среда, 31 августа 2016 г.

Навыки ухода за жильём


4.6. Навыки ухода за жильём

При формировании у детей навыков ухода за жильём очень важ­но объяснить им, где накапли­вается пыль, показать эти места, дать почувствовать пыль, научить вытирать её без зрительного кон­троля. При нарушении зрения люди часто не замечают пыль в тех местах, которые не попадают им непосредственно под руки: пере­кладины на стульях, кроватях, оконных рамах, потолке (паутина), шкафах и т.д. Показать, в каких именно местах сильно пачкаются двери (особенно около ручек), ванна, раковины, унитаз, и с помощью каких приспособлений и средств их можно отмыть и вычистить.


Детям следует дать сведения о ежедневной, периодической и генеральной уборке. Они должны усвоить, что надо ежедневно поддерживать чистоту на кухне: протирать плиту, мыть раковину и посуду, подметать или протирать пол, убирать все вещи на свои места.
Не реже одного раза в неделю необходимо делать периоди­ческую уборку, т.е. тщательно мыть полы, отодвигая мебель, выти­рать пыль, мыть раковину, ванну, чистить плиту.
Генеральную уборку надо делать один раз в месяц, перед праздниками, при смене сезона: мытьё дверей, стен, окон, уход за мебелью, ков­рами, стеклянными поверхностями, зеркалами. Во время уборки особенно внимательно следует отнестись к местам вокруг дверных ручек, ручек холодильника, вокруг выключателей, раковин; обмес­ти пыль с потолков.

Обучение подметанию пола

Уже с раннего возраста научите ребёнка держать веник или половую щётку. Поначалу он будет держать веник двумя руками, и только с возрастом, когда руки окрепнут, сможет держать его, как все взрослые.
Опыт показывает, что незрячим людям удобно подметать пол босиком, так как подошвами ног легко оценить качество работы.
Для начала необходимо мысленно разделить комнату на небольшие секторы: у шкафа, вдоль окна, под столом, у двери и т. д. Подметать надо каждый участок в отдельности, начиная с самого дальнего угла, двигаясь по направлению к двери приставными шагами.
Веником или щёткой нужно мести перед ногами, не касаясь их.
Научите ребёнка собирать мусор на совок, проверяя рукой качество работы, и выбрасывать его в специально отведенное место.

Мытьё пола

Мыть пол так же необходимо по определённому плану участками, которые можно выделить какими-нибудь ориентирами (стулья, шкафы, стол и т.д.). Не рекомендуется мыть пол скомканной тряпкой, т.к. это неудобно и снижает качество работы.
Показ действий необходимо сопровождать словами: «Опускаем тряпку в ведро с водой, несколькими движениями споласкиваем её, чтобы смыть мусор, пыль, грязь. Затем слегка отжимаем тряпку, чтобы вода сильно не стекала на пол, далее подносим тряпку к полу, рас­правляем и ведём по полу полосами. И, наконец, опять опускаем тряпку в ведро, полощем её в воде, хорошо отжимаем, расправляем над ведром; слегка встряхиваем и расправленной на полу тряпкой вытираем вымытый участок досуха».
Ведро с водой лучше ставить в одно опреде­лённое место, если комната небольшая; если площадь достаточно большая, то надо приучать детей на каждом участке ставить ведро в удобное место, где не наткнёшься на него и не опрокинешь.
В тех случаях, когда ребёнку противопоказано поднятие тяже­стей, воды надо наливать меньше (1/2, 1/3, 1/4 часть ведра), но ме­нять её чаще.

Как вытирать пыль

Необходимо научить детей вытирать пыль по определённому плану:
·        Мысленно разделить всю поверхность на участки, по полоскам, слегка заходящим одна на другую, в направлении «на себя» или по горизонтальным линиям.

·        При вытирании пыли левая рука контролирует качество работы. Слабовидящие дети должны тоже пользоваться этим приёмом, не склоняясь сильно над вытираемой поверхностью и не пропуская загрязнённые участки.