четверг, 25 августа 2016 г.

Участие в домашних делах


4. Участие в домашних делах

Обучение навыкам самообслуживания значительно расширяет самостоятельность, но не ограничивайтесь только этим. Помните, что вашему ребёнку придётся жить в мире зрячих, во многих бытовых ситуациях полагаться только на себя. Привлекайте его к участию в домашних делах как можно раньше. Он должен чувствовать себя полноценным членом семьи, её частью. Пусть у него будут определённые домашние обязанности, тогда он почувствует свою значимость. На третьем году жизни возможно обучение его некоторым действиям, связанным с бытовым трудом. Начинайте с лёгких поручений по дому, которые доступны ему, например, что-то принести или отнести (веник, совок). Можно привлекать ребёнка к уборке квартиры или кухни. Слепым детям доступно протирание мебели от пыли.


При обучении ребёнка всем этим элементарным трудовым навыкам продумайте порядок выполнения каждого действия, объясните, зачем оно нужно, и покажите, как его выполнять.

Есть целый ряд бытовых действий, которые мы выполняем по привычке и даже не задумываемся над тем, что слепой ребёнок может о них и не подозревать. Так, например, чтобы сделать чай сладким, мы кладём в него сахар, а чтобы остудить, доливаем холодную воду. Очень часто ребёнок получает чай уже сладким и остуженным. Если вы не расскажете и не покажете малышу все предыдущие действия, то он так и останется в убеждении, что чай таков всегда.

В быту для слепого ребёнка нет мелочей. Вы должны помнить, что если по возрасту и своим умениям он не может выполнять какое-либо действие, то он должен знать, что такое действие возможно и для чего оно совершается. У целого ряда действий имеется своя «предыстория», которую следует раскрыть слепому малышу.

Необходимо познакомить ребёнка с некоторыми простыми инструментами, употребляемыми для домашних работ (ножницами, швейными иглами, пилой, молотком), научить правильно обращаться с ними. Сначала действия с инструментами нужно показать на игрушках, после чего под наблюдением взрослых и в совместной деятельности с ними осваиваются аналогичные действия с настоящими инструментами. Конечно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности (концы ножниц должны быть закруглены и т. д.). Позднее ваш ребёнок будет использовать эти инструменты в обслуживающем труде.

Аккуратность в воспитании слепого малыша имеет особенно большое значение. Все предметы обихода, личные вещи, игрушки должны лежать на определённом месте. Нужно стараться, чтобы ребёнок как можно скорее запомнил, где лежит каждая вещь, и всегда клал её на место.

Мать может привлечь малыша и к своей «взрослой» деятельности.   Ребёнку можно доверить расставить посуду на столе. Дайте ему положить хлеб в тарелку, пересыпать сахар в сахарницу, поставить грязные тарелки в мойку. Готовя тесто для пирога или фарш для котлет, можно дать двух-трёхлетнему ребёнку слепить пирожок или котлетку. При чистке картофеля малыш может подавать картофелины или опускать почищенные в воду. Такая деятельность очень ценна для ребёнка, поскольку она способствует обогащению его чувственного опыта: участвуя в ней, он знакомится с окружающими предметами и учится действовать с ними. На каждом шагу его подстерегают «открытия». Так, он узнает, что «котлетку», которую он сделал, нельзя есть, пока мама её не пожарит, что к плите лучше не подходить, так как можно обжечься. Конечно, результат его деятельности ничтожен, чаще он даже мешает матери. Однако, если ребенок будет знать, что он «помогает маме», ─ это будет дисциплинировать его и ориентировать на результат труда.


Дети постарше могут выполнять довольно сложные домашние работы: подметание и мытьё пола, мытьё посуды, вытирание пыли, стирка мелких вещей и пр. При этом важно подключать все сохранные органы чувств ребёнка: внимание, память, мышление. При выполнении любых обязанностей по дому важны добросовестное отношение к ним и ориентация не на похвалу, а на стремление к самостоятельности, желание делать добро и заботиться о близких. Хотя вначале слепому ребёнку нужно много помощи, став по­старше, он может научиться помогать вам, как и другие дети. Сначала давайте ему простые маленькие задания, чтобы он по­чувствовал себя успешным. Когда малыш освоит больше навыков, усложняйте задания. Это уменьшит вашу работу, покажет ему, что он важный и нужный член семьи и вселит надежду на будущее.