборы, брать ими еду и нести её в рот, есть ложкой и вилкой. Сядьте сзади и делайте всё его руками, постепенно снижая помощь. Будьте терпеливы, вначале ваш малыш будет много мусорить, мо­жет потребоваться год или больше, чтобы научить ребёнка хорошо есть самому. Родители должны почувствовать, когда предоставить ему возможность самостоя­тельно подносить ложку ко рту, помогая только наполнять её, а впоследствии научить его делать и это самостоятельно, пусть даже с помощью пальцев.

Обучение самостоятельности в еде ложкой – сложный процесс. Первый урок начните с небольшой порции каши – её легко зачерпнуть, она хорошо удерживается на ложке. Сядьте сзади ре­бёнка или посадите на колени, вложите ему в правую руку ложку. Он может держать её в кулаке. Зачерпните кашу и помогите напра­вить ложку в рот. Дайте возможность ребёнку самостоятельно по­вторить действие.

Приучайте ребёнка не наклоняться низко над та­релкой во время еды. Объясните ему, что «копание» в тарелке неприятно для людей, сидящих с ним за столом. Чтобы этого не произошло, и поисковые движения за столом были сведены к ми­нимуму, в семье должны быть выработаны определённые правила сервировки стола. Например, яркая салфетка на столе, на ней тарелка с едой, справа ложка или вилка, слева блюдце с хлебом. Под блюдцем – бумажная салфетка. За тарелкой прямо перед малышом чашка или стакан. Ребёнок легко запомнит расположение предме­тов.

Необходимо научить малыша ориентироваться и в собственной тарел­ке. Если ребё­нок пробует впервые какое-то блюдо, разрешите ему обследо­вать его руками, чтобы иметь представление о нём. Впо­следствии ему уже не понадобится лезть в тарелку руками. Пищу на тарелке раскладывайте в определённой последовательно­сти. Например, котлета, мясо, рыба всегда будут справа, гарнир – слева. Следуйте этому правилу неукоснительно. Научите ре­бёнка обследовать содержимое тарелки вилкой или ложкой. Учите начинать еду с самого маленького кусочка, чтобы удостовериться, что пища не горячая. Главным помощником во время еды должен быть кусочек хлеба («корочка – помогалочка»). Этой корочкой в ле­вой руке ребёнок помогает себе зачерпнуть или наколоть пищу.

Обучение пользованию ложкой обычно сопряжено с бóльшими трудностями, чем обучение пользованию чашкой. Прежде всего, нужно познакомить малыша с ложкой и тарелкой (обследовать и назвать их). Рукой ребёнка надо потрогать дно пустой тарелки, затем положить в тарелку еду (не горячую) и тоже потрогать её, объясняя при этом каждое своё действие. После этого можно дать ложку, сказав, что есть нужно ложкой, а не руками.

Ребёнок может сопротивляться, если взрослый пытается действовать при кормлении его рукой. Можно попробовать положить его руку на свою. Таким образом, рука ребёнка будет следовать за рукой взрослого.

После того, как малыш научится держать в руках ложку, наиболее трудной операцией становится зачерпывание пищи.   Если пища не жидкая, ребёнок часто пытается положить её в ложку левой рукой и, неся ложку ко рту, поддерживать её.   Если своевременно начать обучение, то к трём годам ребёнок научится самостоятельно есть ложкой и пить из кружки.

Не торопитесь, действуйте терпеливо и настойчиво, выполняя всё вместе с ребёнком (его руками).

Поведение за столом

Приучайте ребёнка следовать определённому порядку действий при еде:
·                    Проверь, как сервирован твой стол. Найди на столе все
нужные тебе предметы.
·                    Определи, какое блюдо тебе подали.
·                    Обследуй содержимое тарелки вилкой или ложкой.
·                    Ешь не спеша. Помогай себе кусочком хлеба.
·                    Поев, проверь вилкой или ложкой, всё ли съедено.
·                    Вытри салфеткой рот.
·                    Вилку, ложку и салфетку положи на пустую тарелку.
·                    Поблагодари за обед.

Новые требования следует предъявлять к детям постепенно, чтобы не вызывать отрицательных эмоций. Необходимо также ис­пользовать все возможности для поощрения, отмечать лю­бые, хотя бы незначительные достижения.