4. Участие в домашних делах
Обучение навыкам самообслуживания значительно
расширяет самостоятельность, но не ограничивайтесь только этим. Помните, что
вашему ребёнку придётся жить в мире зрячих, во многих бытовых ситуациях полагаться
только на себя. Привлекайте его к участию в домашних делах как можно раньше. Он
должен чувствовать себя полноценным членом семьи, её частью. Пусть у него будут
определённые домашние обязанности, тогда он почувствует свою значимость. На
третьем году жизни возможно обучение его некоторым действиям, связанным с
бытовым трудом. Начинайте с лёгких поручений по дому, которые доступны ему,
например, что-то принести или отнести (веник, совок). Можно привлекать ребёнка
к уборке квартиры или кухни. Слепым детям доступно протирание мебели от пыли.
При обучении ребёнка всем этим элементарным трудовым
навыкам продумайте порядок выполнения каждого действия, объясните, зачем оно
нужно, и покажите, как его выполнять.
Есть целый ряд бытовых действий, которые мы выполняем
по привычке и даже не задумываемся над тем, что слепой ребёнок может о них и не
подозревать. Так, например, чтобы сделать чай сладким, мы кладём в него сахар,
а чтобы остудить, доливаем холодную воду. Очень часто ребёнок получает чай уже
сладким и остуженным. Если вы не расскажете и не покажете малышу все предыдущие
действия, то он так и останется в убеждении, что чай таков всегда.
В быту для слепого ребёнка нет мелочей. Вы должны
помнить, что если по возрасту и своим умениям он не может выполнять какое-либо
действие, то он должен знать, что такое действие возможно и для чего оно совершается.
У целого ряда действий имеется своя «предыстория», которую следует раскрыть
слепому малышу.
Необходимо познакомить ребёнка с некоторыми простыми инструментами,
употребляемыми для домашних работ (ножницами, швейными иглами, пилой,
молотком), научить правильно обращаться с ними. Сначала действия с
инструментами нужно показать на игрушках, после чего под наблюдением взрослых и
в совместной деятельности с ними осваиваются аналогичные действия с настоящими
инструментами. Конечно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности
(концы ножниц должны быть закруглены и т. д.). Позднее ваш ребёнок будет
использовать эти инструменты в обслуживающем труде.
Аккуратность в воспитании слепого малыша имеет
особенно большое значение. Все предметы обихода, личные вещи, игрушки должны
лежать на определённом месте. Нужно стараться, чтобы ребёнок как можно скорее запомнил,
где лежит каждая вещь, и всегда клал её на место.
Мать может привлечь малыша и к своей «взрослой»
деятельности. Ребёнку можно доверить
расставить посуду на столе. Дайте ему положить хлеб в тарелку, пересыпать сахар
в сахарницу, поставить грязные тарелки в мойку. Готовя тесто для пирога или
фарш для котлет, можно дать двух-трёхлетнему ребёнку слепить пирожок или
котлетку. При чистке картофеля малыш может подавать картофелины или опускать
почищенные в воду. Такая деятельность очень ценна для ребёнка, поскольку она
способствует обогащению его чувственного опыта: участвуя в ней, он знакомится с
окружающими предметами и учится действовать с ними. На каждом шагу его
подстерегают «открытия». Так, он узнает, что «котлетку», которую он сделал,
нельзя есть, пока мама её не пожарит, что к плите лучше не подходить, так как
можно обжечься. Конечно, результат его деятельности ничтожен, чаще он даже мешает
матери. Однако, если ребенок будет знать, что он «помогает маме», ─ это будет
дисциплинировать его и ориентировать на результат труда.
Дети постарше могут выполнять довольно сложные
домашние работы: подметание и мытьё пола, мытьё посуды, вытирание пыли, стирка
мелких вещей и пр. При этом важно подключать все сохранные органы чувств ребёнка:
внимание, память, мышление. При выполнении любых обязанностей по дому важны
добросовестное отношение к ним и ориентация не на похвалу, а на стремление к
самостоятельности, желание делать добро и заботиться о близких. Хотя вначале слепому
ребёнку нужно много помощи, став постарше, он может научиться помогать вам,
как и другие дети. Сначала давайте ему простые маленькие задания, чтобы он почувствовал
себя успешным. Когда малыш освоит больше навыков, усложняйте задания. Это
уменьшит вашу работу, покажет ему, что он важный и нужный член семьи и вселит
надежду на будущее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий