пятница, 26 августа 2016 г.

Уборка игрушек


4.1. Уборка игрушек

С раннего возраста нужно приучать малыша убирать на место игрушки и всегда держать свой уголок в порядке. И не только после игры, но и во время неё. Это даст ему возможность легко ориентироваться среди игрушек: не искать их во время игры. Следите, чтобы ребёнок не складывал игрушки в коробку в беспорядке (лишь бы на полу не валялись). При такой уборке ребёнку с патологией зрения трудно возобновить игру, невозможно ориентироваться в игрушках, а, следовательно, разворачивать игру по замыслу, а не ситуативно (т. е. в зависимости от того, какую игрушку удастся достать из коробки).


Хорошо, если у малыша есть специально оборудованный игровой уголок со стеллажом для игрушек, и он может свободно взять игрушку с полки, а, поиграв, поставить на место. Приучайте ребёнка к тому, чтобы у него не было несобранных пирамидок, разбросанных костей домино, рассыпанного конструктора или мозаики.

Знакомя с новой игрой, покажите место каждой детали, поупражняйтесь в разборке и сборке игры, а уж потом объясняйте её действия или правила. Теперь вы с полным основанием можете требовать от ребёнка порядка. Настольные и все другие игры должны храниться только в собранном состоянии, чтобы в любой момент ребёнок мог к ним обратиться. Безусловно, будут и потерянные солдатики, фишки, кубики. Приучайте каждую найденную деталь складывать в специально отведённую для этих целей коробку. Раз в одну-две недели устраивайте вместе с ним ревизию в игрушках и разбирайте коробку с «потеряшками». Помните, приучение малыша к порядку и самоорганизации начинается с элементарных вещей и требует от родителей последовательности и твердости.

Важно научить ребёнка эффективным поисковым приёмам. Обратите внимание малыша на то, что всякая вещь, падая, издает какой-либо звук. Упражняйте в распознавании различных звуков, издаваемых вещами при падении. При этом обратите внимание на направление («упало слева»), характер движения («покатилось, рассыпалось» и пр.) и звука («звук тихий, значит, упало на ковёр»). Такой анализ поможет эффективнее вести поиски. Если ребёнок отыскивает вещь, находящуюся на полу, можно учить его действовать двумя способами:

1-й способ ─ малыш сидит на корточках, а ладонью руки совершает поиск предмета, двигая рукой по кругу или по дуге. Радиус круга или дуги постепенно увеличивается до тех пор, пока ребёнок рукой не отыщет вещь;

2-й способ ─ если ребёнок ищет предмет, зная, что он находится где-то перед ним (на полу, на плоскости стола), можно посоветовать ему ладонью руки совершать зигзагообразные движения (так называемая «змейка»).

Упражнения малыша в поисковых действиях помогут ему справляться не только с уборкой игрушек, но и с выполнением других домашних дел, поручений родителей, сделают его более самостоятельным.