4.1. Уборка
игрушек
С раннего возраста нужно приучать малыша убирать на
место игрушки и всегда держать свой уголок в порядке. И не только после игры,
но и во время неё. Это даст ему возможность легко ориентироваться среди
игрушек: не искать их во время игры. Следите, чтобы ребёнок не складывал
игрушки в коробку в беспорядке (лишь бы на полу не валялись). При такой уборке
ребёнку с патологией зрения трудно возобновить игру, невозможно ориентироваться
в игрушках, а, следовательно, разворачивать игру по замыслу, а не ситуативно
(т. е. в зависимости от того, какую игрушку удастся достать из коробки).
Хорошо, если у малыша есть специально оборудованный
игровой уголок со стеллажом для игрушек, и он может свободно взять игрушку с
полки, а, поиграв, поставить на место. Приучайте ребёнка к тому, чтобы у него
не было несобранных пирамидок, разбросанных костей домино, рассыпанного конструктора
или мозаики.
Знакомя с новой игрой, покажите место каждой детали,
поупражняйтесь в разборке и сборке игры, а уж потом объясняйте её действия или
правила. Теперь вы с полным основанием можете требовать от ребёнка порядка.
Настольные и все другие игры должны храниться только в собранном состоянии,
чтобы в любой момент ребёнок мог к ним обратиться. Безусловно, будут и
потерянные солдатики, фишки, кубики. Приучайте каждую найденную деталь
складывать в специально отведённую для этих целей коробку. Раз в одну-две
недели устраивайте вместе с ним ревизию в игрушках и разбирайте коробку с
«потеряшками». Помните, приучение малыша к порядку и самоорганизации начинается
с элементарных вещей и требует от родителей последовательности и твердости.
Важно научить ребёнка эффективным поисковым приёмам. Обратите внимание малыша на то, что всякая вещь,
падая, издает какой-либо звук. Упражняйте в распознавании различных звуков,
издаваемых вещами при падении. При этом обратите внимание на направление
(«упало слева»), характер движения («покатилось, рассыпалось» и пр.) и звука
(«звук тихий, значит, упало на ковёр»). Такой анализ поможет эффективнее вести
поиски. Если ребёнок отыскивает вещь, находящуюся на полу, можно учить его действовать
двумя способами:
1-й способ ─ малыш сидит на корточках, а ладонью руки
совершает поиск предмета, двигая рукой по кругу или по дуге. Радиус круга или
дуги постепенно увеличивается до тех пор, пока ребёнок рукой не отыщет вещь;
2-й способ ─ если ребёнок ищет предмет, зная, что он
находится где-то перед ним (на полу, на плоскости стола), можно посоветовать
ему ладонью руки совершать зигзагообразные движения (так называемая «змейка»).
Упражнения малыша в поисковых действиях помогут ему
справляться не только с уборкой игрушек, но и с выполнением других домашних
дел, поручений родителей, сделают его более самостоятельным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий